Учет движения материалов и анализ их использования в производстве (на примере ООО «Марксовская мебельная фабрика»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского учета материалов, провести анализ использования материалов в производстве.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
– изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
– группировка и систематизация информации;
– полное, комплексное обобщение информации.

Оглавление

Введение 3
1.Значение учета материалов и предпосылки правильной его организации 6
1.1 Понятие и классификация материалов 6
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов 8
1.3 Отличие бухгалтерского учета материально-производственных запасов в отечественной и международной практике бухгалтерского учета 15
2. Учет движения материалов 24
2.1 Организация учета поступления материалов на склад 24
2.2 Учет расчетов с поставщиками, документальное оформление поступления материалов 32
2.3 Учет отпуска материалов в производство 35
2.4 Инвентаризация и переоценка материалов 40
3. Анализ использования материальных ресурсов 47
3.1 Анализ материально-технического обеспечения производства 47
3.2 Анализ состояния материальных запасов 50
3.3 Анализ эффективности использования материалов в производстве 54
3.4 Аудит операций с материальными ценностями 60
Заключение 68
Список использованных источников 72

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

На основании этой ведомости и “Ведомости прихода материальных ценностей” составляется “Оборотная ведомость движения материальных ценностей”. В ней указывается остаток на начало месяца по каждому наименованию материала (это остаток на конец месяца за предыдущий отчетный период), приход данного материала за месяц и его расход и остаток на конец месяца в количественном и суммовом выражении. Она так же составляется по каждому складу в отдельности.

Эти данные сверяют с оборотами и остатками синтетического счета 10 “Материалы” (приложение 10) и данными карточек складского учета.

В конце месяца добавляют (вычитают) транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам. Следовательно, в конечном счете расход материалов показывают по фактической себестоимости.

Для выявления фактической себестоимости материалов, отклонений от стоимости их по учетным ценам, контроля за сохранностью материалов, а также увязки синтетического и аналитического учета в бухгалтерии ООО «Марксовская мебельная фабрика» составляют по истечении каждого месяца Ведомость №10 “Движение материальных ценностей” .

Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов. В ведомости № 10 приводятся две справки:

- № 1 “Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей”, заполняется по показателям журналов-ордеров № 1, 6, 7, 8, 10/1, 13 и других, т. е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 2 раздела ведомости № 10.

- № 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным ценам”, заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость № 10 “Движение товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов.

Учет отпуска материалов на производство на ООО «Марксовская мебельная фабрика» оформляется проводкой:

Д-т сч. 20 “Основное производство”

К-т сч. 10 “Материалы”                                               2920036,38 руб.

 

2.4. Инвентаризация и переоценка материалов

 

              На предприятии ООО «Марксовская Мебельная фабрика» инвентаризация материалов осуществляется  в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых  проводилась  не  ранее  1 октября отчетного года).

   Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:

при смене материально  ответственных  лиц  (на  день  приемки-передачи

дел);

     при установлении фактов хищений или  злоупотреблений,  а  также  порчи ценностей;

     в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

    в  других  случаях,   предусмотренных   законодательством   Российской

Федерации  или  нормативными   актами   Министерства   финансов   Российской Федерации.

   Кроме того, для контроля за  сохранностью  материалов,  условиями их хранения и состоянием складского учета  в  межинвентаризационные  периоды проводятся систематические проверки и выборочные инвентаризации  материалов.

  Инвентаризация    материалов    осуществляется     инвентаризационными

комиссиями при обязательном участии материально ответственных лиц. К  началу инвентаризации  в  карточках  складского  учета  отражены  все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на  день инвентаризации; первичные документы по движению материалов сданы в  бухгалтерию  и  подвергнуты  бухгалтерской  обработке.  Факт  сдачи  всех документов в  бухгалтерию  и  отсутствия  неоприходованных  или  несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.

      При  проведении  инвентаризации  комиссия  в  присутствии  материально ответственных лиц осуществляет тщательный  подсчет,  взвешивание  или  обмер каждого  вида  (сорта)  материалов  и  полученные   фактические   результаты записывает  в  инвентаризационные  описи.  Запись  производится  по  каждому отдельному  наименованию  материалов  с  указанием  номенклатурного  номера, вида, группы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.

      При осуществлении инвентаризации учитываются специфические особенности отдельных видов материалов.

      Отдельные описи составляются на  материалы,  находящиеся  в  пути,  на

ответственном хранении на складах других  организаций,  подвергшиеся  порче, ненужные, неликвидные, а  также  на  поступившие  или  отпущенные  во  время проведения инвентаризации.

      Описи   подписываются   всеми   членами   комиссии    и    материально

ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы  проверены  в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.

      Данные  инвентаризационных   описей   используются   для   составления

сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей  сопоставляются с  учетными  данными. 

Чаще всего инвентаризация материалов проводится из-за расхождений бухгалтерского и складского учетов.

Во всех случаях наличия излишков или недостач составляются акты и делаются соответствующие проводки. Излишки приходуются по рыночным ценам, их стоимость включается в состав доходов (для коммерческого предприятия - счет 91 "Прочие доходы и расходы":

Д 10 - К 91 - оприходованы излишки материалов, выявленные при инвентаризации.

Недостачи материалов списываются на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с последующим анализом и определением виновных лиц. В большинстве случаев потери списываются за счет материально-ответственных лиц. При расчете сумм недостач материалов учитывают долю транспортно-заготовительных расходов, приходящихся на утраченные материалы, а также разницу между балансовой стоимостью и рыночными ценами, по которым необходимо будет их приобретать. Кроме того, следует помнить, что списанный на зачет с бюджетом НДС, приходящийся на утраченные материалы, следует восстановить и перечислить в бюджет. В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

Д 94 - К 10 - выявлена недостача на сумму учетной стоимости материалов без НДС;

Д 19-3 - К 68 - восстановлена сумма НДС, списанная на зачет с бюджетом;

Д 94 - К 19-3 - включен в состав недостач НДС, списанный ранее на зачет с бюджетом;

Д 73-2 - К 94 - предъявлена к взысканию сумма недостачи (учетная стоимость + НДС);

Д 73-2 - К 98 - отражена разница между рыночной ценой и суммой недостачи,

где: счет 10 "Материалы", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 73-3 "Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 98 "Доходы будущих периодов".

   В случае бесспорной вины материально-ответственного лица у него будут осуществляться вычеты из заработной платы, при этом сумма доходов будущих периодов (разница между рыночной ценой и балансовой стоимостью материалов) будет переводиться в текущие доходы в доле пропорциональной сумме удержания:

Д 70 - К 73-2 - отражено очередное ежемесячное удержание из зарплаты виновного лица;

Д 98 - К 91 - переведена часть доходов будущих периодов в текущие доходы,

где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостача может возникнуть не только по вине материально-ответственного лица. Она может быть обусловлена хищением. В этом случае руководство предприятия составляет заявление в органы внутренних дел. Пока проводится следствие, недостача числится на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". При установлении и поимке похитителя делается проводка:

Д 76 - К 94 - недостача отнесена на похитителя,

где: счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Удержания с расчетного счета похитителя в сберегательном банке отражаются следующим образом:

Д 51 - К 76 - отражен процесс погашения похитителем недостачи материалов.

Если органам внутренних дел в заданные сроки не удается раскрыть дело о хищении материальных ценностей, они обязаны официально известить об этом руководство предприятия. В этом случае недостача относится на текущие расходы предприятия:

Д 91 - К 94 - сумма недостачи списана на текущие расходы предприятия,

где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".

При определении суммы недостачи материалов, некоторые промышленные ценности в процессе хранения под влиянием внешних факторов могут высыхать, испаряться, вымораживаться, высыпаться, разбиваться и проливаться.

    Для таких материалов разработаны и утверждены отраслевые нормы естественной убыли.

При инвентаризации подобных материалов часть недостачи (в пределах норм естественной убыли) списывается на издержки производства и обращения (счета: 20 "Основное производство" и 44 "Расходы на продажу"), а оставшаяся часть относится на материально-ответственное лицо:

Д 94 - К 10 - отражена недостача материальных ценностей;

Д 20, 44 - К 94 - списана недостача в пределах норм естественной убыли;

Д 73-2 - К 94 - погашена недостача сверх норм естественной убыли;

Д 73-2 - К 98 - отражена разница между рыночной ценой и учетной стоимостью потерь.

Нормы естественной убыли применяются только тогда, когда установлен факт недостачи.

      Переоценка материальных  ценностей  осуществляется  в  соответствии  с

действующим  законодательством   (по   решениям   Правительства   Российской Федерации) в связи с изменением цен и тарифов.

Начисление сумм дооценки отражают обратной записью.

      Порядок переоценки ценностей, относящихся к  средствам  в  обороте,  и

учета  результатов  переоценки  регулируется  соответствующими  нормативными актами.  Аналитический  учет  по  счету  Переоценки  материальных  ценностей ведется  по  каждому  случаю  переоценки  и  виду  материальных   ценностей, подвергшихся переоценке.

      Хозяйствующим  субъектам  предоставлено   право   доводить   стоимость

материалов, на которые цена в течение года снизилась либо которые   морально устарели или частично потеряли первоначальное качество,  в  конце  отчетного года  до  рыночной  стоимости,  если  она  ниже   первоначальной   стоимости заготовим (приобретения). Разницу в ценах относят на  финансовые  таты.

         Для проведения инвентаризации материалов руководителем издается соответствующий приказ (постановление, распоряжение) по ф. № ИНВ-22, который регистрируется в журнале учета и контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. № ИНВ-23). Приказ (постановление, распоряжение) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, персональный состав инвентаризационной комиссии, вручается председателю инвентаризационной комиссии. Обязанности инвентаризационной комиссии и персонала бухгалтерской службы.

    Для отражения результатов инвентаризации материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета, составляется сличительная ведомость (ф. № ИНВ-19).

    В сличительных ведомостях отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.     
     На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.     
     Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

     Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

     Для оформления результатов инвентаризации могут применяться

единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

     Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

     Сведения о результатах проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ-26). По распоряжению руководства хозяйствующих субъектов организуются контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, результаты которых оформляются актом (ф. № ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (ф. № ИНВ-25).

Информация о работе Учет движения материалов и анализ их использования в производстве (на примере ООО «Марксовская мебельная фабрика»)