Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Оглавление

1. Понятие и цели аудита.

2. Виды аудита.

3. Правовые основы аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Осташенко.docx

— 96.50 Кб (Скачать)

 

Подтверждение аудиторской  проверкой действительного использования  собственных основных и оборотных  фондов для производства продукции, импортируемой предприятиями с  иностранными инвестициями. Это требование установлено порядком определения  продукции, импортируемой предприятиями  с иностранными инвестициями для  собственных нужд (постановление  правительства №757 от 30 июня 1994 года).

 

 

2. Экономические санкции  за уклонение от обязательного  аудита.

 

 

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской  проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании  решения суда или арбитражного суда, по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой  службы и органами налоговой полиции.

 

Такое взыскание выражается в виде:

штрафа с экономического субъекта в сумме от 100 до 500 кратного размера установленного законодательством  минимального размера оплаты труда;

штрафа с руководителя экономического субъекта от 50 до 100 кратного размера установленного законодательством  минимального размера оплаты труда.

Сумма взимания штрафов зачисляется  в доход республиканского бюджета  Российской Федерации.

 

Непредоставление заинтересованным лицам аудиторского заключения в  случае обязательной аудиторской проверки, с точки зрения ответственности, приравнивается к уклонению от проверки.

 

 

3. Обязательный аудит по  поручению государственных органов.

 

 

В соответствии с п.6 временных  правил, обязательные аудиторские проверки любых экономических субъектов  могут проводиться по поручению  органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда.

 

Вышеперечисленные органы вправе, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, поручить аудитору провести аудиторскую  проверку экономического субъекта, при  наличии в производстве (заинтересованности) указанных органов.

 

При наличии возбужденного  уголовного дела либо принятого к  производству (исполнению) гражданского дела, либо дела подведомственного  арбитражному суду.

 

В соответствии с изменениями, внесенными в закон Российской Федерации "о федеральных органах налоговой  полиции и уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации", к  органам предварительного следствия  относятся также федеральные  органы налоговой полиции.

 

Срок проведения аудиторской  проверки по поручению налоговой  полиции определяется по договоренности с аудиторской фирмой и, как правило, не может превышать двух месяцев.

 

Временными правилами  аудиторской деятельности аудитору предоставлено право отказаться от проведения аудиторской проверки в случае:

1) непредоставления проверяемым  экономическим субъектом необходимой  документации;

 

2) необеспечения государственными  органами, поручившими проведение  проверки, личной безопасности аудитора  и членов его семьи при наличии  такой необходимости.

С согласия аудитора проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым или  затребованным в установленном  порядке органами дознания, прокурором, следователем и т.д.

 

Оплата работы аудитора, при  проведении проверки по поручению государственных  органов, проводится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Советом  министров, Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившийся на рынке аудиторских  услуг.

 

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям, по поручению государственных  органов, производится только за счет средств республиканского бюджета  и не могут быть осуществлены аудитором, проводившим первоначальную проверку.

 

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки проводимой по поручению государственных органов, могут быть преданы гласности, до вступления в силу приговора (или  решения суда), только с разрешения указанных органов и только в  том объеме, в каком они признаю  это возможным.

 

Заключение аудитора по результатам  проверки, проведенной по поручению  государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной  в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

 

4. Инициативный аудит и  другие виды аудиторских услуг.

 

 

Инициативный аудит проводится по решению самого клиента. При этом целью аудита может быть контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом, отдельных его  разделов, организация делопроизводства, оценка состояния расчетов по налогообложению  и др.

 

Причины проведения инициативного  аудита:

1. Многие предприятия ранее  подвергались тщательному внутриведомственному  контролю и в настоящее время  лишились контроля со стороны  специальных органов. 

 

2. Текучесть бухгалтерских  кадров.

 

3. Низкая квалификация  бухгалтерских кадров.

 

4. Запросы пользователей  информации. В соответствии с  положением о бухгалтерском учете  и отчетности в Российской  Федерации, пунктом 81, бухгалтерская  отчетность является открытой  для организованных пользователей  (первая группа: собственники предприятия,  заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые  органы, руководство и персонал  предприятия; вторая группа: аудиторы, розничные консультанты, юристы, объединения  и ассоциации, входящие в состав  предприятия и др.).

В отличие от обязательного  аудита, инициативный аудит может  быть комплексным и может быть тематическим.

 

При тематическом аудите контролю и анализу подвергаются только отдельные  разделы и участки учета. Различной  может быть и глубина проверки (полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов, проведения инвентаризации активов  и обязательств, либо выборочная проверка, также с первичных документов и данных, содержащихся в учетных  регистрах и отчетности).

 

Инициативный аудит прежде всего оценивает применяемую  на предприятии учетную политику, проводит оценку состоянию бухгалтерского учета по всем счетам и отделам, выясняет организацию аналитического учета, используемые методы ведения учета, применяемые регистры, выявляет недочеты и недостатки, выясняет взаимоотношения  аудируемого объекта с бюджетом, с внебюджетными фондами, анализирует  применяемую форму учета, изучает  систему внутреннего контроля. Заключительной стадией аудиторской проверки являются общие выводы и рекомендации.

 

Помимо инициативного  аудита, аудиторские фирмы оказывают  ряд услуг:

ведение бухгалтерского учета  для различных предприятий;

восстановление бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской  финансовой отчетности;

защита бухгалтерской  финансовой отчетности;

и др.

Законодательные ограничения  в занятии аудиторской деятельностью  в проведении аудиторских проверок конкретного клиента.

 

Временными правилами  предусмотрены определенные ограничения  в отношении лиц и фирм, привлекаемых к работе в качестве аудитора. В  частности, аудиторская проверка не может проводиться:

 

а) аудиторами, являющимися  учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской финансовой отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве;

 

б) аудиторскими фирмами, по отношению к экономическим субъектам, являющимся их учредителями (акционерами, кредиторами, страховщиками), а также, в отношении которых эти аудиторские  фирмы являются учредителями (собственниками, акционерами) или в отношении  экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами, отделениями, представительствами  или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;

 

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и  ведению бухгалтерского учета, а  также составлению финансовой отчетности.

 

В случае умышленного сокрытия аудитором или аудиторской фирмой от экономического субъекта (заказчика) обстоятельств, исключающих возможность  проведения аудиторской проверки, заказчику  возмещаются за счет аудитора все  расходы, понесенные им в связи с  заключением договора с аудитором.

 

Сокрытие данных обстоятельств  служит также основанием для аннулирования  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности.

 

Тема: Планирование и подготовка аудиторской деятельности.

 

 

 

1. Технологические основы  аудита.

 

2. Письмо-обязательство и  договор на проведение аудиторской  проверки.

 

3. Разработка программы  и планирование аудиторской проверки.

 

4. Оценка материальности (существенности) в аудите.

 

5. Аудиторские риски. 

 

6. Оценка состояния бухгалтерского  учета и внутреннего контроля.

 

 

1. Технологические основы  аудита.

 

 

Одним из основных рабочих  нормативов, основных правил осуществления  аудита, является планирование, в соответствии с которым, аудитор должен так  организовать свою деятельность, чтобы  обеспечить ее высокое качество и  быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяется наиболее эффективные  процедуры аудита.

 

Планирование аудита тесно  связано с определением целей, задач, ответственности и обязанностей аудитора.

 

Первоочередному планированию подлежат аудиторские проверки бухгалтерской  отчетности на предприятиях, где в  соответствии с действующим законодательством, они являются обязательными. Затем  планируются показатели аудиторских  услуг по дополнительным договорам.

 

При составлении общего плана  целесообразно предусмотреть следующие  вопросы:

1. Условия договора на  выполнение аудита.

 

2. Содержание аудиторского  отчета и сроки его предоставления.

 

3. Ответственность клиента  за представленную бухгалтерскую  отчетность и полноту необходимой  другой информации.

 

4. Предусмотреть применяемые  нормы бухгалтерского учета. 

 

5. Дать оценку деятельности  внутренних аудиторов, масштабов  их привлечения и др.

Процесс аудирования состоит  из подготовки следующих документов:

 

1. Письмо-обязательство (письмо  о согласии на проведение).

 

2. Договор на проведение  аудиторской проверки.

 

3. Рабочая программа аудиторской  проверки.

 

4. План аудиторской проверки.

 

 

2. Письмо-обязательство и  договор на проведение аудиторской  проверки.

 

 

Отношения аудиторских фирм с одной стороны и клиентов (аудируемых организаций) с другой стороны  строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации.

 

Договор на оказание аудиторских  услуг включает:

предмет;

место оказания услуг;

размер и порядок оплаты аудиторских услуг;

ответственность сторон.

Условия договора и содержание поручения не должны противоречить  требованиям указа президента Российской Федерации "об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

 

Аудиторской деятельностью  имеют право заниматься юридические  лица (аудиторские фирмы), независимо от вида собственности (в том числе  и иностранные), и созданные совместно  с иностранными юридическими и физическими  лицами.

 

Экономический субъект, подлежащий обязательному аудиту, а также  имеющий желание проверить достоверность  отчетности, правильность ведения учета  по собственной инициативе, должен известить аудиторскую фирму (аудитора), избранную им по желанию, воспользоваться  ее услугами в форме письма-приглашения  о проведении аудиторской проверки.

 

В письме должно быть указано:

полное наименование предприятия;

его основные характеристики (дата и номер государственной  регистрации, состав учредителей, юридический  адрес, фактический адрес, размер уставного  капитала, виды деятельности).

Согласно статье №435 Гражданского кодекса, такое официальное предложение  называется офертой.

 

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам  предложение, которое выражает намерения  лица, сделавшего предложение.

 

В случае если потенциальный  клиент в самый последний момент передумал заключать договор  на аудиторскую проверку с данной аудиторской фирмой, он направляет аудиторской фирме извещение  об отказе от оферты.

 

Получив оферту (письмо-предложение  по проведению аудита), аудиторской  фирме следует ответить на нее.

 

В международной аудиторской  практике такой ответ получил  название письмо-обязательство аудитора перед клиентом. В России этот ответ  называется письмо-обязательство о  согласии на проведение аудита.

 

Письмо-обязательство документально  подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание  аудитором поставленной перед ним  задачи на проведение аудита и степень  ответственности перед клиентом.

 

Целью письма-обязательства  является:

 

1. Стремление аудитора  предоставить клиенту информацию  о себе, своих потенциальных возможностях  по оказанию клиенту необходимых  услуг. 

 

2. Определить основные  моменты построения действий  аудитора в процессе проверки, а также права сторон и их  обязанности по отношению друг  к другу. 

 

Содержание письма-обязательства:

Информация о работе Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности