Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:40, дипломная работа
Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского учета материалов, провести анализ использования материалов в производстве.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
– изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
– группировка и систематизация информации;
– полное, комплексное обобщение информации.
Введение 3
1.Значение учета материалов и предпосылки правильной его организации 6
1.1 Понятие и классификация материалов 6
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов 8
1.3 Отличие бухгалтерского учета материально-производственных запасов в отечественной и международной практике бухгалтерского учета 15
2. Учет движения материалов 24
2.1 Организация учета поступления материалов на склад 24
2.2 Учет расчетов с поставщиками, документальное оформление поступления материалов 32
2.3 Учет отпуска материалов в производство 35
2.4 Инвентаризация и переоценка материалов 40
3. Анализ использования материальных ресурсов 47
3.1 Анализ материально-технического обеспечения производства 47
3.2 Анализ состояния материальных запасов 50
3.3 Анализ эффективности использования материалов в производстве 54
3.4 Аудит операций с материальными ценностями 60
Заключение 68
Список использованных источников 72
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонения |
1.Материальные затраты, тыс. руб. | 4802 | 8613 | +3811 |
2.Себестоимость продукции, тыс. руб. | 6861 | 12161 | +5300 |
3.Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, % (1:2) | 69,9 | 70,8 | +0,9 |
Из таблицы 4 видно, что удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции в отчетном году составил 70,8 % , а в предыдущем году – 69,9%, то есть снизился на 11%.
3.4. Аудит операций с материальными ценностями
С позиции проведения аудита производственных предприятий одной из наиболее значимых статей бухгалтерского учета являются МПЗ. Как правило, их удельный вес составляет более 5 процентов актива баланса, то есть стоимость МПЗ – существенная часть в себестоимости выпускаемой продукции. Зачастую финансовый результат деятельности всего предприятия напрямую зависит от решения вопросов по закупке и доставке материалов. Ошибки, допускаемые в учете МПЗ, ведут к неправильному формированию себестоимости готовой продукции, к искажению финансового результата и налогооблагаемой прибыли. Подобные просчеты могут оказаться существенными и повлиять на выражение аудитором своего мнения о достоверности отчетности.
Система внутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Хозяйственные операции по учету МПЗ относятся к операциям с повышенным уровнем риска по следующим причинам:
1.Вероятность санкционированного списания МПЗ под несуществующие заказы и объемы выпуска в целях увеличения себестоимости выпуска и снижения налогов на прибыль и имущество.
2. Высокий риск хищения.
3. Огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствием чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу), а также утеря бумаг.
4. Искажение фактов списания МПЗ из-за технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.
Чтобы оценить уровень указанных рисков, аудитор проверяет эффективность системы внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:
наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);
проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;
установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;
соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;
своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;
раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;
проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);
осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;
наличие нетипичных операций с МПЗ.
Весь объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп: аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ.
В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:
проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;
сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;
анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;
удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;
проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;
проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;
устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;
анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;
проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.
При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:
документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;
правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочем поступлении;
верность списания и отражения прибыли при продаже, прочем выбытии МПЗ;
правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;
соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;
правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;
полноту учета операций с аффилированными лицами;
соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т.д.
Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:
правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;
верность начисления в учете НДС при реализации;
правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;
правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;
списание МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;
правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.
Все вышеуказанные процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую информацию о составе, стоимости и движении МПЗ, которая в совокупности с данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему выразить мнение о достоверности полученных сведений.
Таким образом, плюсы проведения аудиторской проверки для финансово-хозяйственной деятельности предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе о состоянии учета МПЗ, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.
Основными целями проверки операций с материальными ценностями является проверка:
-достоверности показателей баланса по статье «Запасы», включая такие ее составляющие, как сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, увязки этих показателей с аналогичными данными, отраженными в Главной книге, журналах-ордерах и других учетных регистрах, определенных учетной политикой предприятия;
-полноты и своевременности оприходования материальных ценностей по местам хранения;
-правильности отпуска их на производственные и другие цели;
-обеспечения сохранности материальных ценностей по местам хранения;
-материалов результатов годовой инвентаризации товарно-материальных ценностей;
-правильности формирования стоимости материальных ресурсов;
-документального оформления движения материальных ресурсов;
-других вопросов, вытекающих непосредственно из особенностей деятельности проверяемой организации.
Источники информации — действующие формы первичной учетной документации, в том числе:
приходные ордера (ф. № М—4);
акт о приемке материалов (ф. № М—7);
лимитно-заборные карты (ф. М—8);
требование-накладная (ф. № М-11);
накладные на отпуск материалов на сторону (ф. № М—15);
карточки учета материалов (ф. № М—17);
журналы-ордера. № 1, 2, 6, 7, 8, 10, 10/1, 11;
ведомости № 10, 10—с;
материальные отчеты;
баланс и приложение № 2 к балансу «Отчет о финансовых прибылях и убытках».
Следует заметить, что проверка материальных ценностей — вопрос трудоемкий и в зависимости от количества наименований единиц материальных ценностей занимает много рабочего времени.
Проверка правильности списания материальных ценностей на затраты является, пожалуй, главным элементом аудиторской проверки. Именно здесь встречается наибольшее количество всякого рода нарушений в организации учета материальных ценностей.
Вначале аудитор должен изучить учетную политику предприятия по данному вопросу. Очень часто выявляются ситуации, когда принципы, заложенные в учетной политике по данному вопросу, фактически не соблюдаются, что в конечном итоге приводит к серьезным финансовым нарушениям в вопросах формирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Нередко списание материалов на производство производится по фактическому их расходу. Нормы их расхода не утверждаются; отдельные работники бухгалтерий списывают полностью на затраты, переданные в производство материалы по мере их отпуска со склада, а не по факту их расхода, а материалы, израсходованные на строительные работы или на содержание объектов социально-культурной сферы, нередко тоже относятся на общие затраты основного производства. Позволяет предприятиям допускать такого рода нарушения отсутствие шифров производственных затрат.