Учет движения материалов и анализ их использования в производстве (на примере ООО «Марксовская мебельная фабрика»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского учета материалов, провести анализ использования материалов в производстве.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
– изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
– группировка и систематизация информации;
– полное, комплексное обобщение информации.

Оглавление

Введение 3
1.Значение учета материалов и предпосылки правильной его организации 6
1.1 Понятие и классификация материалов 6
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов 8
1.3 Отличие бухгалтерского учета материально-производственных запасов в отечественной и международной практике бухгалтерского учета 15
2. Учет движения материалов 24
2.1 Организация учета поступления материалов на склад 24
2.2 Учет расчетов с поставщиками, документальное оформление поступления материалов 32
2.3 Учет отпуска материалов в производство 35
2.4 Инвентаризация и переоценка материалов 40
3. Анализ использования материальных ресурсов 47
3.1 Анализ материально-технического обеспечения производства 47
3.2 Анализ состояния материальных запасов 50
3.3 Анализ эффективности использования материалов в производстве 54
3.4 Аудит операций с материальными ценностями 60
Заключение 68
Список использованных источников 72

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонения

1.Материальные затраты, тыс. руб.

4802

8613

+3811

2.Себестоимость продукции, тыс. руб.

6861

12161

+5300

3.Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, % (1:2)

69,9

70,8

+0,9

Из таблицы 4 видно, что удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции в отчетном году составил 70,8 % , а в предыдущем году – 69,9%, то есть снизился на 11%.    

        

3.4. Аудит операций с материальными ценностями

 

С позиции проведения аудита производственных предприятий одной из наиболее значимых статей бухгалтерского учета являются МПЗ. Как правило, их удельный вес составляет более 5 процентов актива баланса, то есть стоимость МПЗ – существенная часть в себестоимости выпускаемой продукции. Зачастую финансовый результат деятельности всего предприятия напрямую зависит от решения вопросов по закупке и доставке материалов. Ошибки, допускаемые в учете МПЗ, ведут к неправильному формированию себестоимости готовой продукции, к искажению финансового результата и налогооблагаемой прибыли. Подобные просчеты могут оказаться существенными и повлиять на выражение аудитором своего мнения о достоверности отчетности.

Система внутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Хозяйственные операции по учету МПЗ относятся к операциям с повышенным уровнем риска по следующим причинам:

1.Вероятность санкционированного списания МПЗ под несуществующие заказы и объемы выпуска в целях увеличения себестоимости выпуска и снижения налогов на прибыль и имущество.

2. Высокий риск хищения.

3. Огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствием чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу), а также утеря бумаг.

4. Искажение фактов списания МПЗ из-за технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.

Чтобы оценить уровень указанных рисков, аудитор проверяет эффективность системы внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:

        наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);

        проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;

        установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;

        соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;

        своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;

        раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;

        проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);

        осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;

        наличие нетипичных операций с МПЗ.

Весь объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп: аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ.

В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:

        проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;

        сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

        анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;

        удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;

        проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;

        проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;

        устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;

        анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;

        проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:

        документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;

        правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочем поступлении;

        верность списания и отражения прибыли при продаже, прочем выбытии МПЗ;

        правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;

        соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;

        правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;

        полноту учета операций с аффилированными лицами;

        соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т.д.

Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:

        правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;

        верность начисления в учете НДС при реализации;

        правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;

        правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;

        списание МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;

        правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.

Все вышеуказанные процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую информацию о составе, стоимости и движении МПЗ, которая в совокупности с данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему выразить мнение о достоверности полученных сведений.

Таким образом, плюсы проведения аудиторской проверки для финансово-хозяйственной деятельности предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе о состоянии учета МПЗ, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.

Основными целями проверки операций с материальными ценностями является проверка:

-достоверности показателей баланса по статье «Запасы», включая та­кие ее составляющие, как сырье и материалы, малоценные и быстроиз­нашивающиеся предметы, увязки этих показателей с аналогичными дан­ными, отраженными в Главной книге, журналах-ордерах и других учет­ных регистрах, определенных учетной политикой предприятия;

-полноты и своевременности оприходования материальных ценностей по местам хранения;

-правильности отпуска их на производственные и другие цели;

-обеспечения сохранности материальных ценностей по местам хране­ния;

-материалов результатов годовой инвентаризации товарно-материаль­ных ценностей;

-правильности формирования стоимости материальных ресурсов;

-документального оформления движения материальных ресурсов;

-других вопросов, вытекающих непосредственно из особенностей дея­тельности проверяемой организации.

Источники информации — действующие формы первичной учетной документации, в том числе:

приходные ордера (ф. № М—4);

акт о приемке материалов (ф. № М—7);

лимитно-заборные карты (ф. М—8);

требование-накладная (ф. № М-11);

накладные на отпуск материалов на сторону (ф. № М—15);

карточки учета материалов (ф. № М—17);

журналы-ордера. № 1, 2, 6, 7, 8, 10, 10/1, 11;

ведомости № 10, 10—с;

материальные отчеты;

баланс и приложение № 2 к балансу «Отчет о финансовых прибылях и убытках».

Следует заметить, что проверка материальных ценностей — вопрос трудоемкий и в зависимости от количества наименований единиц мате­риальных ценностей занимает много рабочего времени.

              Проверка правильности списания материальных ценностей на затра­ты является, пожалуй, главным элементом аудиторской проверки. Имен­но здесь встречается наибольшее количество всякого рода нарушений в организации учета материальных ценностей.

Вначале аудитор должен изучить учетную политику предприятия по данному вопросу. Очень часто выявляются ситуации, когда принципы, заложенные в учетной политике по данному вопросу, фактически не соблюдаются, что в конечном итоге приводит к серьезным финансовым нарушениям в вопросах формирования себестоимости продукции (ра­бот, услуг).

Нередко списание материалов на производство производится по фак­тическому их расходу. Нормы их расхода не утверждаются; отдельные работники бухгалтерий списывают полностью на затраты, переданные в производство материалы по мере их отпуска со склада, а не по факту их расхода, а материалы, израсходованные на строительные работы или на содержание объектов социально-культурной сферы, нередко тоже отно­сятся на общие затраты основного производства. Позволяет предприяти­ям допускать такого рода нарушения отсутствие шифров производствен­ных затрат.

Информация о работе Учет движения материалов и анализ их использования в производстве (на примере ООО «Марксовская мебельная фабрика»)