Учет движения материалов и анализ их использования в производстве (на примере ООО «Марксовская мебельная фабрика»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского учета материалов, провести анализ использования материалов в производстве.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
– изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
– группировка и систематизация информации;
– полное, комплексное обобщение информации.

Оглавление

Введение 3
1.Значение учета материалов и предпосылки правильной его организации 6
1.1 Понятие и классификация материалов 6
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов 8
1.3 Отличие бухгалтерского учета материально-производственных запасов в отечественной и международной практике бухгалтерского учета 15
2. Учет движения материалов 24
2.1 Организация учета поступления материалов на склад 24
2.2 Учет расчетов с поставщиками, документальное оформление поступления материалов 32
2.3 Учет отпуска материалов в производство 35
2.4 Инвентаризация и переоценка материалов 40
3. Анализ использования материальных ресурсов 47
3.1 Анализ материально-технического обеспечения производства 47
3.2 Анализ состояния материальных запасов 50
3.3 Анализ эффективности использования материалов в производстве 54
3.4 Аудит операций с материальными ценностями 60
Заключение 68
Список использованных источников 72

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

       На основании приходных и расходных документов формируются оборотная ведомость и сводная оборотная ведомость. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов.(приложение 5 )

     Сведения о движении и использовании материальных ценностей фиксируются также в журналах-ордерах: ф. № 6 - учета расчетов с поставщиками и подрядчиками; № ф. 10 - учета затрат на производство, в Главной книге (ф. № Ж-18) и в соответствующих статьях бухгалтерской отчетности. (приложение 6)

     

2.2 Учет расчетов с поставщиками, документальное оформление

поступления материалов

 

    При обеспечении предприятий материальными ресурсами централизовано вышестоящие организации выделяют им фонды. На выделенные ресурсы выдаются наряды, в которых указываются поставщики, виды материалов, их количество и сроки поставки. В соответствии с этими нарядами, предприятия-получатели заключают прямые договоры с предприятиями-поставщиками на поставку материалов.

    Договоры обеспечивают взаимную ответственность поставщиков и покупателей за выполнение обязательств. В договорах обуславливаются наименование материалов, количество, цены, сроки поставки, порядок расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т.п.

    В отделе материально-технического снабжения предприятия ведется оперативный учет и контроль реализации фондов, и выполнение договоров поставок материалов по ассортименту, количеству, качеству и срокам.

    Отгрузив материальные ценности покупателям, предприятия-поставщики одновременно высылают им платежные требования-поручения (приложение 7) вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами, а при инкассовой форме расчетов платежные требования передают в свой банк. Полученные документы от поставщиков направляются в отдел материально-технического снабжения, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки по ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т.п. Делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках или на копиях договоров. После производятся записи в журнале учета поступающих грузов (фактура М-1), который ведется отделом материально-технического снабжения. Одновременно здесь же решается вопрос од оплате платежных документов за приобретаемые ценности. В дальнейшем документы передаются в финансовый отдел или бухгалтерию для оплаты. Для приемки и оприходования поступивших грузов приложения к платежным требованиям-поручениям передаются на склад. На получение грузов бухгалтерия предприятия оформляет и выдает под расписку доверенность и транспортные или иные документы.(приложение 11) Доверенность дает право должностному лицу выступать в качестве доверенного лица предприятия при получении материальных ценностей. При этом используется две формы доверенностей: М-2 и М-2а (приложение 8)

      Когда поступают грузы однородные от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, их приходуют общей массой в целом за день. Причем каждая отдельная приемка оформляется соответствующей квитанцией.

    Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Счет по отношению к балансу — пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету — о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту — о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.

Ведется учет расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца: ·

                  по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным — материалы поступили (сальдо на начало месяца по счету 60); ·

                  по акцептованным платежным документам оплаченным — материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз”, сальдо нет);

                  по акцептованным платежным документам неоплаченным материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз” и сальдо на начало месяца); ·

                  сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для оплаты их не поступили).

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные требования поставщиков, акцептованные отделом снабжения, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) , в журнале-ордере № 6 записывается номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам предприятия и стоимость по платежному документу поставщика. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям поставщиков — в разбивке по группам поступивших материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Сумма недостач относится в дебет счета 63 “Расчеты с претензиями” и в кредит счета 60 “расчеты с поставщиками” и отражается в журнале ордере №6 и ведомости №7. В данном журнале ордере отражены операции расчетов с поставщиками, связанные только с приобретением товарно-материальных ценностей. Кроме того, предприятия пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и т.п. Поэтому ведется отдельный журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги. По окончании месяца показатели этого журнала — ордера переносятся в журнал-ордер № 6 расчетов с поставщиками за материальные ценности отдельной графой для получения оборотов и переноса их в Главную книгу.

     Счета-фактуры являются основанием для начисления НДС. Они учитываются в Книге продаж у поставщика и Книге покупок у покупателя.(приложение 9). Суммы НДС, уплаченные поставщикам за материалы, стоимость которых относится на издержки производства, отражаются  проводками

—  получены материалы от поставщиков

      Д-т 10 «Материалы»

      К-т  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»         284806,51 руб.

  — сумма НДС по полученным материалам

    Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»

    К-т  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»          48 430,33  руб.

—  денежные средства перечислены поставщикам

   Д-т 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    К-т  51 «Расчетный счет»                                                      2546888,10 руб.

(приложение 6)

2.3Учет отпуска материалов в производство

 

Материалы со складов предприятия отпускаются в цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние или ненужные.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др. При отпуске материалов в производство на ООО «Марксовская мебельная фабрика» соблюдаются определенные требования. 

Во-первых, материалы отпускаются по метражу, объему в строгом соответствии  с расходными нормативами на заданный объем производства. Во-вторых, отпуск, как правило, осуществляется в пределах предварительно установленных лимитов. Лимитирование основывается на прогрессивных нормах расхода материалов, объемах производственных программ цехов с учетом переходящих  не использованных цехами запасов на начало и конец месяца. Лимитирование осуществляется отделом материально-технического снабжения. В-третьих, согласовываются с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право требовать со складов материалы, а также берутся образцы их подписей. Эти данные обязательно сообщаются работникам складов. Материалы на производство выдаются со складов только официально выделяемым для их получения представителям цехов, хозяйств, отделов и т.п.

Отпуск материалов в производство оформляется следующими расходными документами:

-         лимитно-заборными картами;

-         актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов;

-         раскройными листами.

Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов,   а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды на ООО «Марксовская мебельная фабрика» используется лимитно-заборная карта формы М-8. (приложение 3)

Она является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел материально-технического снабжения  выписывает лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц. Один экземпляр карты передается потребителю (цех, участок), а второй – на склад. В каждом экземпляре указываются установленный лимит, наименование, номенклатурный номер материалов, шифр затрат и другие данные. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха (участка) своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель цеха (участка), что обеспечивает взаимный контроль за правильностью производимых в них записей.

      По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передаются в бухгалтерию, где производится сверка их итогов и  отражается расход материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

       Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада в пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых документов. Однако их применение не позволяет контролировать использование материалов непосредственно в производстве (там применяются иные документы и методы).

Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляется выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода.

Сверхлимитный отпуск материалов на ООО «Марксовская мебельная фабрика» и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя предприятия или лиц, им на то уполномоченных. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10. При замене в лимитно-заборной карте пишут “Замена, смотри требование №__” с обязательным уменьшением остатка.

В случае возврата неиспользованных сырья и материалов их записывают в лимитно-заборную карту без составления сопроводительных накладных.

Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления, т.е. отделом материально-технического снабжения.

По лимитно-заборной карте ведется учет возврата материалов, не использованных в производстве.

Приобретенные материалы предприятие расходует прежде всего на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, а также на другие цели: содержание и ремонт оборудования, помещений; канцелярские и другие цели. В связи с этим на основании первичных документов расход материалов оформляется в зависимости от направления затрат следующей корреспонденцией счетов:

Д-т сч. 20 “Основное производство”  - при расходе на выработку продукции (работ, услуг) цехами основного производства  К-т сч. 10 “Материалы”;

Д-т сч. 23 “Вспомогательные производства” - при расходе на выработку продукции, работ, услуг во вспомогательных производствах, заказов по освоению новых видов изделий, изготовление экспериментальных образцов технологической оснастки К-т сч. 10 “Материалы”;

Д-т сч. 25 “Общепроизводственные расходы” - при расходе на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, производственных цехов и хозяйств, их хозяйственные и другие нужды К-т сч. 10 “Материалы”;

Д-т сч. 26 “Общехозяйственные расходы” - при расходе на общехозяйственные нужды К-т сч. 10 “Материалы”                     

Д-т  сч. 28 “Брак в производстве” - при расходе на исправление производственного брака К-т сч. 10 “Материалы” ;

Д-т сч. 31 “Расходы будущих периодов” – на освоение новых производств, установок и агрегатов; неравномерно производимый в течение года ремонт или на непредвиденные ремонты основных средств (если не создается ремонтный фонд), когда работы выполнялись неремонтными цехами   К-т сч. 10 “Материалы”                     

На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов, тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу составляют сортовые количественно-суммовые ведомости расхода материалов по шифрам затрат, в которых указывается код затрат, номер документа, номенклатурный номер материала, количество отпущенного материала, его цена и сумма.

Информация о работе Учет движения материалов и анализ их использования в производстве (на примере ООО «Марксовская мебельная фабрика»)