Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа
В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.
Введение
3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников
2004 году на расчеты
платежными поручениями
Виды и формы расчетов |
2004 год |
2005 год | ||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу | |
Наличный расчет |
32641,25 |
23,91 |
1205,46 |
14,24 |
Безналичный расчет в том числе: - платежное поручение - векселя - зачет взаимных требований - уступка прав требования |
103855,75
59486,24 26978,00
1307,51
16084,00 |
76,09
43,58 19,76
0,96
11,79 |
7259,54
3845,13 1846,25
596,16
972,00 |
85,76
45,42 21,81
7,04
11,49 |
Итого |
136497,00 |
100,00 |
8465,00 |
100,00 |
В 2005 году также увеличился удельный вес расчетов по взаимным требованиям с 0,96% до 7,04%. Необходимость взаимозачетных операций возникает тогда, когда между двумя предприятиями заключены два различных договора на поставку продукции (выполнение работ), а расчет денежными средствами невозможен. У предприятия в такой ситуации образуются взаимные кредиторская и дебиторская задолженности и возможным способом их погашения является зачет взаимных требований.
На протяжении всех лет используется форма расчетов посредством векселей. Расчеты с помощью векселей вызывают большой риск, так как большинство предприятий являются неплатежеспособными и поэтому не могут обеспечить оплату по векселю. Однако предприятие использует эту форму расчетов, тем более что ее применение увеличилось.
С переходом на рыночные отношения увеличились неплатежи с предприятий с дебиторами, за купленные товары, продукцию, работу и услуги. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос детализации дебиторской, а также кредиторской задолженностей.
При расчетах с поставщиками у предприятия наблюдается дефицит денежных средств, что приводит к кредиторской задолженности. Это означает, что в хозяйственно-финансовой деятельности используются средства, не принадлежащие предприятию, но оказавшиеся по каким-либо причинам в его обороте. В то же время покупатели продукции, товаров, работ и услуг не всегда вовремя расплачиваются с предприятием, что приводит к дебиторской задолженности. Таким образом, текущие обязательства предприятия представлены в виде дебиторской и кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность – это обязательства других предприятий, организаций или отдельных граждан перед данным предприятием. Эти обязательства возникают в связи с предоставлением им продукции или денежных средств, выполнением работ, оказанием услуг. Таких участников по обязательствам принято называть «дебиторы».
Кредиторская задолженность –
это обязательства данного
Состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженностей рассмотрим в таблице 8.
Проанализировав данную таблицу можно сказать, что дебиторская задолженность в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» сократилась в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 29,04%, при этом в структуре её произошли незначительные изменения. А именно, если в 2004 году на долю покупателей и заказчиков приходилось 98,72% всей дебиторской задолженности, а оставшиеся 1,28% отводилась прочим дебиторам , то в 2005 году на долю прочих дебиторов приходится уже 7,03%.
Положительным в данном случае является то, что в целом величина дебиторской задолженности на конец 2005 года сокращается, в том числе задолженность покупателей и заказчиков также сокращается на 33,18%.
Кредиторская задолженность в 2005 году по сравнению с 2004 годом сократилась значительнее дебиторской - на 66,45%. В структуре её также произошли значительные изменения. Удельный вес задолженности поставщиков и подрядчиков составил в 2005 году – 36,08 %, что на 84,56% меньше задолженности 2004 года. Задолженность перед персоналом организации увеличилась 2005 году по сравнению с 2004 годом – в 1,4 раза и составила 278 тыс. руб. Задолженность
Таблица 8 - Состав и структура дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
(на конец года)
Виды задолженности |
2004 год |
2005 год |
2005г. в % к 2004г. | ||
сумма, тыс.руб. |
% к итогу |
сумма, тыс.руб. |
% к итогу | ||
Дебиторская задолженность – всего в том числе: - покупатели и заказчики - прочие дебиторы |
13006
12840 166 |
100,00
98,72 1,28 |
9229
8580 649 |
100,00
92,97 7,03 |
70,96
66,82 3,9р. |
Кредиторская задолженность – всего в том числе: - поставщики и подрядчики - перед персоналом организации - перед государственными внебюджетными фондами - по налогам и сборам - прочие кредиторы |
13658
10706
199
266 585 1902 |
100,00
78,38
1,46
1,95 4,28 13,93 |
4582
1653
278
208 601 1842 |
100,00
36,08
6,07
4,54 13,12 40,19 |
33,55
15,44
139,70
78,20 102,74 96,85 |
перед государственными внебюджетными фондами сократилась на 21,80%. Задолженность по налогам и сборам увеличивается незначительно.
Причиной снижения удельного веса задолженности перед поставщиками и подрядчиками является рост производства валовой продукции. Колебания, происходящие в структуре дебиторской задолженности, отражающие снижение ее уровня, свидетельствуют о достаточно стабильном финансовом положении предприятия.
Финансовое положение предприятия непосредственно зависит от оборачиваемости оборотных средств, составной частью которых является и дебиторская задолженность. Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитаем ряд показателей, которые обобщим в таблице 9.
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что оборачиваемость дебиторской задолженности в целом и задолженности покупателей и заказчиков увеличи-
Таблица 9 - Оборачиваемость дебиторской задолженности ЗАО «Авиастра-ОПЭ»
Показатели |
2004 год |
2005 год |
Изменение, (+;-). |
Средние остатки дебиторской задолженности, тыс. руб.в том числе покупателей и заказчиков |
20037
19561 |
11148
10710 |
-8889
-8851 |
Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
40786 |
43033 |
+2247 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, количество оборотов в том числе задолженности покупателей и заказчиков |
2,04
2,09 |
3,86
4,02 |
+1,82
+1,93 |
Период погашения дебиторской задолженности, дни в том числе задолженности покупателей и заказчиков |
176,5
172,2 |
93,3
89,6 |
-83,2
-82,6 |
Доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов, % |
81,28 |
53,93 |
10,10 |
лась в 2005 году на 1,82 и 1,93 оборота соответственно. Это произошло за счёт уменьшения периода погашения дебиторской задолженности.
Период погашения дебиторской задолженности в 2005 году по сравнению с 2004 годом сократился на 83,2 дня. Задолженность покупателей и заказчиков стала погашаться быстрее в 2005 году на 82,6 дня. Это означает, что риск непогашения дебиторской задолженности в 2005 году стал значительно ниже, чем в 2004 году.
Доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов в 2005 году составила лишь 10,10% задолженности, имеющейся у предприятия в 2004 году.
Итак, широкое применение безналичных расчётов обеспечивает ускорение оборачиваемости денежных средств, сокращение потребности в наличных деньгах, укрепление платёжной дисциплины, усиление контроля за своевременностью и правильностью организации расчётных операций.
На организацию расчётов в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» влияют специфические особенности хозяйственных связей. Более высокая интенсивность денежного оборота наблюдается в период проведения основных работ и реализации продукции. В целом платёжную систему в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» можно представить в виде этапов, определяемых разными способами совершения торговой сделки или рыночного обмена, а именно: зачет взаимных требований, уступка права требования, наличные деньги. Безналичные средства и безналичные средства в сочетании с кредитованием как этапы платёжной системы отсутствуют.
В настоящее время предприятию необходимо использовать деловую информацию. Этому способствует совершенное обилие коммерческих изданий, наличие фирм, поставляющих платную деловую информацию. Поэтому ЗАО «Авиастар-ОПЭ» должно довольно просто ориентироваться, что и где можно купить, продать или обменять. Следить за конъюнктурой и рыночным курсом цен позволяют биржи. Они также облегчают поиск делового партнёра.
Глава 3 Состояние и пути
совершенствования учета и
3.1 Общая
характеристика организации
Под организацией бухгалтерского учета понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства предприятием, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При организации
- нормативное регулирование
- сочетание государственного
- последовательное повышение
- обеспечение информативности,
оперативности и аналитичности,
- динамичность организации
- оптимизация затрат на ведение бухгалтерского учета;
- использование в бухгалтерском
учете общих принципов
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» при выполнении хозяйственных операций несет директор.
На предприятии для ведения
учетной работы учреждена бухгалтерская
служба как структурное подразделение,
возглавляемое главным