Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа
В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.
Введение
3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников
- документальная обоснованность и законность образования дебиторской и кредиторской задолженности;
- выявление сомнительных
- соответствие показателей
Контроль за полнотой и правильностью расчетов с покупателями и заказчиками включает в себя:
- проверку оформления договоров и первичных документов по расчетам за проданные ценности (работы, услуги);
- проверку соответствия данных
первичных документов
- правильность отражения
- своевременность расчетов и
реальность числящейся
- соблюдение порядка списания дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленных задач в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» используются основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения внешних расчетных операций, бухгалтерская отчетность, регистры синтетического и аналитического учета по расчетам с покупателями и заказчиками, первичные документы по отражению расчетных операций.
По бухгалтерскому балансу (форма
№1) устанавливается состояние
Для контроля за расчетными операциями предусмотрены порядок и сроки проведения инвентаризации расчетов. Инвентаризации расчетов в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» придается важное значение, так как при большом количестве покупателей и заказчиков применяются разнообразные формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами). Поэтому реальность задолженности необходимо подтверждать инвентаризацией расчетов.
В ЗАО «Авиастар-ОПЭ» проводится как внешний, так и внутренний аудит.
Аудит операций по расчетам с покупателями
и заказчиками в ЗАО «Авиастар-
- проверка наличия
и правильности оформления
- проверка своевременности
и правильности оплаты за
Прежде всего, устанавливается наличие договоров поставки и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства, так как сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).
Контроль и проверка оплаты счетов
покупателей и заказчиков заключается
в подтверждении погашения
Контроль за проверкой погашения задолженности в порядке взаимных расчетов заключается в определении наличия оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимозачета), сумму и дату погашения задолженности. Не допускается зачет требований в отношении задолженности, срок исковой давности которой истек (ст.411 ГК РФ).
В качестве примерных тестов для проведения контроля расчетов с покупателями и заказчиками можно предложить следующие (таблица 12).
Таблица 12 – Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками
Содержание вопроса (объекта исследования) |
Результаты проверки |
Пути устранения недостатков |
Проводится ли на предприятии инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками |
Один раз в полугодие |
Необходимо проводить |
Проверяются ли сроки возникновения дебиторской задолженности |
Нерегулярно |
Постоянное отслеживание сроков погашения дебиторской задолженности с целью недопущения пропусков сроков исковой давности |
Имеются ли акты сверки расчетов с покупателями и заказчиками |
Имеются по всем покупателям и заказчикам |
- |
Разработаны ли схемы отражения хозяйственных операций по расчетам с покупателями и заказчиками на счетах бухгалтерского учета |
Определен только рабочий план счетов бухгалтерского учета |
Необходимо разработать схему корреспонденции счетов с целью устранения недочетов в отражении операций на счетах бухгалтерского учета |
Соблюдаются документооборот по расчетам с покупателями и заказчиками |
Сроки постоянно нарушаются |
Придерживаться сроков, установленных графиком документооборота, так как возможны ошибки в периодической отчетности |
Ведется ли аналитический учет по каждому покупателю и заказчику |
ведется |
- |
Имеют ли место факты возникновения и отражения в учете дебиторской задолженности, не подтвержденные первичными документами |
нет |
- |
Анализируя данную таблицу, можно отметить, что в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» при совершении расчетных операций с покупателями и заказчиками имеются недостатки, которые необходимо в ближайшее время устранить.
С этой целью мы предложили возможные пути устранения недостатков в организации учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Говоря об аудиторской проверке, необходимо затронуть и вопросы внешнего аудита.
Главная
цель аудиторской проверки деятельности
экономических субъектов
В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется с виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии становления и постоянного совершенствования в соответствии с потребностями правового государства.
Аудиторская деятельность в России представляет собой деятельность аудиторов по осуществлению вневедомственной проверок бухгалтерской отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Аудитор (от лат. аuditor – слушатель, ученик) – лицо, проверяющее состояние финансовой деятельности предприятия за определенный период.
Одной из гарантий обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности, контроля и проверки ее ведения является предусмотренный законом об аудиторской деятельности обязательный аудит, который проводится независимо аудиторскими организациями, уполномоченными на то в силу закона и не имеющими права заниматься другой деятельностью, помимо аудита и сопутствующих ему услуг.
Хотя выбор
аудиторской организации и
Целью проведения обязательной проверки является предоставление заинтересованным лицам (инвесторам и т.д.) аудиторской информации, которой они могли бы полностью доверять, предотвращения возникновения конфликта интересов.
Аудиторская проверка, проводимая в ЗАО «Авиастар-ОПЭ», является обязательной. Аудиторское заключение, по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента, без него отчетность не может быть принята, а пользователи бухгалтерской отчетности, в том числе налоговые органы, не в праве считать ее достоверной.
Аудиторская проверка, проводимая на предприятии включает в себя также проверку расчетных операций в целом и расчетов с покупателями и заказчиками в частности.
Расчеты с покупателями и заказчиками напрямую связаны с процессом реализации продукции, товаров, работ и услуг, что играет большую роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности экономических субъектов, поэтому их достоверность весьма важна. При проверки, аудитор, с одной стороны, располагает внутренними источниками документов (расчеты себестоимости реализованной продукции, накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты ликвидации основных средств), а с другой – смешанными источниками документов (счета, выставленные экономическим субъектом на оплату отгруженной продукции и акцентированные покупателями в установленном порядке), которые могут быть подтверждены сведениями, полученными от третьих лиц (подтверждение объема дебиторской задолженности).
Для успешного проведения проверки рассматриваемого цикла аудитор должен иметь представление о характере и особенностях рынка сбыта продукции, выпускаемой экономическим субъектом, конкретной ситуацией на рынках, платежеспособности потребителей этой продукции.
Законодательными актами, регулирующими объект проверки являются:
При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками, прежде всего аудитор выясняет по какому методу определяются выручка, «по отгрузке» или «по оплате» (данный факт должен быть отражен в учетной политике).
Аудитор проверяет правильность определения выручки от реализации и признания прибыли. Далее необходимо установить и проверить наличие и соблюдение договоров на поставку продукции, правильность их оформления.
Затем аудитор выясняет, насколько можно доверять данным внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита, насколько эффективен внутренний контроль.
Слабые и сильные стороны внутреннего контроля на вышеуказанном предприятии были определены при помощи составления специального вопросника и проведения по нему тестирования по направлениям контроля. Вопросы в вопроснике были сформулированы таким образом, что ответ «нет» указывал на слабые стороны контроля. А затем слабые и сильные стороны внутреннего контроля указываются в письме руководству организации - клиента.
Цель оценки
эффективности внутреннего
Организация и методология бухгалтерского учета на предприятии должна использовать все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.
3.5 Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
Проведенный в работе анализ организации и ведения бухгалтерского учета в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» позволили сделать ряд выводов.
Следует отметить, что срочные сделки, позволяя привлечь спекулятивный капитал, увеличивают емкость рынка и обеспечивают возможность производителю и посреднику быстрее реализовать свою продукцию.
В целях оживления торговли и денежного оборота необходимо объединить производителя, кредитора и потребителя в целях интеграции их с финансовыми структурами, способными предоставлять денежные кредиты под взаимовыгодные проценты.
ЗАО «Авиастар-ОПЭ» осуществляет активную экономическую деятельность, поэтому предприятие обеспечило единство информационной системы по региональным производителям и потребителям из других регионов о наличии товаров и их ценах. В настоящее время на предприятии необходимо разработать систему по рейтинговой оценки покупателей и заказчиков. А так же широко использовать информационную систему в Интернете в целях отслеживания тенденций на внешнем рынке и предвиденья колебания цен.
Для управления расчётами в современных условиях большое значение имеет получение своевременной, достаточно полной и достоверной информации о совершающихся производственных процессах. Научные методы хозяйствования могут базироваться только на непрерывном обеспечении аппарата управления необходимыми сведениями о ходе производства. В этом немалую роль играет организация правильного учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
Правильная организация учета расчетов с покупателями и заказчиками способствует укреплению расчетной дисциплины, дает возможность осуществлять контроль за выполнением договоров поставки, за своевременным и полным процессом продажи материальных ценностей материально – ответственными лицами, за материалами в пути, обеспечивает достоверность данных по покупателям и заказчикам.
Проведенный анализ организации бухгалтерского учета в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» показал, что в целом поставленный учет отвечает требованиям. Однако наблюдается некоторые недостатки, которые необходимо устранить. Поэтому необходимо предложить пути по их устранению, которые приведут к совершенствованию существующего бухгалтерского учета в данном предприятии в целом и учета расчетов с покупателями и заказчиками в частности.