Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.

Оглавление

Введение

3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой дипломучет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.docx

— 132.38 Кб (Скачать)

 

2004 году на расчеты  платежными поручениями приходилось  43,58% от суммы всех расчетов, в 2005 году 45,42%.

Таблица 7 – Состав и структура  форм расчетов с покупателями и заказчиками

Виды и формы расчетов

2004 год

2005 год

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

Наличный расчет

32641,25

23,91

1205,46

14,24

Безналичный расчет

     в том числе:

- платежное поручение

- векселя

- зачет взаимных требований

- уступка прав требования

103855,75

 

59486,24

26978,00

 

1307,51

 

16084,00

76,09

 

43,58

19,76

 

0,96

 

11,79

7259,54

 

3845,13

1846,25

 

596,16

 

972,00

85,76

 

45,42

21,81

 

7,04

 

11,49

Итого

136497,00

100,00

8465,00

100,00


 

В 2005 году также увеличился удельный вес расчетов по взаимным требованиям с 0,96% до 7,04%. Необходимость взаимозачетных операций возникает тогда, когда между двумя предприятиями заключены два различных договора на поставку продукции (выполнение работ), а расчет денежными средствами невозможен. У предприятия в такой ситуации образуются взаимные кредиторская и дебиторская задолженности и возможным способом их погашения является зачет взаимных требований.

На протяжении всех лет используется форма расчетов посредством векселей. Расчеты с помощью векселей вызывают большой риск, так как большинство предприятий являются неплатежеспособными и поэтому не могут обеспечить оплату по векселю. Однако предприятие использует эту форму расчетов, тем более что ее применение увеличилось.

С  переходом  на  рыночные  отношения  увеличились  неплатежи  с  предприятий  с  дебиторами,  за  купленные товары,  продукцию, работу и услуги.  Поэтому  особую  актуальность  приобретает  вопрос  детализации  дебиторской,  а  также  кредиторской  задолженностей.

При расчетах с поставщиками у предприятия наблюдается дефицит денежных средств, что приводит к кредиторской задолженности. Это означает, что в хозяйственно-финансовой деятельности используются средства, не принадлежащие предприятию, но оказавшиеся по каким-либо причинам в его обороте. В то же время покупатели продукции, товаров, работ и услуг не всегда вовремя расплачиваются с предприятием, что приводит к дебиторской задолженности. Таким образом, текущие обязательства предприятия представлены в виде дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность – это обязательства других предприятий, организаций или отдельных граждан перед данным предприятием. Эти обязательства возникают в связи с предоставлением им продукции или денежных средств, выполнением работ, оказанием услуг. Таких участников по обязательствам принято называть «дебиторы».

Кредиторская задолженность –  это обязательства данного предприятия  другим юридическим и физическим лицам по тем же операциям им, в соответствии с действующим законодательством перед бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами. Таких участников по обязательствам принято называть «кредиторы».

Состав  и  структуру  дебиторской и кредиторской задолженностей  рассмотрим  в  таблице 8.

Проанализировав данную таблицу можно сказать, что  дебиторская задолженность в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» сократилась в 2005 году по сравнению с 2004 годом на  29,04%, при этом в структуре  её  произошли  незначительные  изменения. А именно, если в 2004 году на долю покупателей и заказчиков приходилось 98,72% всей дебиторской задолженности, а оставшиеся 1,28% отводилась прочим дебиторам , то в 2005 году на долю прочих дебиторов приходится уже 7,03%.

Положительным в данном случае является то, что в целом величина дебиторской задолженности на конец 2005 года сокращается, в том числе задолженность покупателей и заказчиков также сокращается на 33,18%.

Кредиторская  задолженность  в  2005 году  по сравнению с 2004 годом  сократилась значительнее дебиторской - на 66,45%.   В  структуре  её  также  произошли  значительные  изменения.   Удельный  вес  задолженности  поставщиков  и  подрядчиков  составил  в  2005 году – 36,08 %,  что на 84,56% меньше задолженности 2004 года.   Задолженность  перед  персоналом  организации  увеличилась  2005 году  по  сравнению с 2004 годом  – в 1,4 раза  и  составила  278 тыс.  руб.   Задолженность 

Таблица  8 -   Состав и структура  дебиторской  и  кредиторской задолженности  ЗАО  «Авиастар-ОПЭ»

(на  конец  года)

Виды 

задолженности

2004 год

2005 год

2005г.  в  %  к  2004г.

сумма, тыс.руб.

%  к  итогу

сумма, тыс.руб.

%  к  итогу

Дебиторская  задолженность –  всего

        в том числе:

- покупатели  и  заказчики

- прочие  дебиторы

 

13006

 

12840

166

 

100,00

 

98,72

1,28

 

9229

 

8580

649

 

100,00

 

92,97

7,03

 

70,96

 

66,82

3,9р.

Кредиторская  задолженность –  всего

       в том числе:

- поставщики  и  подрядчики

- перед  персоналом  организации

- перед  государственными  внебюджетными  фондами

- по налогам и сборам

- прочие кредиторы

 

13658

 

10706

 

199

 

266

585

1902

 

100,00

 

78,38

 

1,46

 

1,95

4,28

13,93

 

4582

 

1653

 

278

 

208

601

1842

 

100,00

 

36,08

 

6,07

 

4,54

13,12

40,19

 

33,55

 

15,44

 

139,70

 

78,20

102,74

96,85


 

перед  государственными  внебюджетными  фондами  сократилась  на 21,80%. Задолженность по налогам и сборам увеличивается незначительно. 

Причиной  снижения удельного веса  задолженности перед поставщиками и подрядчиками  является  рост  производства  валовой продукции.   Колебания, происходящие в структуре дебиторской задолженности, отражающие снижение ее уровня, свидетельствуют о  достаточно стабильном финансовом положении предприятия.

Финансовое  положение  предприятия  непосредственно  зависит  от  оборачиваемости  оборотных  средств,  составной  частью  которых  является  и  дебиторская  задолженность.  Для  оценки  оборачиваемости  дебиторской  задолженности  рассчитаем  ряд показателей, которые обобщим в  таблице 9.

Анализируя  таблицу  можно  сделать  вывод,  что  оборачиваемость  дебиторской  задолженности в целом и задолженности покупателей и   заказчиков   увеличи-

Таблица  9 - Оборачиваемость дебиторской задолженности ЗАО «Авиастра-ОПЭ»

Показатели

 

2004 год

 

2005 год

Изменение,

(+;-).

Средние остатки  дебиторской задолженности, тыс. руб.

   в том числе покупателей  и заказчиков

20037

 

19561

11148

 

10710

-8889

 

-8851

Выручка от продажи  продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб.

40786

43033

+2247

Оборачиваемость  дебиторской  задолженности,  количество  оборотов

    в том числе задолженности  покупателей и заказчиков

2,04

 

2,09

3,86

 

4,02

+1,82

 

+1,93

Период  погашения  дебиторской  задолженности,  дни

     в том числе задолженности  покупателей и заказчиков

176,5

 

172,2

93,3

 

89,6

-83,2

 

-82,6

Доля  дебиторской  задолженности  в  общем  объёме  оборотных  активов,  %

81,28

53,93

10,10


 

лась  в  2005 году  на 1,82 и 1,93 оборота соответственно.   Это произошло за  счёт  уменьшения  периода погашения дебиторской задолженности. 

Период  погашения  дебиторской  задолженности  в  2005 году  по  сравнению  с  2004 годом  сократился  на  83,2  дня. Задолженность покупателей и  заказчиков стала погашаться быстрее в 2005 году на 82,6 дня.   Это  означает,  что  риск  непогашения  дебиторской задолженности в 2005 году стал  значительно ниже,  чем  в  2004 году.  

Доля  дебиторской  задолженности в  общем  объёме  оборотных  активов  в 2005 году составила лишь 10,10% задолженности, имеющейся у предприятия в 2004 году.

Итак,  широкое  применение  безналичных  расчётов  обеспечивает  ускорение  оборачиваемости  денежных  средств,  сокращение  потребности  в наличных  деньгах,  укрепление  платёжной  дисциплины,  усиление  контроля  за  своевременностью  и  правильностью  организации  расчётных  операций.

На  организацию  расчётов  в  ЗАО «Авиастар-ОПЭ»  влияют  специфические  особенности  хозяйственных  связей.   Более  высокая  интенсивность  денежного  оборота наблюдается в период  проведения  основных  работ и реализации  продукции.   В  целом  платёжную  систему  в  ЗАО «Авиастар-ОПЭ»  можно  представить  в  виде  этапов,  определяемых  разными  способами  совершения  торговой  сделки  или  рыночного  обмена,  а  именно: зачет взаимных требований, уступка права требования, наличные  деньги.  Безналичные  средства  и  безналичные  средства  в  сочетании  с  кредитованием  как  этапы  платёжной  системы  отсутствуют.  

  В настоящее  время предприятию необходимо использовать деловую информацию. Этому способствует совершенное  обилие  коммерческих  изданий,  наличие  фирм,  поставляющих  платную  деловую  информацию. Поэтому ЗАО «Авиастар-ОПЭ»  должно довольно  просто  ориентироваться,  что  и  где  можно  купить, продать или обменять.   Следить  за  конъюнктурой  и  рыночным  курсом  цен  позволяют  биржи. Они  также  облегчают  поиск  делового  партнёра.

 

Глава 3 Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»

3.1 Общая  характеристика организации учетной  работы на предприятии

 

Под организацией бухгалтерского учета  понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства предприятием, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

   При организации бухгалтерского  учета на предприятии, исходя  из его информационной и контрольной функций и самого бухгалтерского учета как функции управления организацией, должны соблюдаться основные правила:

- нормативное регулирование бухгалтерского  учета;

- сочетание государственного регулирования  с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Предприятие несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и выполнение хозяйственных операций;

- последовательное повышение роли  бухгалтерского учета в обеспечении  информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и так далее;

- обеспечение информативности,  оперативности и аналитичности,  что позволяет выявлять влияние различных факторов, способствовать эффективности производства;

- динамичность организации бухгалтерского  учета, совершенствование бухгалтерского учета, методологии и техники на основе научной организации труда;

- оптимизация затрат на ведение  бухгалтерского учета;

- использование в бухгалтерском  учете общих принципов управления, системный подход, использование ЭВМ, принципов прогрессивного целевого метода и так далее.

В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете»  и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ответственность за организацию бухгалтерского учета  и соблюдение законодательства в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» при выполнении хозяйственных операций несет директор.

На предприятии для ведения  учетной работы учреждена бухгалтерская  служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера  денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Информация о работе Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)