Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Оглавление

1. Понятие и цели аудита.

2. Виды аудита.

3. Правовые основы аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Осташенко.docx

— 96.50 Кб (Скачать)

 

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности  этой отчетности в форме:

 

1) безусловно положительного  заключения;

 

2) условно положительного  заключения;

 

3) отрицательного аудиторского  заключения;

 

4) отказа в даче аудиторского  заключения.

 

В случае безусловно положительного заключения, мнение аудиторской фирмы  о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации. А это  значит, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение  активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативных  актов, регулирующих бухгалтерских  учет и отчетность в Российской Федерации.

 

В случае условно положительного заключения, мнение аудиторской фирмы  о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации, за исключением  определенных обстоятельств.

 

В случае отрицательного аудиторского заключения, мнение аудиторской фирмы  о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными  обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает достоверность информации при любых  обстоятельствах.

 

Случай отказа аудиторской  фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта в  аудиторском заключении, означает, что в результате определенных обстоятельств  аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной  их установленных порядком форме.

 

Принципы составления  аудиторского заключения:

1. Аудиторское заключение  составляется по результатам  аудита бухгалтерской отчетности  экономического субъекта, проведенного  аудиторской фирмой.

 

2. В аудиторском заключении  объект аудита должен быть  обозначен либо наименованиями  всех составляющих бухгалтерской  отчетности либо просто обозначается  бухгалтерская отчетность. Аудиторское  заключение должно содержать  отчетный период, отчетную дату  и полное наименование экономического  субъекта в соответствии с  его учредительскими документами. 

 

3. Аудиторское заключение  составляется в отношении бухгалтерской  отчетности экономического субъекта, который является юридическим  лицом, таким образом бухгалтерская  отчетность должна включать показатели  всех филиалов и подразделений  экономического субъекта, независимо  от географического расположения, степени финансовой и хозяйственной  самостоятельности, структуры отчетности, внутренних взаимоотношений (включая  выделенные на отдельной базе, а также представительства).

 

4. При составлении аудиторского  заключения аудиторская фирма  должна принимать во внимание  все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита  бухгалтерской отчетности экономического  субъекта (существенными признаются  обстоятельства, значительно влияющие  на достоверность бухгалтерской  отчетности экономического субъекта). Использование принципа существенности  при составлении аудиторского  заключения означает, что в нем  изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении  аудита, никакие иные существенные  обстоятельства не были обнаружены  аудиторской фирмой при проведении  проверки. Аудиторское заключение  не может и не должно трактоваться  экономическим субъектом и заинтересованными  пользователями аудиторского заключения, как гарантия аудиторской фирмы  в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказывать  влияние на бухгалтерскую отчетность  экономического субъекта не существуют.

 

5. В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно  изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторского  заключения отличного от безусловно  положительного. Аудиторское заключение  должно содержать (если это  возможно) оценку в стоимостном  выражении влияние таких обстоятельств  на бухгалтерскую отчетность  экономического субъекта.

 

6. Если в результате  аудита экономический субъект  произвел необходимые поправки  в бухгалтерской отчетности до  предоставления ее заинтересованным  пользователям, то аудиторское  заключение не должно содержать  указаний на эти поправки.

 

7. Аудиторское заключение  должно быть собственноручно  подписано уполномоченными лицами  аудиторской фирмы в установленном  порядке и поставлена соответствующая  печать (на каждой странице отчета  ставятся подписи всех лиц,  производивших проверку).

 

8. Аудиторское заключение  должно быть составлено на  русском языке. 

 

9. Стоимостные показатели  в аудиторском заключении должны  быть выражены в валюте Российской  Федерации (то есть в рублях).

 

10. В аудиторском заключении  исправления не допускаются.

Состав и содержание аудиторского заключения.

 

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:

 

1. Вводная часть. 

 

2. Аналитическая часть. 

 

3. Итоговая часть. 

 

1. В вводной части указывается  общие сведения об аудиторской  фирме, также она должна включать:

название документа в  целом (например, "аудиторское заключение");

юридический адрес и телефоны;

номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме  лицензию на осуществление аудиторской  деятельности, а также срок лицензии;

Ф.И.О. всех аудиторов, принимающих  участие в аудите.

2. В Аналитической части  содержится отчет аудиторской  фирмы экономическому субъекту  об общих результатах проверки:

а) состояния внутреннего  контроля;

 

б) состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности экономического субъекта;

 

в) соблюдение экономическим  субъектом законодательства при  совершении финансово-хозяйственных  операций

Аналитическая часть должна включать:

название части (аналитический  отчет);

кому она адресована;

наименование экономического субъекта;

объекты аудита;

общие результаты проверки состояния  внутреннего контроля;

состояние бухгалтерского отчета и бухгалтерского учета

соблюдение нормативного законодательства.

а) Состояние внутреннего  контроля. При изложении общих  результатов проверки состояния  внутреннего контроля у экономического субъекта, отчет должен включать:

1) ответственность руководителей  экономического субъекта за организацию  и состояние внутреннего контроля;

 

2) цель и характер рассмотрения  состояния внутреннего контроля  при проведении аудита;

 

3) общая оценка соответствия  системы внутреннего контроля  масштабам и характеру деятельности  экономического субъекта;

 

4) описание выявленных  в ходе аудита существенных  несоответствий системы внутреннего  контроля масштабам и характеру  деятельности экономического субъекта.

б) Отчет о состояния  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности экономического субъекта должен включать:

1) общую оценку соблюдения  установленного порядка ведения  бухгалтерского учета и подготовки  бухгалтерской отчетности;

 

2) описание выявленных  в ходе аудита существенных  нарушений установленного порядка  ведения бухгалтерского учета  и подготовки бухгалтерской отчетности.

в) Отчет о соблюдении экономическим  субъектом законодательства при  совершении финансово-хозяйственных  операций должен включать

1) цель и характер рассмотрения  соответствия ряда совершенных  экономическим субъектом финансово-хозяйственных  операций, применимому законодательству  и нормативным актам при проведении  аудита;

 

2) общая оценка соответствия  во всех существенных отношениях  совершенных экономическим субъектом  финансово-хозяйственных операций  к применимому законодательству;

 

3) описание выявленных  в ходе аудита существенных  несоответствий в совершенных  экономическим субъектом финансово-хозяйственных  операциях к применимому законодательству;

 

4) ответственность исполнительного  органа (руководства предприятия)  экономического субъекта за несоблюдение  применимого законодательства Российской  Федерации

Оценка общих результатов  проверки выражается в произвольной форме.

 

3. В итоговой части содержится  мнение аудитора о достоверности  бухгалтерской отчетности проверяемого  объекта. 

 

Итоговая часть включает:

название данной части;

кома она адресована;

наименование экономического субъекта;

объекты аудита;

указание на нормативный  акт, которому должна соответствовать  бухгалтерская отчетность;

распределение ответственности  экономического субъекта (и аудиторской  фирмы), в отношении которого проводится аудит;

указание на нормативный  акт, в соответствии с которым  проводится аудит;

мнение аудиторской фирмы  о достоверности бухгалтерской  отчетности в соответствии с установленными требованиями.

Итоговая часть должна быть адресована учредителям или  участникам экономического субъекта. Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерского отчета экономического субъекта.

 

Если в результате аудита выявлено какое-либо существенное искажение  бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой  к аудиторскому заключению бухгалтерской  отчетности экономический субъект  должен устранить эти искажения, то есть бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.

 

Аудиторская фирма должна предоставлять экономическому субъекту не менее двух первых экземпляров  аудиторского заключения. Они предоставляются  для:

руководства;

руководства, но предназначены  для пользователей.

Каждый экземпляр аудиторского заключения, вместе с предложенной к нему бухгалтерской отчетностью, является единым целым и должен быть сброшюрован.

 

Аудиторская фирма должна представлять аудиторское заключение экономическому субъекту в сроки, согласованные  с субъектом и указанные в  договоре.

 

Экономический субъект несет  ответственность за непредоставление аудиторского заключения заинтересованным пользователям, включая учредителей, налоговые органы и др. Данные пользователи не имеют право требовать от аудиторской  фирмы аудиторского заключения проверяемого экономического субъекта

 

 

 

Тема: Ответственность аудиторов.

 

 

1. Контроль качества аудита.

 

2. Права и обязанности  аудиторских фирм и аудиторов. 

 

3. Ответственность аудитора.

 

4. Права, обязанности и  юридическая ответственность хозяйствующего  субъекта при осуществлении аудиторской  проверки.

 

5. Аттестация аудиторов  и лицензирование аудиторской  деятельности.

 

 

1. Контроль качества аудита.

 

 

 

из учебника Подольского:

 

1. Контроль качества аудиторской  проверки со стороны государства.  Контроль за деятельностью аудиторов  и аудиторских фирм со стороны  государства осуществляется Комиссией  по аудиторской деятельности  при Президенте Российской Федерации  путем ее лицензирования.

 

Комиссия по аудиторской  деятельности при Президенте Российской Федерации в настоящее время  уже выдала генеральные лицензии на осуществление аудиторской деятельности министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации. Впоследствии генеральными лицензиями могут быть наделены и другие государственные  органы.

 

Для проведения лицензирования держатели генеральных лицензий создают центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК), которые  осуществляют предварительный и  последующий контроль за деятельностью  аудиторов и аудиторских фирм.

 

Предварительный контроль состоит  в том, что в течение 60 дней с  момента подачи заявления о выдаче лицензии ЦАЛАК рассматривает представленные аудитором или аудиторской фирмой документы. ЦАЛАК вправе отказать в  выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документы не соответствуют Временным правилам аудиторской деятельности и порядку  выдачи лицензии на осуществление аудиторской  деятельности.

 

При последующем контроле проверяются:

Информация о работе Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности