Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является всестороннее исследование бухгалтерского учёта расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- анализ нормативной базы, регулирующей порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками
- изучение документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение особенностей учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение вопросов проведения инвентаризации расчетов;
изучение сущности и классификации основных форм безналичных расчетов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Роль расчетов с покупателями и заказчиками в определении конечных результатов деятельности организации……………………………………….....5
1.1 Состояние расчетов с покупателями и заказчиками и их влияние на финансовый результат организации, задачи учета…………………………….5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………......7
1.3 Характеристика объекта исследования……………………………………...9
2 Документальное оформление и учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………13
2.1 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками…13
2.2 Учет отгруженных покупателям товаров, сдачи заказчикам выполненных работ, оказанных услуг………………………………………………………….15
2.3 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками с применением банковских карточек…………………………………………….16
2.4 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками по договорам мены, перевода долга, уступки требования, при зачете встречных однородных требований………………………………………………………...17
3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………19
3.1 Регистры синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………...….19
3.2 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками………………..21
3.3 Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками……22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

22222учет расчетов с покупателями и заказчиками 2 проверка.docx

— 75.80 Кб (Скачать)

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

 

 

3 Синтетический и аналитический  учет расчетов с покупателями  и заказчиками 

 

 

3.1 Регистры синтетического  и аналитического учета расчетов  с покупателями и заказчиками

 

 

Информация о расчетах с покупателями и заказчиками за реализованные  товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а также по полученным авансам и предварительной оплате отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В УП «Минонт-сервис» рабочим планом счетов предусмотрены следующие субсчета:

62/1 – «Расчеты с покупателями  и заказчиками в рублях»; 

62/2 – «Расчеты с покупателями  за товары по договору комиссии»;

Счет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» дебетуется (кредитуется) в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на стоимость  строительных работ, выполненных привлеченными  в установленном порядке субподрядными  организациями. Дебетуется в корреспонденции  с кредитом счетов 90 «Доходы и  расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные  документы и в установленном  порядке признан доход. Кредитуется  в корреспонденции с дебетом  счетов учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая  суммы полученных авансов) и т.п.

Возможные хозяйственные операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками приведены в  таблице 3.1

Таблица 3.1 -  Хозяйственные операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Отражена задолженность покупателей  за отгруженную продукцию.

62

90/1

Сторнирована взысканная покупателем  сумма недостач и потерь, выявленных при приемке продукции 

(62)

(90/1)

Отражена взысканная покупателем  сумма недостач и потерь.

62

76/2

Отражена задолженность покупателей  за проданные:

62

91/1

объекты основных средств,

 нематериальные активы,

 объекты незавершенного строительства  и оборудование,

 материалы,

 ценные бумаги и другие финансовые  вложения.

Отражена арендная плата к получению (при признании доходов от аренды доходами от обычных видов деятельности).

62

91/1

Отражена арендная плата к получению (при признании доходов от аренды прочими доходами).

62

91/1

Начислены лизинговые платежи в соответствии с условиями договора.

62

90/1

Отражено исполнение обязательств организации  зачетом встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены.

60

62

Поступили денежные средства от покупателей  и заказчиков.

50, 51, 52

62

Поступили авансовые платежи в  счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).

50, 51

62

Поступили авансовые платежи в  иностранной валюте в счет предстоящей  поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).

52

62

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты отгруженной продукции (выполненных  работ, оказанных услуг).

62

62

Поступили денежные средства в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).

51

62

Поступила валютная выручка за проданную  продукцию, товары (работы, услуги)

52

62

Возвращены от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).

62

50, 51

Возвращены авансы покупателям и  заказчикам.

62

50, 51

Возвращены от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг) в иностранной валюте. Возвращены авансы покупателям и заказчикам в иностранной валюте.

62

52

Начислены положительные курсовые разницы  на задолженность покупателей и  заказчиков в иностранной валюте на дату совершения операции и отчетную дату (конец месяца).

62

91/1

Начислены отрицательные курсовые разницы  на задолженность покупателей и  заказчиков в иностранной валюте на дату совершения операции и отчетную дату (конец месяца).

91/1

62

Отражена положительная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных  видов деятельности.

62

90/1

Отражена отрицательная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных  видов деятельности.

62

(90/1)

Отражена положительная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже  основных средств и прочих активов.

62

91/1

Отражена отрицательная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже  основных средств и прочих активов- сторно.

62

(91/1)

     
     

Примечание  – Источник: собственная разработка

 

Хозяйственные операции по реализации оказанных услуг, выполненных работ УП «Минонт-сервис» за апрель 2013 года приведены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2- Хозяйственные операции по реализации работ, услуг УП «Минонт-сервис» за апрель 2013 года

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена фактическая себестоимость  выполненных работ

90/4

43,41

13 349 467

Сданы заказчикам работы, услуги

62/1

90/1

27 894 600

Исчислена сумма НДС (20%)

90/2

68

4 649 100

Списаны управленческие расходы

90/5

26

 

Отражен финансовый результат (прибыль)

99/9

99

9 896 033

Поступили денежные средства на расчетный  счет

51

62/1

31 756 992


Примечание – Источник: собственная  разработка на основании приложения Ж.

 

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется  по каждому предъявленному расчетному документу, а при планировании платежей в разрезе покупателей и заказчиков.

В УП «Минонт-сервис» регистрами аналитического учета являются: анализ счета, карточка счета, оборотная - сальдовая ведомость, ведомость по дебиту счета, журнал – ордер по кредиту счета, главная книга.

При применении метода начисления учета  реализации предприятиям разрешается  создавать резервы по сомнительным платежам за счет прибыли, при этом налогооблагаемая прибыль уменьшается.

 

 

3.2 Инвентаризация расчетов  с покупателями и заказчиками

 

 

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию активов  и обязательств [3,ст.12].

Инвентаризацию расчетов субъекты хозяйствования должны проводить как  минимум один раз в год перед  составлением годовой бухгалтерской  отчетности.

Для проведения инвентаризации  руководитель УП «Минонт-сервис» издает приказ, в котором определяется состав комиссии, объекты и сроки инвентаризации. Согласно учетной политики предприятия годовая инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится не ранее 1 декабря. При этом определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляются акты сверки расчетов с должниками.

В ходе инвентаризации проверяется  обоснованность сумм дебиторской и  кредиторской задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов, и наличие документов, которые  служат основанием для начисления и списания соответствующих сумм, проводится сверка расчетов с контрагентами путем направления им актов сверки. Следует отметить, что акт сверки не является первичным учетным документом и составляется в произвольной форме, законодательство не содержит особых требований к оформлению таких актов.

В актах сверки, составляемых в  ходе инвентаризации, как правило, указывается  сальдо расчетов, которое подтверждается подписями главных бухгалтеров  или ответственных лиц. Однако если планируется взыскание задолженности  в судебном порядке, в акт сверки необходимо внести реквизиты договора и первичных учетных документов, на основании которых возникла задолженность, а также предмет договора (товар, работа) и его стоимость. Кроме  того, акт сверки должен подписываться  руководителями либо уполномоченными  ими представителями обеих сторон.

Если в ходе инвентаризации выявлены ошибки, в бухгалтерский учет вносятся соответствующие исправления, которые  оформляются бухгалтерской справкой-расчетом

По общему правилу исправления  в учет вносятся в месяце, когда  были обнаружены ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде  эти искажения были допущены. Внесение исправлений, выявленных после окончания  отчетного года до составления годовой  бухгалтерской отчетности, отражается в бухгалтерском учете отчетного  года.

В налоговом учете допущенные ошибки исправляются путем пересчета налоговой  базы по налогам и представления  уточненных налоговых деклараций за прошлый налоговый (отчетный) период, в котором была допущена ошибка.

 

 

3.3  Совершенствование  учета расчетов с покупателями  и заказчиками

 

 

Для совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками  УП «Минонт-сервис» необходимо предусмотреть следующее: 

1. тщательный выбор покупателей и заказчиков, т.к. отношения с ними начинают формироваться уже на этапе их выбора, который в каждой компании происходит по-разному. Количество и состав покупателей и заказчиков, с которыми будут заключены договоры, во многом зависят от особенностей деятельности компании, действующих законодательных и технических ограничений, условий поставки. Но непосредственный отбор поставщиков многие компании предпочитают проводить на тендерной основе. Таким образом, можно не только подобрать наиболее подходящие для компании условия поставки, но и свести к минимуму возможные мошенничества сотрудников при отгрузках;

2. уделять большее внимание  условиям поставки, так как обе  стороны – компания-покупатель  и поставщик – стремятся достичь  наиболее выгодных для себя условий. Покупатель заинтересован в снижении цен, получении скидок, отсрочек платежа, коммерческих кредитов. Поставщик – ровно наоборот. Контракт на поставку продукции – это результат договоренности между сторонами, достигнутой по сумме договора, срокам платежей, лимитам задолженности. Но и поставщик, и покупатель будут стремиться использовать собственные экономические преимущества;

3.  проводить анализ состава  и структуры дебиторской и  кредиторской задолженности по  конкретным покупателям и заказчикам, а также по срокам образования  задолженности или сроках их  возможного погашения, что позволит  своевременно выявлять просроченную  задолженность и принимать меры  к ее взысканию. Данные о  сроках образования (погашения)  задолженности должны быть регулярными  и оперативными, их целесообразно  аккумулировать в отдельном документе,  например: реестр старения счетов  дебиторов, кредиторов. Составлять  такой реестр можно в виде  матрицы, по строкам указываются  субъекты задолженности, по столбцам  указываются субъекты задолженности,  по столбцам - сроки образования.  Реестр может оперативно выявлять  тех должников, успешная работа  с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех, с которыми должны устанавливаться особые отношения;

4. создать комиссию по работе  с дебиторской задолженностью по расчетам с покупателями и заказчиками, в обязанности которой должны входить систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;

5. Мотивация персонала

На предприятии должна быть предусмотрена мотивация персонала за соблюдение сроков оплаты задолженности покупателей и заказчиков.

6.Управление задолженностью компании  покупателей и заказчиков должно  представлять собой достаточно  отлаженный процесс, в котором  будут участвовать службы продаж, поставки или снабжения, руководители  проектов, финансовая, юридическая  службы, служба безопасности.

7. при принятии отгрузке товаров  покупателям  нужно следить  за тем, что бы был договор   на поставку данных товаров;

8. составить и соблюдать график  документооборота по операциям  с покупателями и заказчиками;

9. иные регулятивные требования, а также стандарты деятельности  и норм профессиональной этики,  внутренних документов, определяющих  политику и регулирующих товарные  операции.

10.  обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков предприятия в процессе его коммерческой деятельности.

11.  для совершенствования внутрихозяйственного контроля расчетов с покупателями и заказчиками обязательным является проведение инвентаризации данных расчетных отношений. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки составляются по состоянию на отчетную дату. Также должна быть создана инвентаризационная комиссия. В ходе своей работы она должна установить:

- правильность расчетов с банками,  финансовыми, налоговыми органами, другими организациями;

- правильность и обоснованность  числящейся в бухгалтерском учете  суммы задолженности расчетов  с покупателями и заказчиками   по недостачам и хищениям;

- правильность и обоснованность  сумм дебиторской, кредиторской  и депонентской задолженности  расчетов с покупателями и  заказчиками, включая суммы дебиторской  и кредиторской задолженности,  по которым истекли сроки исковой  давности.

12. проведение внутреннего аудита  расчетов с покупателями и  заказчиками. Желательно, чтобы лицо  проводящее аудит было в прямой  подчиненности руководителю предприятия.  Необходимо, чтобы данный сотрудник  имел  оптимальное соотношение  опыта, знаний, профессиональной  компетентности.

Вышеизложенные меры позволят предприятию  избежать появления таких неприятных моментов, как недостачи и штрафы и позволит судить о достоверности  отчетности, а также будут способствовать совершенствованию организации  расчетов и их учета, снижению дебиторской  задолженности и укреплению финансового  состояния исследуемого предприятия  УП «Минонт-сервис».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Информационной базой для выполнения данной работы послужили законодательные  и нормативные документы, книги  и учебные пособия, затрагивающие  вопросы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками