Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Оглавление

1. Понятие и цели аудита.

2. Виды аудита.

3. Правовые основы аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Осташенко.docx

— 96.50 Кб (Скачать)

качество аудиторских  проверок, осуществляемых аудиторскими фирмами и частнопрактикующими  аудиторами;

факты нарушения требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской  деятельности.

Проверка качества аудиторской  проверки производится путем перепроверки. Проводится такой контроль либо собственными силами ЦАЛАК, либо привлеченной аудиторской  фирмой за счет средств заинтересованного  экономического субъекта или средств  ЦАЛАК.

 

Временными правилами  аудиторской деятельности на ЦАЛАК  не возлагаются обязанности по проверке качества услуг каждой аудиторской  фирмы, не установлена и периодичность  таких проверок. Инициатива перепроверки качества аудита должна исходить прежде всего от ЦАЛАК.

 

Кроме того, перепроверки проводятся тогда, когда в ЦАЛАК обращаются с заявлением заинтересованные экономические  субъекты (клиенты аудиторских фирм, недовольные проведенным у них  аудитом) или по предложению прокурора.

 

Другими фактами нарушения  требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской  деятельности, которые становятся известными ЦАЛАК и требуют проверки, являются:

представление для получения  лицензии аудитором или учредителем  аудиторской фирмы недостоверных  сведений;

осуществление аудитором (аудиторской  фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему  лицензией;

предоставление аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам  без разрешения собственника;

умышленное сокрытие обстоятельств, исключающих возможность проведения аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской  проверки экономического субъекта.

Каждый из этих фактов, подтвержденный проверкой ЦАЛАК, может быть основанием для аннулирования лицензии.

 

Следующие обстоятельства исключают  возможность проведения аудиторской  фирмой проверки конкретного экономического субъекта, в соответствии с Временными правилами:

аудиторская фирма является по отношению к экономическому субъекту учредителем, собственником, акционером;

экономический субъект по отношению к аудиторской фирме  является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком.

Обстоятельства, исключающие  возможность проведения частнопрактикующим аудитором аудиторской проверки конкретного экономического субъекта, также в соответствии с Временными правилами: аудитор является учредителем, собственником, акционером, руководителем  или иным должностным лицом экономического субъекта, несущим ответственность  за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве или  свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

 

 

 

2. Контроль качества работы  аудитора, осуществляемый со стороны  аудиторской фирмы. 

 

Руководитель аудиторской  организации обязан утвердить до начала аудита руководителя и старших  аудиторов конкретной проверки. Это  должно быть отражено в общем плане  аудита.

 

Руководители проверки и  старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых  участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена и  определить специфику и объем  направляющих указаний текущего контроля и проверок о выполненных работах.

 

Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, которые  подходят к данной конкретной аудиторской  проверке.

 

Текущий контроль работы исполнителей (аудиторов) осуществляется по следующим  пунктам:

1. Проверяют: обладает  ли исполнитель (аудитор) необходимыми  знаниями, умениями, навыками для  выполнения порученной им работы.

 

2. Проверяют: понимают  ли исполнители соответствующие  указания.

 

3. Выясняют: соответствует  ли выполняемая работа общему  плану аудитора и программы  аудитора. Следят за ходом выполнения  общего плана аудита и программы  аудита.

 

4. Выясняют: документировалась  ли надлежащим образом проделанная  работа и ее результаты.

 

5. Достигнуты ли цели  соответствующих аудиторских процедур.

 

6. Вытекают ли сделанные  аудитором выводы из полученных  им результатов и служат ли  эти результаты основой для  мнения аудитора.

 

7. Проводилась ли оценка  внутрихозяйственного риска, риска  средств контроля, риска необнаружения  ошибки.

 

 

2. Права и обязанности  аудиторских фирм и аудиторов.

 

 

 

Права аудиторов (аудиторских  фирм) обязанности и ответственность  определены временными правилами аудиторской  деятельности в России.

 

Аудиторы и аудиторские  фирмы имеют право:

1. Самостоятельно определять  формы и методы аудиторской  проверки, исходя из требований  нормативных актов Российской  Федерации, а также конкретных  условий договора с экономическим  субъектом, либо содержания поручения  органов дознания, прокурора, следователя,  суда и арбитражного суда.

 

2. Проверять у экономических  субъектов в полном объеме  документацию о финансово-хозяйственной  деятельности, наличии денежных  сумм, ценных бумаг, материальных  ценностей, получать разъяснения  по возникшим вопросам и дополнительные  сведения, необходимые для аудиторской  проверки.

 

3. Получать по письменному  запросу, необходимому для осуществления  аудиторской проверки информацию  от третьих лиц, в том числе  при содействии государственных  органов, поручивших проверку.

 

4. Привлекать на договорной  основе к участию в аудиторской  проверке аудиторов, работающих  самостоятельно или в других  фирмах, а также специалистов.

 

5. Отказаться от проведения  аудиторской проверки в случае  непредоставления проверяемым экономическим  субъектом необходимой информации, а также в случае необеспечения  государственными органами, поручившими  проведение проверки, личной безопасности  аудиторов и членов их семей  при наличии такой необходимости. 

 

Аудиторы и аудиторские  фирмы обязаны:

 

1. Неукоснительно соблюдать  при осуществлении аудиторской  проверке требований законодательства  Российской Федерации. 

 

2. Немедленно сообщать  заказчику, а также государственному  органу, поручившему провести аудиторскую  проверку:

а) о невозможности своего участия в проведении аудиторской  проверки данного экономического субъекта вследствие обстоятельств, указанных  в пункте 11 временных правил, а  также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей провести аудиторскую  проверку данного экономического субъекта;

 

б) о необходимости привлечения  к участию в проверке дополнительных аудиторов (или специалистов) в связи  со значительным объемом работ или  какими либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора, или получения поручения.

3. Квалифицировано проводить  аудиторские проверки, а также  оказывать иные аудиторские услуги.

 

4. Обеспечивать сохранность  документов, получаемых и составляемых  ими в ходе аудиторской проверки  и не разглашать их содержание  без согласия собственника (руководителя  экономического субъекта) за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органов дознания, прокуратуры, следователя, суда, арбитражного суда могут быть преданы гласности  до вступления в силу приговора (решения  суда), только с разрешения указанных  органов и в том объеме, в  каком они признают это возможным.

 

Аудитор обязан предоставлять  экономическому субъекту по его запросам исчерпывающую информацию о требованиях  законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки; правах и обязанностей сторон, а после ознакомления с  заключением, информацию о нормативных  актах, на которых основываются его  замечания и выводы.

 

 

3. Ответственность аудитора.

 

 

 

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей  к убыткам для государства  и для экономического субъекта с  аудитора (аудиторской фирмы) могут  быть взысканы на основании решения  суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органам, выдавшим лицензию.

 

Что взыскивается с аудитора (аудиторской фирмы):

1. Понесенные убытки в  полном объеме.

 

2. Расходы на проведение  перепроверки.

 

3. Штраф, зачисляемый в  доход республиканского бюджета  Российской федерации в сумме  100 кратного размера установленной  законом минимальной месячной  оплаты труда с аудиторов, осуществляющих  свою деятельность самостоятельно, и 100 – 500 кратного размера установленной  законом минимальной месячной  оплаты труда с аудиторской  фирмы.

Кроме того, деятельность, при  которой аудитор или аудиторская  фирма осуществляет аудиторские  услуги без получения в установленном  порядке лицензии, влечет за собой  взыскание с указанного лица на основании  решения арбитражного суда по рискам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами федеральной налоговой службы и  органами налоговой полиции, полученных в результате незаконной деятельности доходов в пользу введенных ими  в заблуждение заказчиков в размере  понесенных этими заказчиками расходов в виде штрафа в пределах от 500 до 1000 кратного размера установленного законом минимальной месячной оплаты труда.

 

Кроме того, минфин России в  праве обратиться в арбитражный  суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.

 

Обеспечение режима конфиденциальности при оказании аудиторских услуг.

 

Обязанность обеспечения  режима конфиденциальности при оказании аудиторских услуг прямо предусмотрено  статьей №14 временных правил аудиторской  деятельности в Российской Федерации. В соответствии со статьей, указанной  во временных правилах, аудиторы и  аудиторские фирмы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской  проверки и не разглашать их содержание без согласия собственников или  руководителя экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных  законодательными актами России, в  соответствии со статьей №8 закона Российской Федерации "об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 г.

 

Режим конфиденциальности необходимо соблюдать при работе с документами, содержащими коммерческую тайну  экономического субъекта (то есть сведений, связанных с его профессиональной деятельностью, разглашение или  утрата которых может причинить  материальный ущерб).

 

В соответствии со статьей  №139 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что служебную  и коммерческую тайну составляет информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой закрыт доступ на законном основании и ее обладатель принимает меры по охране ее конфиденциальности.

 

Перечень сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну  экономического субъекта, установлен постановлением правительства Российской Федерации от 05.12.91 г. №35.

 

Порядок работы с документами, содержащими коммерческую тайну  и режим обеспечения конфиденциальности определяется, как правило, в договоре на оказание аудиторских услуг, но в  статье №139 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность  возмещения убытков лицами, незаконным образом получивших или разгласивших служебную или коммерческую тайну.

 

Закон Российской Федерации  о федеральных органах налоговой  полиции, статья №11, предоставляет  право налоговой полиции получать безвозмездно все необходимые сведения от предприятия, не зависимо от форм собственности. А закон Российской Федерации  о государственной налоговой  службе, статья №7, предусматривает, что  при проведении проверок, органы государственной  налоговой службы Российской Федерации  могут требовать сведения, составляющие коммерческую тайну.

 

 

4. Права, обязанности и  юридическая ответственность хозяйствующего  субъекта при осуществлении аудиторской  проверки.

(Самостоятельно)

из учебника Подольского:

 

Проверяемый экономический  субъект имеет право:

 

1. Самостоятельно выбирать  аудитора или аудиторские фирмы  (кроме случаев, когда проверка  проводится по поручению государственных  органов);

 

2. Перед заключением договора  и в процессе проверки получать  от аудитора (АФ) исчерпывающую информацию  о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской  проверки, правах и обязанностях  сторон;

 

3. После ознакомления с  заключением аудитора (АФ) получать  исчерпывающую информацию о нормативных  актах, на которых основываются  замечания и выводы аудитора (АФ). Аудитор (АФ) обязан предоставлять  экономическому субъекту эту  информацию (п. 14);

 

4. В случае обнаружения  неквалифицированного проведения  аудиторской проверки, приведшей  к убыткам, обратиться в орган,  выдавший лицензию, для предъявления  претензий к аудитору или аудиторской  фирме. 

 

На основании решения  суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию, с аудитора (АФ) могут быть взысканы в пользу экономического субъекта:

Информация о работе Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности