Учет движения материалов и анализ их использования в производстве (на примере ООО «Марксовская мебельная фабрика»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского учета материалов, провести анализ использования материалов в производстве.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
– изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
– группировка и систематизация информации;
– полное, комплексное обобщение информации.

Оглавление

Введение 3
1.Значение учета материалов и предпосылки правильной его организации 6
1.1 Понятие и классификация материалов 6
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов 8
1.3 Отличие бухгалтерского учета материально-производственных запасов в отечественной и международной практике бухгалтерского учета 15
2. Учет движения материалов 24
2.1 Организация учета поступления материалов на склад 24
2.2 Учет расчетов с поставщиками, документальное оформление поступления материалов 32
2.3 Учет отпуска материалов в производство 35
2.4 Инвентаризация и переоценка материалов 40
3. Анализ использования материальных ресурсов 47
3.1 Анализ материально-технического обеспечения производства 47
3.2 Анализ состояния материальных запасов 50
3.3 Анализ эффективности использования материалов в производстве 54
3.4 Аудит операций с материальными ценностями 60
Заключение 68
Список использованных источников 72

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

 

Стоимость материалов на остатке меньше, соответственно, налог на имущество также снижается. При использовании метода списания по средней себестоимости стоимость списанных материалов и, следовательно, себестоимость продукции в меньшей степени определяются колебаниями цен и могут сохраняться на довольно стабильном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

 

2.1. Организация учета поступления материалов на склад

 

Для учета движения материалов на ООО «Марксовская мебельная фабрика» применяется типовая учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации. Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков доставляет экспедитор отдела снабжения. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации или к поставщику.

В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие -качество (сертификаты, удостоверения и т.п.) . При соответствии показателей документов фактическому наличию материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. № М-З и М-4) .

На ООО «Марксовская мебельная фабрика» принимаются к учету документы как однострочные, выписанные на отдельную номенклатурную позицию материалов, так многострочные — на несколько номенклатурных позиций материалов одновременно.

Приходные ордера ф. № М-З (однострочный) и ф. № М-4 (многострочный) необходимы для количественно-суммового учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки.

При централизованной доставке материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах: а) покупателю — для оприходования материалов вместо приходного ордера б) поставщику — для списания ценностей; в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта; г) для предъявления в банк на оплату.

Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.

Обособленно хранятся на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа. Их учет организуется в специальной книге.

Кроме перечисленных документов, составляются накладные (ф. № М-12, М-13) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу — для их оприходования.

Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, требования, накладные.

Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца. Выписываются карты в двух экземплярах: один — цеху, другой — складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя — в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию предприятия. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляются выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения директора предприятия, или главного инженера, или лиц, ими уполномоченных. (приложение 3)

     Для рациональной организации учета материалов и контроля за их сохранностью запасов на предприятии ООО «Марксовская мебельная фабрика» выполняются следующие требования:

     - наличие оборудованных складов, кладовых цехов и других подразделений организации, специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

     - размещение запасов в местах хранения таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой приемки, отпуска и проверки наличия материальных ценностей по группам;

     -в местах хранения каждого вида прикреплен ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

     - места хранения запасов оснащены, измерительными приборами, мерной тарой, противопожарным оборудованием;

- организованы участки централизованного раскроя материалов, сокращены излишние промежуточные склады и кладовые;

     - определен круг лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, за сохранность запасов; заключены с этими лицами письменные договоры о материальной ответственности;
     - определен перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов, иных мест хранения организации.

Поступление материалов на ООО «Марксовская мебельная фабрика» от поставщиков (грузоотправителей) происходит строго по расчетным и сопроводительным документам, которые передаются в бухгалтерию ООО «Марксовская мебельная фабрика» для принятия их к учету. При этом производятся следующее их оформление:

     - регистрация документов в журнале учета поступающих грузов;
     - проверка соответствия данных документов договорам по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки;

     - проверка правильности расчетов в расчетных документах;
     - также акцептовывают (оплачивают) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказываются от акцепта (оплаты);

     - определяют фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

     - принятие к учету документов в бухгалтерии в предусмотренные правилами документооборота сроки.

     Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на их получение. Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транспорте и в органах связи соответственно, и условий договоров купли-продажи и перевозки груза. 

 Сдача грузов, доставленных уполномоченным лицом на предприятии, осуществляется на соответствующий склад под расписку заведующего складом (кладовщиком) на квитанции транспортного документа или на документе поставщика (товарно-транспортной накладной или др.). Сопроводительные документы на поступившие покупателю грузы передаются складу как основание для приемки и оприходования материалов. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.

      На складе проверяется соответствие качества, ассортимента и количества материалов данным сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

    Некоторые материалы, перечень которых устанавливается распорядительным документом организации, могут направляться непосредственно в подразделения, минуя склад.

   Такие материалы отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации, в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом).

      Если поставка соответствует условиям договора, материально ответственным лицом на складе выписывается приходный ордер (ф. № М-4) либо в сопроводительных документах поставщика проставляется штамп, в оттиске которого содержатся обязательные реквизиты приходного ордера. При поступлении материалов, приобретенных подотчетными лицами в розничной торговле либо у физических лиц на рынках, основанием для оформления приходного ордера является товарный чек магазина, квитанция приходного кассового ордера, акт (справка) о покупке на рынке или у населения.  

     Если при приемке материалов от поставщиков установлено расхождение с данными сопроводительных документов либо условиями договора (недостача, излишки, пересортица, вмятины, поломка, бой), а также в случае неотфактурованной поставки специальной комиссией с участием представителя поставщика или независимой организации составляется акт о приемке материалов (ф. № М-7). При этом приходный ордер не выписывается, приемный акт является одновременно приходным документом и основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации, уточнения расчетов с поставщиком.     
     Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся они обособленно и не могут расходоваться, за исключением случаев, когда материальные ценности относятся к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися либо расходы по их хранению несоизмеримо велики. Организация может использовать такие материалов в производственных либо иных целях или продать. Выручка от продажи материалов или их рыночная стоимость при использовании материалов в организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других затрат, подлежит возврату собственнику материалов.

   Если материал поступает в одной единице измерения (например, по весу), а отпускается со склада в другой (например, поштучно), то его оприходование и отпуск отражаются в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения либо осуществляется перевод материала в другую единицу измерения с составлением акта представителями отдела снабжения, бухгалтерской службы, заведующего складом, специалистов других отделов.

     Материалы отпускаются со складов организации непосредственно в подразделения организации. Отпуск материалов со складов осуществляется только материально ответственным лицам, списки и образцы подписей которых сообщаются кладовщикам. Для обеспечения сохранности материалов организацией определяются порядок их вывоза и выноса с территории, оформления пропусков, способы выполнения необходимого при выбытии материальных ценностей контроля.

     На основании первичных документов учета поступления и выбытия материальных ценностей заполняются карточки складского учета (ф. № М-17).(приложение 4)

     По окончании месяца материально ответственное лицо склада переносит количественные остатки из карточек складского учета в сальдовую книгу или ведомость (книгу остатков материалов) либо в оборотную ведомость. Ведомости ведутся по балансовым счетам и субсчетам материально-производственных запасов, группам и видам материалов.     
     Работники бухгалтерии, ведущие учет материальных запасов, обязаны систематически, в установленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц проводить на складах в присутствии заведующего складом (кладовщика) проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, записей операций в карточках учета, полноты и своевременности сдачи документов в бухгалтерскую службу. Бухгалтер сверяет записи в карточках учета материалов с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков.

     Материально ответственное лицо составляет реестр приемки-сдачи приходных и расходных документов и вместе с документами передает его в бухгалтерию. Сдача складом лимитно-заборных карт производится ежемесячно, а также после использования лимита. При этом сверяются данные лимитно-заборных карт склада и подразделений, что подтверждается подписями заведующего складом (кладовщика) и работников подразделений, получивших материалы.

     Контроль за правильностью складского учета материалов со стороны бухгалтерии заключается в проверке не только первичных учетных документов, но и отчетов подразделений организации, сопоставлении записей в приходных, расходных документах, карточках учета материалов (сальдовых книгах). Если обнаружены расхождения между показателями складского учета и групповой оборотной ведомости, то, как правило, составляется сортовая оборотная ведомость в пределах группы материальных ценностей, по которой выявлены несоответствия.

Информация о работе Учет движения материалов и анализ их использования в производстве (на примере ООО «Марксовская мебельная фабрика»)