Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.

Оглавление

Введение

3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой дипломучет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.docx

— 132.38 Кб (Скачать)

В состав выручки от реализации включаются оплата продукции по цене реализации; стоимость тары, оплаченной покупателем сверх стоимости продукции; транспортные расходы по отгрузке продукции, покрываемые покупателем сверх стоимости продукции; суммы акцизов по подакцизной продукции; сумма НДС по реализованной продукции.

Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета установлено, что сумма  выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания.

В ПБУ 9/99 «Доходы организации» выделено пять критериев признания выручки. Согласно раздела 4  пункта 12 данного Положения выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, эта уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены  или будут произведены в связи  с этой операцией, могут быть определены [9].

Если в отношении денежных средств или иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Необходимо сразу отметить, что  в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса, единственным критерием для признания выручки в целях налогообложения является факт перехода права собственности, подтвержденный соответствующими первичными документами.

Согласно раздела 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть  признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты кредиторской задолженности [10].

Также как и по доходам, в ПБУ 10/99 «Расходы организации» выделены критерии признания расходов. Согласно раздела 4 пункта 16 данного Положения расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием  законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

б) сумма расходов может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеет в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива [10].

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

При этом  расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку и формы осуществления расхода (денежной, натуральной или иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) [10].

При учете процесса расчетов с покупателями и заказчиками важно в первую очередь определить, что является для предприятия моментом продажи, от этого зависит организация учета продажи и финансовых результатов. В словаре бухгалтера можно найти следующее определение момента реализации: «это момент, в который продукция и товары, отгруженные покупателям, считаются реализованными».

В соответствии со статьёй 167 НК РФ дата продажи товаров (работ, услуг) в  зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения до 1 января 2006 года могла определяться:

  1. Для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке», - как наиболее ранняя из следующих дат:

    - день отгрузки товара  (работ, услуг) или передача  права собственности на товар;

    - день оплаты товаров  (работ, услуг).

  1. Для организаций, выбравших метод продажи «по оплате», - по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг) [4].

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признаётся прекращение встречного обязательства приобретения указанных  товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент её отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Доходы  при методе начисления признаются в  том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (статья 271 НК РФ) [25, с.36].

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признаётся прекращение встречного обязательства приобретения указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент её отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Таким образом, все выше изложенное позволяет заключить, что расчетам с покупателями и заказчиками на предприятиях должно уделяться большое значение. При постановке учета расчетов необходимо полагаться на принятые нормы, правила ведения бухгалтерского учета. От правильной организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит финансовое состояние предприятия, его устойчивость и конкурентоспособность.

 

1.2 Формы расчетов с покупателями  и заказчиками и их развитие в рыночных условиях

 

Расчетные отношения между предприятиями  возникают в процессе их хозяйственной деятельности  в связи с поставкой материальных ценностей, а также по оказанным услугам и выполненным работам, образуя, таким образом, взаимные обязательства.

Нужно сказать, что реализация платежа  с покупателями и заказчиками  может осуществляться с помощью  наличного и безналичного расчета.

Наличный расчет – денежные взаимоотношения, возникающие между организациями с использованием наличных денег. А расчеты без использования наличных денег (перечисления через банк, обменные операции и т.п.) называются безналичными.

В основном расчеты производятся в  безналичной форме. В настоящее  время предприятия, учреждения, организации  сами выбирают форму расчетов при заключении договоров.

Расчеты, производимые организациями  через банк, делятся на две группы: расчеты по товарным и нетоварным операциям. К товарной группе относят  расчеты за реализованные материально-производственные запасы, оказанные услуги и выполненные работы, а к нетоварной группе – расчеты по финансовым обязательствам, по расчетам с научно-исследовательскими и учебными заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате и пр. Наибольший удельный вес в общей массе расчетов составляют расчеты по товарным операциям.

Основными, традиционными формами  расчетов по товарным операциям являются: платежными поручениями, чеками, расчеты по инкассо, аккредитивная, путем плановых платежей [30, с.165].

Кроме того, все расчеты можно  подразделить на иногородние и одногородние. Иногородними являются расчеты между организациями, имеющими счета в учреждениях банка, расположенных в разных населенных пунктах. К одногородним относятся расчеты между организациями, счета которых находятся в одном или разных учреждениях банка одного населенного пункта.

Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты  платежными поручениями. Платежным  поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота [53, с.19].

Платежными поручениями могут  производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата (размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В условиях перехода к рыночной экономике  для безналичных расчетов используются расчетные чеки. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации [55, с.53].

Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей  последовательности. Заключается договор купли-продажи товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком. Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм.

Расчеты по инкассо представляют собой  банковскую операцию, посредством которой  банк (банк-эмитент) по поручению и  за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа [55, с.56].

Для осуществления расчетов по инкассо  банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Эта форма расчетов и расчеты  платежными требованиями применяются  между поставщиками и покупателями (заказчиками) за отгруженные товары или оказанные услуги.

Расчеты по аккредитивам менее распространенная форма расчетов и применяется, как правило, для гарантированной оплаты поставщиков их поставок, а также при разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика, вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и других документов, предусмотренных условиями аккредитива) [28, c.28].

 Аккредитив представляет собой  условное денежное обязательство,  принимаемое банком (банк – эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные), а также отзывные и безотзывные аккредитивы [28, с.30].

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент (банк получателя) перечисляет за счет средств плательщика (покупателя) или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка (банка поставщика) на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Когда плательщик представляет обслуживающему банку заявление на аккредитив, в нем, кроме основных реквизитов, он обязан указать: вид аккредитива, срок действия аккредитива, условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта), номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве, наименование товаров (работ, услуг) для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).

Информация о работе Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)