Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.

Оглавление

Введение

3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой дипломучет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.docx

— 132.38 Кб (Скачать)

- документальная  обоснованность  и   законность образования  дебиторской и кредиторской задолженности;

-  выявление сомнительных расчетов  и невостребованной задолженности;

- соответствие показателей бухгалтерской  отчетности данным синтетического  и аналитического учета.

Контроль за полнотой и правильностью  расчетов с покупателями и заказчиками включает в себя:

-  проверку  оформления  договоров   и  первичных документов по  расчетам за проданные ценности (работы, услуги);

- проверку соответствия данных  первичных документов договорам  и учетным регистрам;

- правильность отражения расчетов  с покупателями и заказчиками на счетах в учетных регистрах;

- своевременность расчетов и  реальность числящейся задолженности;

- соблюдение  порядка  списания  дебиторской задолженности по  расчетам с покупателями и  заказчиками.

Для достижения поставленных задач  в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» используются основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения внешних расчетных операций, бухгалтерская отчетность, регистры синтетического и аналитического учета по расчетам с покупателями и заказчиками, первичные документы по отражению расчетных операций.

По бухгалтерскому балансу (форма  №1) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность». В ЗАО «Авиастар-ОПЭ» при сверке данных по статье «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» бухгалтерского баланса и журнала-ордера и ведомости по счету 62, который заменяет Главную книгу, установлено несоответствие данных в виду того, что в выше указанном документе по счету 62 сальдо счетов расчетов отражается развернуто, а в балансе его показывают свернутым, что является несоблюдением установленных правил.

Для контроля за расчетными операциями предусмотрены порядок и сроки  проведения инвентаризации расчетов.  Инвентаризации расчетов в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» придается важное значение, так как при большом количестве покупателей и заказчиков применяются разнообразные формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами). Поэтому реальность задолженности необходимо подтверждать инвентаризацией расчетов.

В ЗАО «Авиастар-ОПЭ» проводится как  внешний, так и внутренний аудит.

Аудит операций по расчетам с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» проводится по следующим направлениям:

-  проверка наличия  и правильности оформления договоров;

- проверка своевременности  и правильности оплаты за материальные  ценности (работы, услуги).

Прежде всего, устанавливается  наличие договоров поставки и  других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства, так как сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).

Контроль и проверка оплаты счетов покупателей и заказчиков заключается  в подтверждении погашения задолженностей соответствующими платежными документами (квитанциям к приходным кассовым ордерам, выписками банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, актами приемки-передачи векселей и т.п.). Проверяется соответствие данных платежных документов данным ведомостей по учету расчетов с покупателями и заказчиками.

Контроль за проверкой погашения задолженности в порядке взаимных расчетов заключается в определении наличия оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимозачета), сумму и дату погашения задолженности. Не допускается зачет требований в отношении задолженности, срок исковой давности которой истек (ст.411 ГК РФ).

В качестве примерных тестов для  проведения контроля расчетов с покупателями и заказчиками можно предложить следующие (таблица 12).

Таблица 12 – Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками

Содержание вопроса 

(объекта исследования)

Результаты 

проверки

Пути устранения

 недостатков

Проводится ли на предприятии инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Один раз 

в полугодие

Необходимо проводить выборочную проверку. Инвентаризацию проводить один раз в квартал

Проверяются ли сроки возникновения  дебиторской задолженности

Нерегулярно

Постоянное отслеживание сроков погашения  дебиторской задолженности с целью недопущения пропусков сроков исковой давности

Имеются ли акты сверки расчетов с покупателями и заказчиками

Имеются по всем покупателям и заказчикам

-

Разработаны ли схемы отражения хозяйственных операций по расчетам с покупателями и заказчиками на счетах бухгалтерского учета

Определен только рабочий план счетов бухгалтерского учета 

Необходимо разработать схему корреспонденции счетов с целью устранения недочетов в отражении операций на счетах бухгалтерского учета

Соблюдаются документооборот по расчетам с покупателями и заказчиками

Сроки постоянно нарушаются

Придерживаться сроков, установленных графиком документооборота, так как возможны ошибки в периодической отчетности

Ведется ли аналитический учет по каждому  покупателю и заказчику

ведется

-

Имеют ли место факты возникновения  и отражения в учете дебиторской задолженности, не подтвержденные первичными документами

нет

-


 

Анализируя данную таблицу, можно  отметить, что в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» при совершении расчетных операций с покупателями и заказчиками имеются недостатки, которые необходимо в ближайшее время устранить.

 

 

С этой целью мы предложили возможные  пути устранения недостатков в организации учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Говоря  об аудиторской проверке, необходимо затронуть и вопросы внешнего аудита.

Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства  заключается в подтверждении  достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов.

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется с виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии становления и постоянного совершенствования в соответствии с потребностями правового государства.

Аудиторская деятельность в России представляет собой деятельность аудиторов по осуществлению вневедомственной проверок бухгалтерской отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор (от лат. аuditor – слушатель, ученик) – лицо, проверяющее состояние финансовой деятельности предприятия за определенный период.

Одной из гарантий обеспечения достоверности  бухгалтерской отчетности, контроля и проверки ее ведения является предусмотренный законом об аудиторской деятельности обязательный аудит, который проводится независимо аудиторскими организациями, уполномоченными на то в силу закона и не имеющими права заниматься другой деятельностью, помимо аудита и сопутствующих ему услуг.

Хотя выбор  аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляется  на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного округа лиц и государства, то есть в общественных интересах.

Целью проведения обязательной проверки является предоставление заинтересованным лицам (инвесторам и т.д.) аудиторской информации, которой они могли бы полностью доверять, предотвращения возникновения конфликта интересов.

Аудиторская проверка, проводимая в ЗАО «Авиастар-ОПЭ», является обязательной. Аудиторское заключение, по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента, без него отчетность не может быть принята, а пользователи бухгалтерской отчетности, в том числе налоговые органы, не в праве считать ее достоверной.

Аудиторская проверка, проводимая на предприятии  включает в себя также проверку расчетных  операций в целом и расчетов с  покупателями и заказчиками в частности.

Расчеты с покупателями и заказчиками  напрямую связаны с процессом  реализации продукции, товаров, работ и услуг, что играет большую роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности экономических субъектов, поэтому их достоверность весьма важна. При проверки, аудитор, с одной стороны, располагает внутренними источниками документов (расчеты себестоимости реализованной продукции, накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты ликвидации основных средств), а с другой – смешанными источниками документов (счета, выставленные экономическим субъектом на оплату отгруженной продукции и акцентированные покупателями в установленном порядке), которые могут быть подтверждены сведениями, полученными от третьих лиц (подтверждение объема дебиторской задолженности).

Для успешного  проведения проверки рассматриваемого цикла аудитор должен иметь представление  о характере и особенностях рынка  сбыта продукции, выпускаемой экономическим субъектом, конкретной ситуацией на рынках, платежеспособности потребителей этой продукции.

Законодательными  актами, регулирующими объект проверки являются:

  1. положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  2. план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению;
  3. положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производсвтенных запасов».

При проведении аудита расчетов с покупателями и  заказчиками, прежде всего аудитор  выясняет по какому методу определяются выручка, «по отгрузке» или «по оплате» (данный факт должен быть отражен в учетной политике).

Аудитор проверяет правильность определения  выручки от реализации и признания прибыли. Далее необходимо установить и проверить наличие и соблюдение договоров на поставку продукции, правильность их оформления.

Затем аудитор  выясняет, насколько можно доверять данным внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита, насколько эффективен внутренний контроль.

Слабые  и сильные стороны внутреннего  контроля на вышеуказанном предприятии были определены при помощи составления специального вопросника и проведения по нему тестирования по направлениям контроля. Вопросы в вопроснике были сформулированы таким образом, что ответ «нет» указывал на слабые стороны контроля. А затем слабые и сильные стороны внутреннего контроля указываются в письме руководству организации  - клиента.

Цель оценки эффективности внутреннего контроля – разработка заключительной программы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Организация и методология бухгалтерского учета на предприятии должна использовать все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.

 

3.5 Основные  направления совершенствования  учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»

 

Проведенный в работе анализ организации  и ведения бухгалтерского учета  в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» позволили  сделать ряд выводов.

Следует  отметить,  что  срочные  сделки,  позволяя  привлечь  спекулятивный  капитал,  увеличивают  емкость  рынка  и  обеспечивают  возможность  производителю  и  посреднику  быстрее  реализовать  свою  продукцию.

В  целях  оживления  торговли  и  денежного  оборота  необходимо  объединить  производителя,  кредитора  и  потребителя в целях интеграции  их    с  финансовыми  структурами,  способными  предоставлять  денежные  кредиты под взаимовыгодные проценты.

ЗАО «Авиастар-ОПЭ» осуществляет активную экономическую деятельность, поэтому  предприятие обеспечило единство информационной системы по региональным   производителям  и  потребителям   из  других  регионов  о  наличии  товаров  и  их  ценах.  В настоящее время на предприятии необходимо разработать систему по рейтинговой оценки покупателей и заказчиков. А так же широко использовать информационную систему в Интернете в целях отслеживания тенденций на внешнем рынке и предвиденья колебания цен.

Для  управления  расчётами  в  современных  условиях  большое  значение  имеет  получение  своевременной,  достаточно  полной  и  достоверной  информации  о  совершающихся  производственных  процессах.   Научные  методы  хозяйствования  могут  базироваться  только  на  непрерывном  обеспечении  аппарата  управления  необходимыми  сведениями  о  ходе  производства.   В  этом  немалую  роль  играет  организация  правильного  учёта  расчётов  с  покупателями и заказчиками.

Правильная организация учета  расчетов с покупателями и заказчиками  способствует укреплению расчетной дисциплины, дает возможность осуществлять контроль за выполнением договоров поставки, за своевременным и полным процессом продажи  материальных ценностей материально – ответственными лицами, за материалами в пути, обеспечивает достоверность данных по покупателям и заказчикам.

Проведенный анализ организации бухгалтерского учета в ЗАО «Авиастар-ОПЭ» показал, что в целом поставленный учет отвечает требованиям. Однако наблюдается некоторые  недостатки, которые необходимо устранить. Поэтому необходимо предложить пути по их устранению, которые приведут к совершенствованию существующего бухгалтерского учета  в данном предприятии в целом и учета расчетов с покупателями и заказчиками в частности.

Информация о работе Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)