Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа
В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.
Введение
3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УЛЬЯНОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Тема: Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
(на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)
Студент
Дрозд Ксения Константиновна
Рецензент Яшенкова
Валентина Ивановна
зав. кафедрой
______________________
( Ф.И.О.)
«___»____________2006 г.
Ульяновск 2006
Введение |
3 | |
Глава 1 |
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками |
6 |
1.1 |
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками |
6 |
1.2 |
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях |
12 |
1.3 |
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками |
21 |
Глава 2 |
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками |
23 |
2.1 |
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ» |
23 |
2.2 |
Анализ организации и
|
34 |
Глава 3 |
Состояние и пути совершенствования
учета и контроля расчетов с покупателями
и заказчиками в ЗАО «Авиастар- |
41 |
3.1 |
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии |
41 |
3.2 |
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками |
44 |
3.3 |
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками |
49 |
3.4 |
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками |
54 |
3.5 |
Основные направления
|
60 |
Заключение |
64 | |
Список использованных источников |
69 | |
Приложения |
74 |
Введение
Годы экономических реформ в России выявили и расставили по степени важности наиболее острые проблемы экономики и денежно – кредитной сферы. Однако до настоящего времени у предприятий важнейшей на сегодняшний день остаётся проблема неплатежей. В России рост неплатежей порождает огромные проблемы для каждого предприятия в частности, и для экономики в целом. В укреплении финансового положения и платежеспособности организации важная роль принадлежит экономическому контролю над организацией расчетных отношений, состоянием платежной дисциплины, динамикой дебиторской и кредиторской задолженности.
В настоящее время большое внимание уделяется расчетам с покупателями и заказчиками, и это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов.
В том случае, если расчёты за продукцию или оказание услуг производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В то же время предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а так же поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции. В этих условиях необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей.
Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создаёт угрозу финансовой устойчивости предприятия. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и может привести в дальнейшем к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банков и займов для обеспечения текущей производственно – хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, от того на сколько соответствуют предоставленные и полученные объёмы кредитования, зависит финансовое благополучие предприятия.
Ежедневно в нашей стране подписывается более пяти миллионов различных хозяйственных договоров. И тот факт, что из общего числа заключенных сделок более двух третьей приходится на куплю-продажу, вряд ли может кого-то удивить. В условиях рыночной экономики предприятия постоянно закупают нужные материалы или товары и продают продукцию собственного производства. Изо дня в день по транспортным магистралям непрерывно идут потоки грузов от продавцов к покупателям. Каждое предприятие выступает с одной стороны покупателем, а с другой стороны поставщиком продукции (работ, услуг), поэтому на предприятии должен быть организован учет расчетов, как с поставщиками, так и с покупателями.
От своевременности и качественности поставок товаров и оказания работ и услуг предприятием покупателям и заказчикам, а также от правильности проведения различных расчетов с ними зависит эффективность деятельности данного предприятия. В свою же очередь, от правильно поставленного учета, в данном случае учета расчетов с покупателями и заказчиками, зависит то, как своевременно будут осуществляться поставки товаров, работ и услуг.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками – один из самых важных участков бухгалтерского учета. Он требует от бухгалтера хорошего знания кассовых операций, всех форм безналичных расчетов и Положений (Стандартов) по бухгалтерскому учету. Поэтому тема дипломной работы является актуальной.
В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
Объектом настоящего исследования является ЗАО «Авиастар-ОПЭ».
Предметом исследования являются расчетные взаимоотношения, возникающие в процессе поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
Вопросы развития и совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками являются предметом многочисленных исследований. Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных ученых-экономистов, таких как Пизенгольц М.З., СтасенкоА.В., Лазарева А.Р., Рабиновича А.М., Малявкиной Л.И. и др., а также законодательные акты и правительственные решения по данному вопросу, такие как: Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ в 1998г.), Положение о безналичных расчетах в РФ от 03.10.2002г., Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и др.
Источниками информации для написания данной работы явились также годовые отчеты, регистры бухгалтерского учета и первичные документы ЗАО «Авиастар-ОПЭ» за 2004-2005 годы.
При написании данной работы были использованы следующие методы экономических исследований: экономико-статистический, сравнения, абстрактно-логический и другие.
Глава 1 Теоретические основы
организации учета расчетов
1.1
Экономическая сущность
В процессе кругооборота средства предприятий проходят фазу обращения. Для нормальной производственной деятельности организации должны приобретать необходимые материальные ценности: нефтепродукты, запасные части, строительные и прочие материалы.
Кроме того, в процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Также возникают расчеты с бюджетом по налогам и сборам, с внебюджетными фондами, с органами социального страхования и обеспечения, с другими юридическими и физическими лицами.
Организации, с которыми определенные предприятия вступают во взаимоотношения, связанные с продажей продукции или оказанием работ и услуг, являются покупателями и заказчиками.
Объём реализации продукции (работ, услуг) является одним из основных показателей деятельности хозяйствующих субъектов. По своему составу – это часть товарной продукции, фактически принятая или оплаченная потребителем.
В настоящее время плановые показатели
объёма проданной продукции
Таким образом, в основном в настоящее время взаимоотношения, согласно Гражданского кодекса РФ, строятся на основании договоров-поставок.
Планирование, прогнозирование процесса
продаж, то есть взаимоотношений с
покупателями и заказчиками, начинается
с обеспечения предприятия
В настоящее же время основное значение придаётся продаже по договорам-поставкам – важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В данных договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчётов, санкции за невыполнение договорных обязательств и другое.
В международной практике принято
в договорах-поставках
Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об экономическом сотрудничестве, осуществляется по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.
При установлении отпускных цен указывается франко, то есть за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Различают следующие виды франко:
- франко-станция назначения
- франко-станция отправления
- франко-склад поставщика, когда
все расходы, связанные с
- франко-вагон станция
- франко-склад покупателя - кроме указанных расходов поставщик, оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и другое.
Самым распространенным видом оплаты в нашей стране является франко-вагон станция отправления.
Продажа продукции покупателям и заказчикам осуществляется организациями по следующим ценам:
- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
- по государственным
- по государственным
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками продукции в бухгалтерском учете зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации. Выбранный момент продажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике.