Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:57, дипломная работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.
Перед автором работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
определить пути совершенствования данного учета и контроля.

Оглавление

Введение

3
Глава 1
Теоретические основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.1
Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками
6
1.2
Формы расчетов с покупателями и заказчиками и их развитие в рыночных условиях
12
1.3
Задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
21
Глава 2
Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
23
2.1
Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
23
2.2
Анализ организации и состояния расчетов с покупателями и закзачиками
34
Глава 3
Состояние и пути совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
41
3.1
Общая характеристика организации учетной работы на предприятии
41
3.2
Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками
44
3.3
Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
49
3.4
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками
54
3.5
Основные направления совершенствования учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»
60
Заключение
64
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой дипломучет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.docx

— 132.38 Кб (Скачать)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                                                                                

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

(на  примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)

 

 

 

 

Студент              Дрозд Ксения Константиновна                           ____________ 

                                                                                                                                                                                     (подпись)

Руководитель    Болтунова  Елена Михайловна                              ____________

                                                                                                                                                                            (подпись)

 

Рецензент          Яшенкова Валентина Ивановна                            ____________

                                                                                                    (подпись)

 

 

Допустить к защите ГАК

зав. кафедрой

______________________

                         ( Ф.И.О.)

«___»____________2006 г.

 

 

Ульяновск 2006

Содержание

 

Введение

 

3

Глава 1

Теоретические основы организации  учета расчетов с покупателями и  заказчиками

6

1.1

Экономическая сущность расчетов с  покупателями и заказчиками 

6

1.2

Формы расчетов с покупателями и  заказчиками и их развитие в рыночных условиях

12

1.3

Задачи бухгалтерского учета и  анализа расчетов с покупателями и заказчиками 

21

Глава 2

Краткая характеристика ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

23

      2.1

Краткая экономическая характеристика результатов деятельности ЗАО «Авиастар-ОПЭ»

23

      2.2

Анализ организации и состояния  расчетов с покупателями и закзачиками

34

Глава 3

Состояние и пути совершенствования  учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»

41

      3.1

Общая характеристика организации  учетной работы на предприятии

41

      3.2

Первичный и сводный учет расчетов с покупателями и заказчиками

44

      3.3

Аналитический и синтетический  учет расчетов с покупателями и заказчиками 

49

      3.4

Контроль расчетов с покупателями и заказчиками 

54

      3.5

Основные направления совершенствования  учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Авиастар-ОПЭ»

60

Заключение

64

Список использованных источников

69

Приложения

74


 

Введение

 

Годы экономических реформ в  России выявили и расставили по степени  важности наиболее острые проблемы экономики и денежно – кредитной сферы. Однако до настоящего времени у предприятий важнейшей на сегодняшний день остаётся проблема неплатежей. В России  рост неплатежей порождает огромные проблемы для каждого предприятия в частности, и  для экономики в целом. В укреплении финансового положения и платежеспособности организации важная роль принадлежит экономическому  контролю над организацией расчетных отношений, состоянием платежной дисциплины, динамикой дебиторской и кредиторской задолженности.

В настоящее время большое внимание уделяется расчетам с покупателями и заказчиками, и это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов.    

В том случае, если расчёты за продукцию  или оказание услуг  производятся  на условиях последующей оплаты, можно говорить  о получении предприятием  кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В то же время предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а так же  поставщиков в части  выданных им авансов  под предстоящую поставку продукции. В  этих условиях необходимо следить  за соотношением  дебиторской и кредиторской  задолженностей.

Значительное превышение  кредиторской задолженности над дебиторской  создаёт угрозу финансовой устойчивости предприятия. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской  означает отвлечение  средств  из хозяйственного оборота и может привести  в дальнейшем  к необходимости  привлечения  дорогостоящих кредитов банков и займов  для обеспечения  текущей производственно – хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, от того  на сколько соответствуют предоставленные и полученные объёмы  кредитования, зависит финансовое благополучие предприятия.     

Ежедневно в нашей  стране подписывается более пяти миллионов различных хозяйственных договоров. И тот факт, что из общего числа заключенных сделок более двух третьей приходится на куплю-продажу, вряд ли может кого-то удивить. В условиях рыночной экономики предприятия постоянно закупают нужные материалы или товары и продают продукцию собственного производства. Изо дня в день по транспортным магистралям непрерывно идут потоки грузов от продавцов к покупателям. Каждое предприятие  выступает с одной стороны покупателем, а с другой стороны поставщиком продукции (работ, услуг), поэтому на предприятии  должен быть организован учет расчетов, как с поставщиками, так и с покупателями.

От своевременности  и качественности поставок товаров  и оказания работ и услуг предприятием покупателям и заказчикам, а также  от правильности проведения различных расчетов с ними зависит эффективность деятельности данного предприятия. В свою же очередь, от правильно поставленного учета, в данном случае учета расчетов с покупателями и заказчиками, зависит то, как своевременно будут осуществляться поставки товаров, работ и услуг.

Учет расчетов с покупателями и  заказчиками – один из самых важных участков бухгалтерского учета. Он требует от бухгалтера хорошего знания кассовых операций, всех форм безналичных расчетов и Положений (Стандартов) по бухгалтерскому учету. Поэтому тема дипломной работы является актуальной.

В связи с этим целью данной работы является изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками, определении путей  их совершенствования, что в сегодняшних экономических условиях является актуальным.

Перед автором работы были поставлены следующие  задачи:

  • изучить теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками;
  • оценить условия и результаты производственно-финансовой деятельности ЗАО «Авиастар - Объединенное Предприятие Энергоснабжения» (сокращенно ЗАО «Авиастар-ОПЭ») и проанализировать состояние его расчетов с покупателями и заказчиками;
  • изучить состояние первичного, аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками в хозяйстве;
  • определить пути совершенствования данного учета и контроля.

Объектом  настоящего исследования является ЗАО  «Авиастар-ОПЭ».

Предметом исследования являются расчетные взаимоотношения, возникающие в процессе поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.

Вопросы развития и совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками являются предметом многочисленных исследований. Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных ученых-экономистов, таких как  Пизенгольц М.З., СтасенкоА.В., Лазарева А.Р., Рабиновича А.М., Малявкиной Л.И. и др., а также законодательные акты и правительственные решения по данному вопросу, такие как: Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ в 1998г.), Положение о безналичных расчетах в РФ от 03.10.2002г., Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и др.

Источниками информации для написания данной работы явились также годовые отчеты, регистры бухгалтерского учета и первичные документы ЗАО «Авиастар-ОПЭ» за 2004-2005 годы. 

При написании данной работы были использованы следующие методы экономических исследований: экономико-статистический, сравнения, абстрактно-логический и другие.

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы организации учета расчетов                              с покупателями и заказчиками

1.1 Экономическая сущность расчетов  с покупателями и заказчиками

 

В процессе кругооборота средства предприятий  проходят фазу обращения. Для нормальной производственной деятельности организации должны приобретать необходимые материальные ценности: нефтепродукты, запасные части, строительные и прочие материалы.

Кроме того, в процессе финансово-хозяйственной  деятельности у организаций возникают  расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Также возникают расчеты с бюджетом по налогам и сборам, с внебюджетными фондами, с органами социального страхования и обеспечения, с другими юридическими и физическими лицами.

Организации, с которыми определенные предприятия вступают во взаимоотношения, связанные с продажей продукции или оказанием работ и услуг, являются покупателями и заказчиками.

Объём реализации продукции (работ, услуг) является одним из основных показателей деятельности хозяйствующих субъектов. По своему составу – это часть товарной продукции, фактически принятая или оплаченная потребителем.

В настоящее время плановые показатели объёма проданной продукции организации определяют себе сами в соответствии с заключёнными договорами на поставку или на основе результатов маркетингового опроса.

Таким образом, в основном в настоящее  время взаимоотношения, согласно Гражданского кодекса РФ, строятся на основании  договоров-поставок.

Планирование, прогнозирование процесса продаж, то есть взаимоотношений с  покупателями и заказчиками, начинается с обеспечения предприятия заказами, на их основе составляется бизнес-план по номенклатуре, являющейся основанием для организации производственного выпуска соответствующих видов продукции.

В настоящее же время основное значение придаётся продаже по договорам-поставкам – важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В данных договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчётов, санкции за невыполнение договорных обязательств и другое.

В международной практике принято  в договорах-поставках дополнительно  указывать неопределенные обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Расчеты по межреспубликанским поставкам  товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об экономическом сотрудничестве, осуществляется по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.

При установлении отпускных цен  указывается франко, то есть за чей  счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Различают следующие виды франко:

- франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции  покупателю оплачивает поставщик  и они включаются в отпускную цену;

- франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции должны оплачиваться покупателем;

- франко-склад поставщика, когда  все расходы, связанные с отгрузкой,  предприятие-поставщик включает в платежное требование (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодорожный тариф);

-  франко-вагон станция назначения - поставщик включает в платежное  требование только сумму железнодорожного тарифа»;

- франко-склад покупателя - кроме указанных расходов поставщик, оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и другое.

Самым распространенным видом оплаты в нашей стране является франко-вагон станция отправления.

Продажа продукции покупателям  и заказчикам осуществляется организациями по следующим ценам:

-  по свободным отпускным  ценам и тарифам, увеличенным  на сумму НДС;

- по государственным регулируемым  оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

-  по государственным регулируемым  розничным ценам (за вычетом  в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифах, включающих в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания им услуг).

Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками продукции в  бухгалтерском учете зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации. Выбранный момент продажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике.

Информация о работе Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ЗАО «Авиастар-ОПЭ»)