Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа
В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.
Введение
3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников
Одним из недостатков организации
учетной работы ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
это недостаточно точное оформление
первичных и сводных
Следовательно, для устранения данного недостатка необходимо на предприятии закрепить ответственность на всех процессах документооборота, а так же в договорах поставки необходимо предусматривать ответственность за такие ошибки.
Не осуществляется на предприятии периодическая сверка расчётов в связи с увеличением объёма камеральных налоговых проверок НДС.
Следовательно, предприятию необходимо настроить автоматизированное получение сверок из бухгалтерской программы «1С: Предприятие»
Ритм хозяйственной деятельности любой организации, четкость, оперативность и своевременность принятия оптимальных управленческих решений зависят от быстроты совершения хозяйственных операций, сроков обработки и передачи своевременной информации об изменениях на соответствующих объектах, что, в свою очередь, предопределяется порядком создания и использования в учетной работе первичных и сводных документов. Этим достигается и обеспечивается качество ведения бухгалтерского учета.
Совершенствование учёта расчётов с покупателями и заказчиками необходимо проводить в каждом предприятии, так как от этого зависит быстрота и качество ведения документации по учёту расчётов с покупателями и заказчиками. Для этого также необходимо пользоваться нормативными документами по бухгалтерскому учёту (ПБУ) и принимать опыт у специалистов из других стран.
В целом бухгалтерский учёт на предприятиях организован на основе единой методологии. Всё это позволяет поддерживать организацию бухгалтерского учёта на предприятии на высоком уровне, сохранять его качество и достоверность.
Но тем не менее, бухгалтерской службе и руководству следует по формам расчётов усилить контроль за состоянием расчётов, а именно своевременно производить оплату и сверку расчётов с каждым покупателем и заказчиком, соблюдать корректную корреспонденции счетов. Для этого необходимо выполнять требования Инструкции к плану счетов, утверждённую приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 года №94Н.
При составлении договоров
Кроме того, необходимо совершенствовать автоматизацию учёта.
В целях оперативной сверки, силами программистов, можно настроить формирование отчёта «Сверка расчётов с покупателями и заказчиками».
На наш взгляд, устранение выше указанных недостатков позволит поднять уровень организации и ведения бухгалтерского учёта на более высокий уровень. Это, в свою очередь, незамедлительно скажется на результатах деятельности предприятия в целом.
Заключение
Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы.
Постоянно возникающие в процессе производственно – хозяйственной деятельности расчеты товаропроизводителей весьма разнообразны. Они включают, в частности, взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками, обслуживающими (транспортными, ремонтными), торгово-снабженческими, заготовительными, разного рода посредническими и другими организациями. Товаропроизводители осуществляют расчеты, как правило, в безналичном порядке, через банки. При этом применяются различные формы расчетов. Наиболее распространенными формами безналичных расчетов являются:
а) Расчеты платежными поручениями;
б) Расчеты по аккредитиву;
в) Расчеты чеками;
г) Расчеты по инкассо.
В качестве объекта исследования выбрано ЗАО «Авиастар-ОПЭ» города Ульяновска.
Проведенный в работе анализ результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ», позволил заключить, что в 2005 году по отношению к 2004 году выручка от продажи увеличилась на 2247 тыс. руб., что составило 5,5%. Однако увеличение выручки не оказало положительного влияния на изменение прибыли от продажи. А именно, в 2005 году происходит сокращение размеров полученной прибыли на 945 тыс. руб. Этот факт обусловлен тем, что в динамике себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг увеличивается значительно быстрыми темпами, чем выручка.
На протяжении анализируемого периода времени конечным результатом деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ» является прибыль. Однако в динамике наблюдается ее сокращение - с 556 тыс. руб. в 2004 году до 489 тыс. руб. в 2005 году.
Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия был проведен с помощью ряда коэффициентов.
Коэффициент автономии в 2005 году составил 0,9606. Это говорит о том, что риск кредиторов минимальный и, реализовав свое имущество, ЗАО «Авиастар-ОПЭ» может рассчитаться со своими кредиторами на 96,06%, так как 96,06% активов предприятия сформированы за счет собственного капитала.
Коэффициент соотношения заемных
и собственных средств
На протяжении трехлетнего периода значение коэффициента текущей платежеспособности резко увеличивается с 1,7910 в 2004 году до 4,5118 в 2005 году. Данное изменение показателя отражает тенденцию успешного развития и функционирования предприятия и свидетельствует о том, что Общество не испытывает финансовых трудностей, и стало значительно чаще погашать имеющиеся у него долги, и лишь в редких случаях прибегать к использованию заемных средств.
На протяжении
анализируемого периода времени
коэффициент абсолютной ликвидности
превышал рекомендуемое значение (0,2-0,5).
Этот факт объясняется достаточным
количеством мобильных
Говоря о состоянии
организации расчетов с покупателями
и заказчиками в ЗАО «Авиастар-
В динамике наблюдается сокращение расчетов как наличными, так и безналичными денежными средствами.
Безналичные расчеты в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» представлены векселем, зачетом взаимных требований, платежным поручением и уступкой права требования. В 2004 году на расчеты платежными поручениями приходилось 43,58% от суммы всех расчетов, в 2005 году 45,42%.
В 2005 году также увеличился удельный вес расчетов по взаимным требованиям с 0,96% до 7,04%.
На протяжении всех лет используется форма расчетов посредством векселей.
Финансовое положение предприятия непосредственно зависит от оборачиваемости оборотных средств, составной частью которых является и дебиторская задолженность. Оборачиваемость дебиторской задолженности в целом и задолженности покупателей и заказчиков увеличилась в 2005 году на 1,82 и 1,93 оборота соответственно. Это произошло за счёт уменьшения периода погашения дебиторской задолженности.
Период погашения дебиторской задолженности в 2005 году по сравнению с 2004 годом сократился на 83,2 дня. Задолженность покупателей и заказчиков стала погашаться быстрее в 2005 году на 82,6 дня. Это означает, что риск непогашения дебиторской задолженности в 2005 году стал значительно ниже, чем в 2004 году.
Доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов в 2005 году составила лишь 10,10% задолженности, имеющейся у предприятия в 2004 году.
Существенное влияние на состояние расчетов с покупателями и заказчиками оказывает уровень организации бухгалтерского учета.
На предприятии для ведения учетной работы учреждена бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
Организационная структура учетного процесса построена на принципе полной централизации, то есть весь учетный процесс сосредоточен в бухгалтерии.
ЗАО «Авиастар-ОПЭ» ведет учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов предприятия. Учет осуществляется в валюте Российской Федерации - в рублях. Рабочий план счетов разработан на предприятии на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации. Он содержит полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая счета, учитывающие особенности деятельности данного предприятия.
В ЗАО «Авиастар-ОПЭ» принята автоматизированная форма учета, при которой используется компьютерная программа «1С: Бухгалтерия».
Расчеты с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» подлежат документальному оформлению.
Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на основании унифицированных форм первичных учетных документов. Кроме того, на предприятии разработаны внутренние сводные учетные документы.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отпущенные товарно-материальные ценности, продукцию, принятые выполненные работы и потребленные услуги в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» ведется с использованием балансового счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведут по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.
В ЗАО «Авиастар-ОПЭ» данные, отраженные в первичных документах, подлежат компьютерной обработке. Для этого подобные данные группируются по однородным признакам и заносятся в компьютер. После соответствующих обработок первичных и сводных данных составляются регистры аналитического и синтетического учета.
Обобщая все выше сказанное, необходимо заметить, что от состояния расчетов с покупателями и заказчиками во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии внешних расчетов необходима всем пользователям отчетности, поэтому необходимо особенно тщательно проверять состояние расчетов с покупателями и заказчиками.
В целях устранения отдельных недостатков
в организации и ведении
- разработать и ввести в
- регулярно проводить
- постоянно обновлять
- проводить повышение
- учитывать все изменения,
Список использованных источников