Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:23, курсовая работа
Целью работы является раскрыть теоретико-практические основы ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие, формы и виды расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализировать особенности введения учета расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «Башкиравтодор»;
разработать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1 Понятие, формы и виды расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Порядок расчетов с покупателями и заказчиками
1.3 Методология учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.4 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
2 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация бухгалтерского учета в организации ОАО «Башкиравтодор»
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Башкиравтодор»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии
3.2 Разработка мероприятий по улучшению учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
«УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ»
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1 Понятие, формы и виды расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Порядок расчетов с покупателями и заказчиками
1.3 Методология учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.4 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
2 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация бухгалтерского учета в организации ОАО «Башкиравтодор»
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Башкиравтодор»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Рекомендации по оптимизации учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии
3.2 Разработка мероприятий по улучшению учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование рыночных отношений, смена экономических и политических приоритетов, интеграция отечественной экономики в мировую систему хозяйствования приводят к усилению роли бухгалтерской информации в управлении хозяйственной деятельностью организаций. В настоящее время ни одна организация, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации.
Немаловажным звеном бухгалтерского учета является учет расчетов с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов.
Возможность предприятия осуществлять расчеты с покупателями и заказчиками в результате хозяйственной деятельности является возможным показателем его финансовой устойчивости. Ни одно предприятие не может существовать, не осуществляя расчетов с покупателями и заказчиками в результате своей деятельности.
Широкая же номенклатура товаров, различные методы учета, организация учета расчетов с множеством покупателей и заказчиков, постоянно изменяющаяся законодательная база делает работу бухгалтера любого предприятия крайне сложной и ответственной. Актуальность вопроса обусловила выбор данной темы курсовой работы.
Целью работы является раскрыть теоретико-практические основы ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
Предметом
исследования является
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Башкиравтодор».
В учебной и методической литературе довольно широко освещаются вопросы, посвященные учету расчетов с покупателями и заказчиками. Основой расчетов с покупателями и заказчиками является образование хозяйственных связей в процессе функционирования предприятия. Указанные связи представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг).
Так, Кондраков Н.П. определяет покупателей и заказчиков как организации, физические лица, которые покупают сырье, продукцию и другие товарно-материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг [11,c.422]. В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли, как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. Другая же часть дебиторской задолженности может перейти в разряд сомнительной.
Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Сапожникова Н.Г. справедливо утверждает, что для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может потребовать предварительной оплаты счета [13,с.15].
Каморджанова Н.А. считает, что в процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности [14,c.25].
Оценку состава и структуры задолженности следует производить по конкретным покупателям. При этом Стражев В. И. рекомендует изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия[16,c.27].
С мнениями различных авторов следует согласиться ведь, от качества оценки расчётов с покупателями и заказчиками зависит эффективность деятельности предприятия в целом.
Также одним из важнейших вопросов курсовой работы является нормативно-правовая база.
Организация бухгалтерского
учета в Российской Федерации, отвечающая
Международным стандартам учета и отчетности,
ориентированная на требования рыночной
экономики, предполагает четырехуровневую
систему документов, регулирующих и регламентирующих
учет.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1 Понятие, формы и виды расчетов с покупателями и заказчиками
Покупатели и заказчики - это юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары, работы и услуги организации.
С продажей предприятиями своей продукции покупателям и заказчикам связано возникновение обязательств. Дебиторская задолженность - это денежное выражение обязательств других лиц перед предприятием, возникающих в силу различных видов взаимоотношений или действующих законодательных актов. Наиболее распространенный вид дебиторской задолженности - задолженность покупателей и заказчиков за отпущенные им товары, материалы, услуги, выполненные и не оплаченные в срок работы; превышение задолженности по ссудам, выданным организацией своим работникам, над кредитами, полученными для этих целей. Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение.
Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На данном счете формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполнение работы, оказанные услуги, другие активы, право собственности, на которые перешло к покупателям, заказчикам согласно договорам купли-продажи или договорам поставки. На этом счете отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов
Платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Расчеты между юридическими лицами, расчеты граждан, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, производятся, как правило, в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки и другие кредитно-расчетные организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на производство данных операций. Безналичные расчеты могут проводиться в различных формах. Под формой расчетов понимают способ совершения безналичных расчетов, с применением установленного правительством документа. Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие основные формы расчетов: инкассо, платежными поручениями, акцептная, аккредитивная, вексельная, чеками, почтовыми переводами, и в порядке плановых платежей. Формы расчетов, предусмотренные законом, соответствуют банковским правилам и применяются в банковской практике в соответствии с обычаями делового оборота. По Гражданскому кодексу РФ стороны вправе установить в договоре любую из указанных форм.
При расчетах платежными поручениями покупатель сам проявляет инициативу платежа. Покупатель дает распоряжение своему банку перечислить указанную сумму на счет получателя средств. Банк, по поручению плательщика, обязуется за счет средств, находящихся на его счете перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица, на его счет в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный с соответствии с ним. Сроки осуществления безналичных расчетов определяются Банком России (ст. 863 Гражданского кодекса РФ). Банк может принять к исполнению платежное поручение о перечислении денежных средств, если его содержание и форма соответствуют предъявляемым к ним требованиям, установленным законом или изданным в соответствии с ними банковскими правилами. В соответствии с правилами, установленными Положением ЦБР от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчетах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.). Они должны содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер платежного поручения, дата выписки; номер банка плательщика, наименование; наименование плательщика, счет в банке; наименование получателя, счет в банке; наименование банка получателя, его номер; назначение и сумма платежа, цифрой и прописью [11,с.125].
Инкассовая форма расчетов регулируется правилами использования кассовых поручений, урегулированных в ст. 875 ГК РФ. При инкассо банк-эмитент обязуется по поручению и за счет клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа. Банк-эмитент, получив поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения любой иной банк (банк-исполнитель). Законодательное регулирование по расчетам по инкассо необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота. В настоящее время в банковской практике применяют следующие формы расчетов по инкассо:1) платежные требования, оплаченные в порядке предварительного акцепта; 2)платежные требования-поручения; 3) требования о без акцептном списании;4) инкассовые поручения [13,с.12].
Суть аккредитивной формы расчета – в особом договорном порядке расчетов между поставщиком и покупателем. Поставщик получит деньги лишь после того как выполнены заранее оговоренные условия и наступит событие, которое и будет служить сигналом к зачислению денег на его счет. К расчетам по аккредитивам во всем мире применяется следующая терминология: банк покупателя называется банком-эмитентом; покупатель (плательщик) - приказодателем или клиентом банка-эмитента; поставщик (получатель) - бенефициаром; банк поставщика – исполняющим банком. Существуют несколько видов аккредитивов. Покрытый и не покрытый аккредитивы затрагивают интересы только покупателя и не как не касаются поставщика. Безотзывный и отзывной аккредитив представляют собой интерес, прежде всего для поставщика. При отзывном аккредитиве банк покупателя может в любой момент без уведомления поставщика изменить условие провидения расчетов или же и вовсе отменить их. Соответственно в случае без отзывного аккредитива для изменений условий расчетом или отмены платежа требуется согласие поставщика (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема аккредитивной формы расчетов
Отметим, что аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски, как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов, если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.
По п.1 ст. 877 Гражданского кодекса РФ чеками признаются ценные бумаги, содержащие ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками