Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является всестороннее исследование бухгалтерского учёта расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- анализ нормативной базы, регулирующей порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками
- изучение документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение особенностей учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение вопросов проведения инвентаризации расчетов;
изучение сущности и классификации основных форм безналичных расчетов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Роль расчетов с покупателями и заказчиками в определении конечных результатов деятельности организации……………………………………….....5
1.1 Состояние расчетов с покупателями и заказчиками и их влияние на финансовый результат организации, задачи учета…………………………….5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………......7
1.3 Характеристика объекта исследования……………………………………...9
2 Документальное оформление и учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………13
2.1 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками…13
2.2 Учет отгруженных покупателям товаров, сдачи заказчикам выполненных работ, оказанных услуг………………………………………………………….15
2.3 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками с применением банковских карточек…………………………………………….16
2.4 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками по договорам мены, перевода долга, уступки требования, при зачете встречных однородных требований………………………………………………………...17
3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………19
3.1 Регистры синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………...….19
3.2 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками………………..21
3.3 Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками……22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

22222учет расчетов с покупателями и заказчиками 2 проверка.docx

— 75.80 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Роль расчетов  с покупателями и заказчиками  в определении конечных результатов  деятельности организации……………………………………….....5

1.1 Состояние  расчетов с покупателями и  заказчиками и их влияние на  финансовый  результат организации,  задачи учета…………………………….5

1.2 Нормативно-правовое  обеспечение учета расчетов с  покупателями и заказчиками……………………………………………………………………......7

1.3 Характеристика объекта исследования……………………………………...9

2 Документальное  оформление и учет расчетов  с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………13

2.1 Документальное  оформление расчетов с покупателями  и заказчиками…13

2.2 Учет отгруженных  покупателям товаров, сдачи заказчикам  выполненных работ, оказанных  услуг………………………………………………………….15

2.3 Особенности  учета расчетов с покупателями  и заказчиками с применением  банковских карточек…………………………………………….16

2.4 Особенности  учета расчетов с покупателями  и заказчиками по договорам  мены, перевода долга, уступки  требования, при зачете встречных  однородных требований………………………………………………………...17

3 Синтетический  и аналитический учет расчетов  с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………19

3.1 Регистры  синтетического и аналитического  учета расчетов с покупателями  и заказчиками………………………………………………...….19

3.2 Инвентаризация  расчетов с покупателями и  заказчиками………………..21

3.3  Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками……22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………...26

Приложение А Учетная политика организации………...…...………………...28

Приложение Б Товарно-транспортная накладная ТТН-1………...…………...31

Приложение В Товарная накладная ТН-2………………...……………………32

Приложение  Г Договор поставки……………………………………………….33

Приложение Д Договор купли-продажи…..……….…………………………..34

Приложение Е Журнал операций по счету 90…………………………………35

Приложение Ж Анализ счета 90…………..……………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать  без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии  организации. Синтетическая и аналитическая  информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о  результативности инвестиционной и  кредитной политики, о затратах и  эффективности производства позволяет  управлять хозяйственной деятельностью  и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные  планы развития производства.

Актуальность темы заключается  в том, что в рыночной экономике  экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственной  деятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов.

Также значимость данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой  расчетные отношения. При этом любая  организация может выступать  как дебитором, так и кредитором. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов имеет  большое значение в успешной работе предприятия.

Для обобщения информации обо всех видах расчетов организаций с  юридическими и физическими лицами предназначены счета VI раздела Типового плана счетов бухгалтерского учета  – Расчеты.

Формы и порядок расчетов с покупателями и заказчиками устанавливается  законодательством.

Целью работы является всестороннее исследование бухгалтерского учёта  расчетов с покупателями и заказчиками.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- анализ нормативной базы, регулирующей  порядок учета расчетов с покупателями  и заказчиками

- изучение документального оформления  расчетов с покупателями и  заказчиками;

- изучение особенностей учета  расчетов с покупателями и  заказчиками;

- изучение вопросов проведения инвентаризации расчетов;

 изучение сущности и классификации  основных форм безналичных расчетов;

Объектом исследования представленной работы является УП «Минонт-сервис».

Предметом исследования является организация  учета расчетов с покупателями и  заказчиками в УП «Минонт-сервис».

При проведении исследования применялись  аналитические методы и приемы, такие  как финансово-экономический анализ и технико-экономический анализ.

Для написания данной курсовой работы основными источниками информации выступали: учебник Левкович О.А. "Бухгалтерский  учет", Стражева Н.С., Стражев А.В. «Бухгалтерский учёт» и др.

В качестве информационной базы использовались нормативно-правовые акты: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте  и отчётности» от 18.10.1994 № 3321-XII (с  дополнениями и изменениями от 26.12.2007 № 302-3); Постановление Министерства финансов Республики Беларусь об утверждении  Типового плана счетов и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета от 29.06.2011г. № 50 (в редакции постановлений Минфина  от 20.12.2012г. № 77); Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» от 29.06.2000г. № 359 (с дополнениями и изменениями от 24.10.2011г. № 482) и др.), а также литература, отечественных авторов, посвящённая бухгалтерскому учёту расчетов с покупателями и заказчиками, учебные пособия зарубежных авторов, в которых затрагивается изучаемая проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Роль расчетов с покупателями  и заказчиками в определении  конечных результатов деятельности  организации

 

 

1.1 Состояние расчетов  с покупателями и заказчиками  и их влияние на финансовый  результат организации, задачи  учета 

 

Расчеты с покупателями и заказчиками  отражаются по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

В процессе своей деятельности предприятие  образует определенный круг покупателей  и заказчиков, которые с этим предприятием осуществляют хозяйственные связи, которые в свою очередь представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность, непрерывность и  своевременность реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие  выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а  другое – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемой продукции, работ, услуг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки поставляемой продукции, оказания услуг; порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками).

Покупатели и заказчики –  это организации, приобретающие  на основании договоров произведенную  продукцию, товары, прочие ценности, выполненные  работы и оказываемые им услуги.

В связи с этим любое предприятие  может выступать одновременно в  роли, как покупателя, так и заказчика. Основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это  активно-пассивный счет. На нем в  соответствии с планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию. Сальдо этого счета показывается развернуто. Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданных  заказчику работ, услуг, продукции  неоплаченных; сальдо кредитовое –  сумму полученных авансов; оборот по дебету – отпускную стоимость  сданных работ, услуг, продукции  в отчетном месяце и сумму погашенных авансов; оборот по кредиту – суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности.

Синтетический и аналитический  учет расчетов с покупателями и заказчиками  за отгруженные товары (оказанные  услуги) при журнально-ордерной форме  бухгалтерского учета (учет операций по счету 62) ведется в журнале-ордере, ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждого  дебитора, которые дают возможность  контролировать наличие задолженности покупателей, сроки оплаты за отгруженный товар. В зависимости от объема учетной работы и необходимости получения данных по различным группировкам можно вести несколько журналов-ордеров (по отдельным контрагентам, по транзитным операциям).

Аналитический учет по счету 62 ведут  в разрезе покупателей и каждого  отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по авансам  в рублях и в валюте и расчетов с покупателями в рублях и в  валюте (иностранными покупателями). Покупатели и заказчики должны погасить задолженность  по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока  и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки.

Поэтому для любого предприятия  одним из важнейших моментов в  деятельности является момент получения  сумм за поставленную им продукцию  и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению  дебиторской задолженности. Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, оказанные услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и другие). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений, другая же часть может перейти в разряд сомнительной.

Сомнительная дебиторская задолженность  свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного  принятия соответствующих мер для  устранения негативных последствий. Своевременное  принятие этих мер, возможно, только при  осуществлении со стороны предприятия  систематического контроля.

Дебиторскую задолженность можно  классифицировать по следующим признакам:

1. По продолжительности:

а) долгосрочная – подлежащая погашению  согласно договору более, чем через один год с момента ее возникновения;

б) краткосрочная – со сроком погашения по договору до одного года.

2. По сроку погашения:

а) срочная (текущая) – задолженность, срок погашения которой не наступил;

б) просроченная – срок погашения  которой уже прошел;

в) отсроченная – срок погашения по которой перенесен на более позднюю дату.

3. По отношению к отчетной  дате:

а) задолженность, платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты;

б) задолженность, платежи по которой  ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты.

4. По субъекту обязательств –  задолженность, возникающая из  расчетов с юридическими и  физическими лицами.

5. По способу расчета – обязательства  по дебиторской задолженности  могут быть выражены в рублях, иностранной валюте или условных  денежных единицах на день  платежа, что, в свою очередь,  требует расчета курсовых или суммовых разниц.

 

 

1.2 Нормативно-правовые  документы по учету расчетов  с покупателями и заказчиками

 

 

Одним из источников, которые положены в основу теоретического исследования являются нормативно-правовые документы.

Нормативно – правовое регулирование  взаимоотношений при расчетах с  покупателями и заказчиками осуществляется в соответствии со следующими документами:

- Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь №192 от 18.12.2008г "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная".[12]

-Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности»: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3322-XII. (с дополнениями и изменениями от 26.12.2007 № 302-3);

К документам нормативного регулирования  относят рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета. В первую очередь это учетная  политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные  на основании Закона "О бухгалтерском  учете и отчетности". Также  данным законом предусмотрено, что  организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета при  условии соблюдения нормативных  актов о бухгалтерском учете.

В соответствии с Законом "О бухгалтерском  учете и отчетности" предприятие  для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности обязано проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время  которой проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка. [10]

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками