Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:02, реферат
Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.
1. Понятие и цели аудита.
2. Виды аудита.
3. Правовые основы аудиторской деятельности.
планирование аудиторской проверки;
документальное подтверждение
выполненных аудитором
сбор материалов по проверке финансовой отчетности с последующим их обобщением;
составление аудиторского отчета и подготовка заключения о финансовой отчетности;
осуществление текущего контроля самим аудитором, за ходом выполнения аудита в соответствии с планом и программой;
обеспечение юридической обоснованности в проведении аудита и его законности;
контроль рабочего времени аудитора и обоснованность оплаты его труда;
контроль качества проведенной проверки;
документарное оформление установленного
или определенного самим
На выбор количества, состава, содержания и формы аудиторских документов влияют также такие факторы:
1) квалификация аудитора;
2) его предыдущий опыт;
3) условия договора;
4) правила и внутренние стандарты, установленные для аудиторской фирмы.
Независимо от того, какие
рабочие документы
1. Содержать достаточно
полную и детализированную
2. Документы должны быть
составлены в ходе проверки. Составление
их после завершения проверки
и подготовки аудиторского
3. Составляя рабочие документы,
аудитор должен учитывать не
только информацию, относящуюся
к проверяемому рабочему
4. Документы должны отражать
более существенные моменты,
5. Позволять оценить финансовую отчетность в соответствии с установленными критериями и признаками.
6. Отражать состояние и
оценку системы внутреннего
7. Фиксировать проведенные
аудиторские процедуры по
8. Документы должны быть составлены четко, разборчиво.
9. Необходимо обязательно указывать
место и дату составления документа;
фамилию аудитора, его подпись;
номер документа, порядковый номер страницы в рабочей документации.
10. Должны быть приведены
источники информации и данные
о происхождении, приложенные
в документах, фиксирующих хозяйственно-
Классификация рабочих документов аудитора:
I. По времени ведения и исполнения:
1) долгосрочные;
2) непродолжительного исполнения.
II. По способу и источникам получения:
1) документы, полученные от третьих лиц;
2) документы, полученные от предприятия-клиента;
3) документы, составленные аудитором.
III. По характеру информации:
1) информация правового характера;
2) информация о руководстве и персонале предприятия;
3) информация о структуре и организации предприятия;
4) информация об экономических
основаниях деятельности
5) информация о системе внутреннего контроля;
6) информация о системе бухгалтерского учета;
7) аудиторские организационно-
8) документы оценки аудиторского риска;
9) аудиторские документы по проверке отдельных статей и показателей годового отчета;
10) корреспонденция аудиторов;
11) итоговое заключение;
12) предложения и рекомендации.
IV. По назначению:
1) обзорные;
2) информативные;
3) проверочные;
4) подтверждающие;
5) расчетные;
6) сравнительные;
7) аналитические.
V. По степени стандартизации:
1) стандартизированные;
2) в произвольной форме.
VI. По форме представления:
1) графические;
2) табличные;
3) текстовые;
4) комбинированные.
VII. По технике составления:
1) ручные;
2) на машинных носителях.
4. Оценка материальности (существенности) в аудите.
Материальность – это максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в отчетности и рассматривается как несущественная (то есть, не вводящая пользователей отчетности в заблуждение).
Отдельные показатели в отчетности и некоторая информация, содержащаяся в приложениях к ней, могут быть недостаточно точными. Однако на этом основании нельзя делать вывод, что отчетность в целом неточна или что она не выражает реального положения дел.
Неточности могут быть вызваны:
а) ошибками в расчетах;
б) тем, что отдельные показатели
являются оценочными (срок полезного
использования материальных активов,
безнадежная дебиторская
Аудитор допускает неточности в бухгалтерской отчетности в следующих случаях:
1. Если неточности мелкие
и не влияют на решение,
2. Если затраты на выявление и исправление мелких ошибок слишком велики.
3. Если время, затраченное
на выявление и исправление
мелких ошибок, может отсрочить
публикацию бухгалтерской
Аудитор допускает ошибочность учетных показателей, но при этом стремиться доказать, что бухгалтерская отчетность является точной и достоверной.
По вопросу оценки материальности отчетности нет единого мнения. Существуют различные методики определения материальности. Чаще всего считается, что отклонение показателей до 5% будут незначительными, а более 10% - существенными.
При оценке материальности принимаются в учет следующие факторы:
1. Абсолютная величина ошибки.
Эта оценка не может выступать в качестве единственного критерия материальности. Так, например, сумма в 50000 рублей может считаться приемлемой в одном случае, когда она составляет приблизительно 0,3% от суммы выручки от реализации, и неприемлемой (слишком большой или слишком маленькой) в других случаях.
2. Относительная величина ошибки.
Эта оценка устанавливается
в процентах к какой-либо базовой
величине. При этом опыт аудитора проявляется
в выборе именно этой базовой величины,
которая становится точкой отсчета
в погрешности. Например, возможные
ошибки по счету 80 или счету 81 соотносятся
с данными о балансовой прибыли
или прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия после
3. Содержание статьи отчетности.
Это качественный фактор. Он имеет важное значение при определении материальности. Возможность появления ошибок по счетам более ликвидных активов (кассы, дебиторской задолженности, производственных запасов) более вероятна, чем по другим счетам (расходы будущих периодов, основные средства и др.). Хищения или злоупотребления с ликвидными активами являются существенными не из-за своего абсолютного или относительного размера, а вследствие своей незаконности. Таким образом, ошибки по этим счетам могут быть незначительными с точки зрения предприятия в целом, но существенными при анализе группы счетов.
4. Конкретные условия.
Аудитор, при оценке материальности, должен учитывать, для кого предназначена отчетность.
5. Неопределенность.
Если аудитор оценил вероятность
продолжения предприятием своей
деятельности низко, то есть в соответствии
с установленными критериями, предприятие
является неплатежеспособным или может
утратить платежеспособность в ближайшее
время, то аудитор должен исходить из
более строгих критериев
6. Существенная ошибка.
Аудитору следует оценить общий размер известных и всевозможных ошибок. Можно рассмотреть каждую из пяти ошибок на сумму 2000 рублей, как несущественную, но если каждая из них увеличивает балансовую прибыль, и материальной ошибкой у балансовой прибыли является сумма в 10000 рублей, то отношение к вышеуказанным пяти ошибкам как к несущественным – недопустимо.
Материальность оценивается на стадии планирования для того, чтобы обеспечить необходимую эффективность аудиторской проверки.
При оценке материальности используется два основных подхода:
1. Индуктивный подход.
Состоит в том, что сначала определяется материальность каждой статьи отчетности, а затем, для определения общей материальности, оценки по отдельным статьям суммируются.
2. Дедуктивный подход.
Состоит в том, что сначала определяется общая величина допустимой ошибки, а затем она распределяется между статьями отчетности в целях определения объема работ по каждому счету.
5. Аудиторские риски.
Проведение аудита всегда сопровождается определенным риском. Аудитор должен четко уяснить себе, в чем заключается аудиторский риск, его сущность, составные части, как его определить и его максимально допустимый уровень. Это очень важная проблема, так как от ее решения зависит согласие аудитора на проведение проверки финансовой отчетности или отказ от нее, составление плана проверки и ее сроков, выбор направлений, подходов, методов и приемов аудиторской проверки.
Аудиторский риск – это опасение, что аудитор может выразить несоответствующее мнение о финансовой отчетности, имеющей существенную недостоверную информацию.
Аудит имеет несколько подходов:
1) Подтверждающий аудит.
Его суть заключается в проверке очень большого количества фактического материала, различных бухгалтерских записей, для того, чтобы сделать общий вывод.
2) Процедурный аудит.
С его использованием объем
работы аудитора сокращается в связи
с тем, что на предприятии действуют
заранее определенные процедуры
обработки данных, а аудитор проверяет
их надежность. В этом случае аудитор
может применять
3) Системный аудит.
Оценивается эффективность функционирования систем (бухгалтерского учета и внутреннего контроля) предприятия-клиента. Поэтому, нужно предусмотреть и оценить риск того, что в этих системах в определенных местах могут возникать сбои или они являются несовершенными, то есть, оценивается качества получения данных и их контроля.
4) Аудит зон риска.
Более значительное внимание
определению аудиторского риска
уделяется при использовании
этого похода. При этом подходе
определяются более существенные позиции
объекта проверки (финансовая отчетность
предприятия) с учетом особенностей
деятельности предприятия, которая
проверяется (отрасль, структура, управления,
организация системы учета и
контроля, их методики и др.), а также
зоны риска по всем направлениям аудиторской
проверки, то есть в местах, где существует
более высокая вероятность
Такой подход к проведению
аудита является более перспективным,
так как он более экономичен, так
как сокращаются сроки
Но риск в различной степени присутствует при использовании всех четырех подходов.
Особо важное значение определение аудиторского риска приобретает при применении подхода системного аудита и аудита зоны риска.
Общий аудиторский риск, согласно международным и отечественным нормативам, включает:
1. Собственный риск.
2. Риск контроля.
3. Риск выявления.
Собственный риск – это всевозможные риски, связанные с функционированием предприятия, то есть это все ошибки, неточности, которые могут быть допущены в результате деятельности предприятия.
Риск возникновения таких
ошибок связан с действием различных
факторов (внешних и внутренних,
зачастую непосредственно прямо
не связанных с предприятием-
рынком сбыта продукции;
политикой управления и хозяйствования;
кадровой политикой, штатами;
квалификацией работников;
ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей.
Собственный риск оценивается аудитором на подготовительной (начальной) стадии аудита, когда он только знакомится с деятельность предприятия, условиями его работы и другими вопросами. Аудитор для этого использует как информацию, предоставленную предприятием-клиентом, так и информацию из внешних источников.
При оценке собственного риска аудитор обращает внимание на те моменты, которые могут влиять на качество бухгалтерской отчетности, то есть, риск оценивается на уровне финансовой отчетности.