Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Оглавление

1. Понятие и цели аудита.

2. Виды аудита.

3. Правовые основы аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Осташенко.docx

— 96.50 Кб (Скачать)

 

Информация об аудиторе должна содержать сведения о деятельности фирмы, об услугах, которые фирма  оказывает своим клиентам, о сфере  хозяйственной деятельности фирмы.

 

Здесь же следует указать  на каком основании аудиторская  фирма занимается аудитом (вид аудиторских  услуг: общий, страховой, банковский и  т.д.). Также указывается, имеет ли фирма филиалы, дочерние предприятия, в состав каких профессиональных объединений входит аудиторская  компания, каков состав ее специалистов, есть ли международные партнеры по бизнесу, сообщается адрес, местонахождение  фирмы, приводится справочная информация о руководителе фирмы.

 

В письме также следует  определить информацию, которую клиент должен безоговорочно предоставить аудитору и перечень вопросов, ответив  на которые клиент дает возможность  аудитору сделать выводы о правдивости  и объективности финансовой отчетности клиента. Здесь аудитор, как правило, заверяет клиента о своем желании  провести аудит таким образом, чтобы  заключение было максимально правдивым  и достоверным.

 

В письме уместно поставить  вопрос об утверждении аудиторской  фирмы в качестве официального аудитора данного клиента.

 

В письме необходимо оговорить  и возможность нестандартных  ситуаций.

 

Сроки оказания услуг должны быть согласованы и оговорены  настолько, на сколько этого требует  процедуры планирования аудиторской  проверки. Непосредственное время проверки должно определяться по взаимной договоренности и должно быть отражено как в договоре, так и в письме.

 

Письмо призвано уведомить  клиента о предполагаемом составе  экспертной группы, предполагаемых отчетах, необходимых встречах руководителей  и специалистов аудиторов и клиентов, о методах проверки, стоимости  услуг, системе расчетов, порядке  оплаты работы и др.

 

Далее в общих чертах описываются  порядок, содержание и методы проведения аудита.

 

Условия согласования письма с клиентом.

 

Оговаривается, каким образом  будет рассчитываться стоимость  оказываемых услуг. Если с данным клиентом в работе предусмотрен льготный режим, то это следует отразить в  письме.

 

Также следует определить порядок и размер оплаты дополнительных расходов, которые могут возникнуть в ходе аудита.

 

Аудиторская фирма несет  ответственность как за достоверность  информации, изложенной о себе в  информационном письме, так и отвечает за качество аудиторских услуг в  соответствии с законодательством.

 

Адресат письма. Письмо должно быть адресовано руководителю клиента  и подтверждено согласием клиента  с условиями такого письма или  представленной информацией о замечаниях по его содержанию.

 

Взаимоотношения между клиентом и аудитором регламентируются договором. Этот документ юридически отражает и  фиксирует согласованные интересы сторон (в данном случае заказчика  – клиента или исполнителя  – аудитора).

 

Договор на аудит имеет  существенное отличие от других договоров, используемых в предпринимательстве:

 

1. Негласный учет интересов  третьей стороны (потребители  финансовой информации, которые  пользуются отчетностью предприятия)  при составлении договора.

 

2. Договор на проведение  аудиторской проверки – это  договор возмездного оказания  аудиторских услуг. 

 

В соответствии со статьей  №780 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено договором, исполнитель  обязан оказать услуги лично.

 

В силу статьи №783 Гражданского кодекса к договору о возмездном оказании аудиторских услуг могут  предъявляться нормы, регулирующие:

 

1. Своевременность выполнения  работ по договору. В соответствии  со статьей №708 Гражданского кодекса  в договоре указывается начальный  и конечный срок выполнения  работы.

 

2. Сохранность документации. За сохранность документации, если  иное не предусмотрено Гражданским  кодексом, иными законами или  договором, ответственность возлагается  на стороны, предоставившие ее  для проверки. Однако если документация  клиента изымается у него и  проверка проводится в служебных  помещениях аудиторской фирмы,  то ответственность за сохранность  документации, предоставленной для  проверки, возлагается на аудиторские  фирмы. Риск случайной гибели  или случайного повреждения документации  в результате выполнения работы  до приемки документации заказчиком, ответственность несет исполнитель. 

 

3. Права заказчика во  время выполнения работы. В соответствии  с временными правилами аудитор  самостоятельно определяет форму  и методы проверки, но заказчик, согласно статье №715 Гражданского  кодекса, вправе проверять ход  и качество работы, выполняемой  исполнителем не вмешиваясь в  его деятельность.

 

4. Содействие заказчикам. В соответствии с временными  правилами аудиторской деятельности, руководители и иные должностные  лица проверяемого экономического  субъекта обязаны создавать аудиторам  условия для своевременного и  полного проведения аудиторской  проверки. Со своей стороны, статья  №718 Гражданского кодекса также  обязывает заказчика в случае, в объеме и в порядке, предусмотренным  договором, отказывать подрядчику  содействие в выполнения работы. При неисполнении заказчиком  этой обязанности аудитор вправе  требовать возмещения причиненных  убытков, вызванные простои, либо  перенесения сроков исполнения  работ, либо увеличения указанной  в договоре стоимости услуг. 

 

5. Конфиденциальность получения  сторонами информации. Если одна  сторона, благодаря исполнению  своего обязательства получила  от другой стороны информацию  о новых решениях, технических  знаниях, а также сведениях,  которые могут рассматриваться  как коммерческая тайна, то  сторона, получившая такую информацию  не вправе сообщать ее третьим  лицам без согласия другой  стороны. Порядок и условия  пользования такой информацией  определяется соглашением сторон.

 

6. Ответственность аудитора  за ненадлежащее качество. Согласно  со статьей №723 Гражданского кодекса,  в случаях, когда аудиторская  фирма выполнила аудиторскую  проверку с отступлениями от  договора, ухудшившими результаты  работы, заказчик по своему выбору  может потребовать либо безвозмездного  устранения недостатков в разумный  срок, либо соразмерного уменьшения  установленной за работу платы,  либо возмещения своих расходов  на устранение недостатков или  иное, если это установлено законом  или договором. 

 

7. Приемку заказчиком работы, выполненной аудитором. В соответствии  со статьей №720 Гражданского кодекса  заказчик обязан в сроки и  в порядке, предусмотренным договором,  при участии аудиторов обсудить  и принять результаты выполненной  работы.

 

8. Качество выполненной  работы должно соответствовать  условиям договора, а при отсутствии  или неполноте условий договора, соответствовать требованиям, обычно  предъявляемым к работам соответствующего  рода.

 

9. Сроки обнаружения ненадлежащего  качества результата работы (обычно  устанавливаются в пределах двух  лет со дня передачи результата  работы, если иное не предусмотрено  законом или договором).

 

 

3. Разработка программы  и планирование аудиторской проверки.

 

 

Аудиторская проверка ограничена во времени. Для обеспечения качества работы необходимо планировать процесс  проверки, для чего необходимо разработать  и документально оформить программу  аудита, в которой указывают:

 

1. Цель аудита.

 

Формирование цели аудита имеет важное значение, потому что  она знакомит клиента с тем, зачем  пришел аудитор на предприятие и  какую пользу может принести данная проверка. В связи с этим следует  подробно указать, что аудитор ставит своей задачей выявление недочетов  в бухгалтерской и финансовой работе предприятия, а также внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущению  их в дальнейшем (а не сбор отрицательных  фактов и накопление компрометирующих материалов).

 

2. Основные участки работы  предприятия и разделы учета,  подлежащие проверке.

 

В программе указывают  те участки работы, которые будут  исследованы в процессе аудиторской  проверки. Здесь необходимо:

 

а) отметить более важные участки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности предприятия, для формирования ее результата. При этом необходимо обосновать выбор  тех или иных участков для проверки и указать, что данные проверки по этим участкам важны для оценки деятельности предприятия в целом.

 

б) указать, что другие участки  финансово-хозяйственной работы предприятия, будучи нужными и полезными, значительного  влияния на результаты деятельности не оказывают.

 

3. Характер проверки (метод):

 

а) сплошная;

 

б) выборочная;

 

в) визуальная

 

и т.д.

 

По каждому проверяемому участку нужно определить характер проверки.

 

Сплошная проверка проводится в отношении кассовых, банковских операций, авансовых отчетов, расчетов с учреждениями.

 

Выборочная проверка применяется  при исследовании первичной документации по заработной плате, производственным запасам, расчетам.

 

Визуальная проверка применяется  при инвентаризации и т.д.

 

4. Закрепление обязанностей  за членами бригады. 

 

Если проверку осуществляет бригада аудиторов, то необходимо заранее  определить, какие участки проверяет  тот или иной аудитор и нужно  учитывать квалификацию и опыт, приобретенные  в ходе предыдущих аудиторских проверок.

 

5. Предполагаемая продолжительность  проверки и сроки ее начала  и окончания. 

 

 

 

Программа аудиторской проверки представляется руководству проверяемого предприятия для ознакомления и  согласования содержания объекта и  этапов проверки. По просьбе руководства  в программу могут вноситься  изменения и дополнения. Также, программа  может быть скорректирована с  учетом организации и эффективности  внутреннего контроля на предприятии.

 

Для составления программы  проверки, подбора специалистов в  группу, а в конечном итоге для  формирования обоснованного заключения о достоверности отчетности, нужна  общая информация о специфике  и устройстве предприятия-клиента. Для этого необходимо выяснить:

отраслевые особенности  предприятия;

организационное устройство предприятия;

производственные связи (поставщики, подрядчики, закупки);

финансовые связи;

участие в уставном капитале других предприятий;

долевое участие;

совместная деятельность;

юридические обязательства (судебные разбирательства, акты налоговой  полиции и т.д.).

 

 

Основные источники информации о предприятии:

 

1. Мнение об интересующих  вопросах высшего руководства,  работников управления среднего  звена, исполнителей, работников  предприятия, несвязанных с ведением  учета. 

 

2. Посещение и осмотр  основных производственных участков, цехов, складов. Это позволит  убедиться в наличии и сохранности  активов, составить представление  о процессе производства и  отгрузки продукции. 

 

3. Внешние и внутренние  отчеты и публикации.

 

 

 

Аудиторская проверка в среднем  должна продолжаться от двух до четырех  недель. Ее продолжительность зависит  от объема проверки, количества аудиторов, квалификации специалистов, состояния  и качества ведения бухгалтерского учета.

 

Временными правилами  установлено, что длительность аудиторской  проверки не должна превышать более  двух месяцев.

 

Важное значение приобретает  выработка стратегии проверки с  учетом специфических особенностей каждого экономического субъекта.

 

Стадия проверки предусматривает:

 

1) сбор информации для  составления программы проверки;

 

2) изучение собранной информации;

 

3) предварительную оценку  аудиторского риска; 

 

4) определение глубины,  существенности и продолжительности  проверки по счетам.

 

Стратегия иногда формируется  в виде плана проверки. Цель плана  проверки:

предварительно определить объем и характер необходимых  тестов;

определить затраты времени  по их проведению;

иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его  проведения у данного клиента.

  

 

Рабочие документа аудитора.

 

Большое значение при планировании аудиторской проверки имеют рабочие  документы аудитора. Ход аудиторской  проверки и ее результаты должны быть документально оформлены. Зарубежные аудиторские фирмы, к решению  вопросов ведения рабочих документов аудитора, подходят индивидуально. Такие  документы являются конфиденциальными  и методика их ведения составляет коммерческую тайну аудиторской  фирмы.

 

Рабочие документы аудитора – это записи, сделанные им во время планирования аудиторской  проверки, в процессе подготовки проведения проверки, обобщения ее данных, а  также документальная информация, полученная в ходе аудита от третьих лиц предприятия-клиента  или установленные сведения, задокументированные  аудитором при помощи тестирования.

 

Состав и количество аудиторских  документов определяется аудитором  в каждом конкретном случае, при  этом решающее значение имеет цель составления рабочих документов, а именно:

Информация о работе Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности