Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.

Оглавление

Введение

3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой дипломучет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.docx

— 132.38 Кб (Скачать)

Одним из недостатков организации  учетной работы ЗАО «Авиастар-ОПЭ» это недостаточно точное оформление первичных и сводных документов. Ряд реквизитов в документах не проставляются, а также отражаются не все предусмотренные документом данные, а так же недостаточный  контроль за оформлением входящих первичных документов.

Следовательно, для устранения данного  недостатка необходимо на предприятии закрепить ответственность на всех процессах документооборота, а так же  в договорах  поставки необходимо предусматривать ответственность за такие ошибки.

Не осуществляется на предприятии  периодическая сверка расчётов в  связи с увеличением  объёма камеральных  налоговых проверок НДС.

Следовательно,  предприятию необходимо настроить автоматизированное получение сверок из бухгалтерской программы «1С: Предприятие»

Ритм  хозяйственной деятельности любой  организации, четкость, оперативность и своевременность принятия оптимальных управленческих решений зависят от быстроты совершения хозяйственных операций, сроков обработки и передачи своевременной информации об изменениях на соответствующих объектах, что, в свою очередь, предопределяется порядком создания и использования в учетной работе первичных и сводных документов. Этим достигается и обеспечивается качество ведения бухгалтерского учета.

Совершенствование  учёта  расчётов  с покупателями и заказчиками  необходимо  проводить в  каждом  предприятии, так как от этого  зависит  быстрота  и  качество  ведения  документации по  учёту  расчётов  с  покупателями и заказчиками. Для этого также  необходимо  пользоваться  нормативными  документами  по  бухгалтерскому  учёту (ПБУ)  и принимать  опыт у специалистов из других стран.  

В целом  бухгалтерский  учёт  на предприятиях организован на  основе  единой  методологии. Всё  это позволяет поддерживать организацию  бухгалтерского учёта на предприятии на высоком уровне, сохранять его качество и достоверность.

Но тем не менее, бухгалтерской  службе и руководству следует  по формам расчётов усилить контроль  за состоянием расчётов, а именно  своевременно производить  оплату и сверку расчётов  с каждым покупателем и заказчиком, соблюдать корректную корреспонденции счетов. Для этого необходимо выполнять требования  Инструкции к плану счетов, утверждённую приказом  Министерства Финансов  РФ от 31.10.2000 года №94Н.

При составлении договоров необходимо усилить работу со стороны юридической службы, более точно установить сроки расчётов.

Кроме того, необходимо совершенствовать автоматизацию учёта. 

В целях оперативной сверки, силами программистов, можно настроить  формирование отчёта «Сверка расчётов  с покупателями и заказчиками».

На  наш   взгляд,  устранение   выше  указанных  недостатков  позволит  поднять  уровень  организации  и  ведения  бухгалтерского  учёта  на  более  высокий  уровень. Это, в  свою  очередь, незамедлительно  скажется  на  результатах  деятельности  предприятия  в  целом.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный в работе  анализ позволяет  сделать следующие выводы.

Постоянно возникающие в процессе производственно – хозяйственной деятельности расчеты товаропроизводителей весьма разнообразны. Они включают, в частности, взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками, обслуживающими (транспортными, ремонтными), торгово-снабженческими, заготовительными, разного рода посредническими и другими организациями. Товаропроизводители осуществляют расчеты, как правило, в безналичном порядке, через банки. При этом применяются различные формы расчетов. Наиболее распространенными формами безналичных расчетов являются:

а)  Расчеты платежными поручениями;

б)  Расчеты по аккредитиву;

в)  Расчеты чеками;

г)  Расчеты по инкассо.

В качестве  объекта  исследования выбрано ЗАО «Авиастар-ОПЭ» города Ульяновска.

Проведенный в  работе анализ результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ», позволил заключить, что в 2005 году по отношению к 2004 году выручка от продажи увеличилась на 2247 тыс. руб., что составило 5,5%. Однако увеличение выручки не оказало положительного влияния на изменение прибыли от продажи. А именно, в 2005 году происходит сокращение размеров полученной прибыли на 945 тыс. руб. Этот факт обусловлен тем, что в динамике себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг увеличивается значительно быстрыми темпами, чем выручка.

На протяжении анализируемого периода времени конечным результатом деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ» является прибыль. Однако в динамике наблюдается ее сокращение -  с 556 тыс. руб. в 2004 году до 489 тыс. руб. в 2005 году.

Анализ  платежеспособности и ликвидности  предприятия был проведен с помощью ряда коэффициентов.

Коэффициент автономии в 2005 году составил 0,9606. Это  говорит  о  том,  что  риск  кредиторов  минимальный  и,  реализовав  свое  имущество,  ЗАО «Авиастар-ОПЭ»  может  рассчитаться  со  своими  кредиторами на 96,06%, так как 96,06% активов предприятия сформированы за счет собственного капитала.

Коэффициент соотношения заемных  и собственных средств составил  в  2004 году  -  0,1043,  в  2005  -  0,0394.   Это  свидетельствует  о  том,  что  в  2004 и 2005 годах  на  каждый   рубль  собственного  капитала  приходится  10,43 и 3,94  копейки  заёмных средств соответственно.  

На протяжении трехлетнего периода значение коэффициента текущей платежеспособности резко увеличивается с 1,7910 в 2004 году до 4,5118 в 2005 году. Данное изменение показателя отражает тенденцию успешного развития и функционирования предприятия и свидетельствует о том, что Общество не испытывает финансовых трудностей, и стало значительно чаще погашать имеющиеся у него долги, и лишь в редких случаях  прибегать к использованию заемных средств.

На протяжении анализируемого периода времени  коэффициент абсолютной ликвидности  превышал рекомендуемое значение (0,2-0,5). Этот факт объясняется достаточным  количеством мобильных оборотных  средств на предприятии, особенно денежных.

Говоря о состоянии  организации расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ», можно отметить следующее. При расчетах с покупателями и заказчиками  в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»  применяется  как наличная, так и безналичная  форма расчетов. Расчет наличными денежными средствами между предприятиями составил 14,24% в 2005 году, 85,76% - приходится на безналичную форму расчетов. 

В динамике наблюдается сокращение расчетов как наличными, так и  безналичными денежными средствами.

Безналичные расчеты в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» представлены векселем, зачетом взаимных требований, платежным поручением и уступкой права требования. В 2004 году на расчеты платежными поручениями приходилось 43,58% от суммы всех расчетов, в 2005 году 45,42%.

В 2005 году также увеличился удельный вес расчетов по взаимным требованиям с 0,96% до 7,04%.

На протяжении всех лет используется форма расчетов посредством векселей.

Финансовое  положение  предприятия  непосредственно  зависит  от  оборачиваемости  оборотных  средств,  составной  частью  которых  является  и  дебиторская  задолженность.  Оборачиваемость  дебиторской  задолженности в целом и задолженности покупателей и заказчиков увеличилась  в  2005 году  на 1,82 и 1,93 оборота соответственно.   Это  произошло  за  счёт  уменьшения  периода  погашения  дебиторской  задолженности. 

Период  погашения  дебиторской  задолженности  в  2005 году  по  сравнению  с  2004 годом  сократился  на  83,2  дня. Задолженность покупателей и  заказчиков стала погашаться быстрее  в 2005 году на 82,6 дня.   Это означает,  что риск  непогашения  дебиторской задолженности в 2005 году стал  значительно ниже,  чем  в  2004 году.  

Доля  дебиторской  задолженности в  общем  объёме  оборотных  активов  в 2005 году составила  лишь 10,10% задолженности, имеющейся у предприятия в 2004 году.

Существенное влияние на состояние  расчетов с покупателями и заказчиками  оказывает уровень организации бухгалтерского учета.

На предприятии для ведения  учетной работы учреждена бухгалтерская  служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

Организационная структура учетного процесса построена на принципе полной централизации, то есть весь учетный  процесс сосредоточен в бухгалтерии.

ЗАО «Авиастар-ОПЭ» ведет учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов предприятия. Учет осуществляется в валюте Российской Федерации -  в рублях. Рабочий план счетов разработан на предприятии на основе типового Плана счетов  бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации. Он содержит полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая счета, учитывающие особенности деятельности данного предприятия.

В ЗАО «Авиастар-ОПЭ» принята автоматизированная форма учета, при которой используется компьютерная программа «1С: Бухгалтерия».

Расчеты с покупателями и заказчиками  в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» подлежат документальному оформлению.

Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на основании унифицированных форм первичных учетных документов. Кроме того, на предприятии разработаны внутренние сводные учетные документы.

Учет расчетов с покупателями и  заказчиками за отпущенные товарно-материальные ценности, продукцию, принятые выполненные работы и потребленные услуги в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» ведется с использованием балансового счета   62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведут по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.

В ЗАО «Авиастар-ОПЭ» данные, отраженные в первичных документах, подлежат компьютерной обработке. Для этого подобные данные группируются по однородным признакам и заносятся в компьютер. После соответствующих обработок первичных и сводных данных составляются регистры аналитического и синтетического учета.

Обобщая все выше сказанное, необходимо заметить, что от состояния расчетов с покупателями и заказчиками во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии внешних расчетов необходима всем пользователям отчетности, поэтому необходимо особенно тщательно проверять состояние расчетов с покупателями и заказчиками.

В целях устранения отдельных недостатков  в организации и ведении бухгалтерского учета в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» необходимо:

- разработать и ввести в действие  учетную политику;

- регулярно проводить внутренний  контроль расчетов с покупателями  и заказчиками;

- постоянно обновлять компьютерную  программу;

- проводить повышение квалификации  кадров;

- учитывать все изменения, происходящие  в законодательстве в области  расчетных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ// Справочная правовая система «Консультант+».
  2. Гражданский Кодекс РФ (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями на 31.10.2005г.)// Справочная правовая система «Консультант+».
  3. Налоговый Кодекс РФ, ч.1 от 31.07.98г. № 147-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 31.10.2005г.)// Справочная правовая система «Консультант+».
  4. Налоговый Кодекс РФ, ч.2 от 5.08.2000г. № 117ФЗ (с изменениями и дополнениями на 31.10.2005г.) // Справочная правовая система «Консультант+».
  5. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30.10.2002г. -№130-ФЗ// Справочная правовая система «Консультант+».
  6. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г.  №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 23.07.98г. №123-ФЗ, от 28.03.02г. №32-ФЗ, от 31.12.02г. №187-ФЗ, от 31.12.02г. №191-ФЗ, от 10.01.03г. №8-ФЗ)// Справочная правовая система «Консультант+».
  7. Федеральный закон РФ «О переводном и простом векселе» от 11.03.97г.  №48-ФЗ// Справочная правовая система «Консультант+».
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99г.// Справочная правовая система «Консультант+».
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32н (в редакции приказов Минфина РФ от 30.12.99г. №107н, от 30.03.01г. №27н)// Справочная правовая система «Консультант+».
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33н (в редакции приказов Минфина РФ от 30.12.99г. №107н, от 30.03.01г. №327н)// Справочная правовая система «Консультант+».
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98г.  №60н (в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.99г. №107н)// Справочная правовая система «Консультант+».
  12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н (в редакции приказов Минфина РФ от 30.12.99г. №107н, от 24.03.00г. №31н)// Справочная правовая система «Консультант+».
  13. Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» от 12.04.01г. №2-П (в редакции Указания ЦБ РФ от 03.03.2003г. №1256-У)// Справочная правовая система «Консультант+».
  14. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Утвержден решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.93г. №40// Справочная правовая система «Консультант+».
  15. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Утверждено постановлением СМ СССР от 25.07.88г. №888// Справочная правовая система «Консультант+».
  16. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.95г.  №49// Справочная правовая система «Консультант+».
  17. О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, применяемых при расчетах организации за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги: Письмо Минфина РФ от 31.10.1994г. №42 (в редакции Письма Минфина РФ от 06.07.96г. №63)// Справочная правовая система «Консультант+».
  18. О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, осуществляемых на бартерной основе: Письмо Минфина РФ от 30.10.92г. №16-05/4)// Справочная правовая система «Консультант+».
  19. Указание ЦБР «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.01г. №1050-У// Справочная правовая система «Консультант+».
  20. Инструкция Минфина СССР (по согласованию с ЦСУ СССР) «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности» от 14.01.1967г.// Справочная правовая система «Консультант+».
  21. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству от 25.04.1966г. №П-7// Справочная правовая система «Консультант+».
  22. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству от 15.06.1965г. №П-6// Справочная правовая система «Консультант+».
  23. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000  №94н (в редакции приказа Минфина РФ от 07.05.2003г. №38н)// Справочная правовая система «Консультант+».
  24. Акчурина С.Р. Акт инвентаризации расчетов// Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2000. - №3. - С.3-5.
  25. Абрамова Н.В. Прекращение обязательств зачетом взаимных требований// Главбух. – 2002. - №15. -  С.35-42.
  26. Афанасьева  И.П. Давальческое сырьё, организация учёта и налогообложения// Симбирский главбух. - 2005. - №4. - С.8.
  27. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. - 476с.
  28. Бубенов С.Н. Применение аккредитива для расчетов с партнерами// Главбух. - 1999. - №21. - С.28-30. 
  29. Варламова Т.П.Бухгалтерский учёт в целях налогообложения: Учебник для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2001. - 263с.
  30. Варламова Т.П., Фофанов В.А. Безналичный расчет и учет: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2004. - 315с.
  31. Васильев Д.В. Новое в товарообменных операциях// Главбух. - 2001. - №3. - С.8-16.
  32. Власова М.Т. Уступка прав требования// Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». -  2001. -  №41. - С.17-21.
  33. Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. -  М.: Дело и Сервис, 2003. - 336с.
  34. Дуленков В. Б.  Хозяйственный договор как основа бухгалтерских и налоговых записей//Финансовая газета. – 2004. -  №6. – С.5-6.
  35. Дыбаль С.В. Финансовый анализ теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: БИЗНЕС-ПРЕССА, 2004.- 452с.
  36. Касьянова Г.Ю. Документирование хозяйственных операций// Бухгалтерский учет. - 2001.-  №19. - С.17-19.
  37. Климова М.А. Бухгалтерский учёт и оформление коммерческих договоров. - М.: Налоговый Вестник, 2002. - 256с.
  38. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет расчетных отношений, их формы// Бухгалтерский учет. - 2000. - №17.- С.38-41.
  39. Колесов А.Возврат товара поставщикам// Симбирский главбух. - 2005.-№11. - С.15.
  40. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: Инфра, 2004. - 689с.
  41. Кузьмин Г. Кредиторская и дебиторская задолженности// Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2001.-  №43. - С.16-17.
  42. Коптилина И. Вексель как средство платежа: некоторые особенности учета и налогообложения  // Симбирский главбух. – 2000. - № 9. - С.32-34.
  43. Лисивич Г.М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий): Учебник. Серия «Экономика и управление». – Ростов на Дону.: МарТ, 2002. - 524с.
  44. Макарьева В.И.и др. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации – М.: Финансы и статистика, 2005. - 206с.
  45. Малявкина Л.И. Учет поступления товаров// Бухгалтерский учет. - 2001.-  №14. - С.12-13. 
  46. Машков С.А. Взаимозачетные операции с несколькими участниками// Бухгалтерский учет. - 2001.- №19. - С.24-32.
  47. Михайлова О.П. Существенные условия договора поставки: учет и налогообложение// Бухгалтерский учет. - 2001. -  №13. - С.28-29.
  48. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1.Ч.1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. - 4-е изд.; перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 594с.
  49. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2.Ч.2. Бухгалтерский управленческий учет. Ч.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник. - 4-е изд.; перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2001. - 632с.
  50. Рабинович А.М. Расчеты с использованием переводных векселей// Главбух. - 2000. - №5. - С.13-15.
  51. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. - М.: Экоперспектива, 1999. - 295с.
  52. Середин И.В. Расчеты по договору подряда// Главбух.- 2000. - №18.- С.26-33.
  53. Сотникова Л.В. Учет расчетов// Бухгалтерский учет. - 2001. - №6. - С.18-23.
  54. Степанюк Л.Н. Правовое регулирование безналичных расчетов// Бухгалтерский учет. - 2001. - № 11. - С.44-48.
  55. Фролова Т.И. Расчеты чеками// Главбух. - 1998. - №8. - С.52-57.

Информация о работе Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)