Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Оглавление

1. Понятие и цели аудита.

2. Виды аудита.

3. Правовые основы аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Осташенко.docx

— 96.50 Кб (Скачать)

Осташенко

Елена Геннадьевна

Аудит

 

Тема: Понятие, цели и организация  аудиторской деятельности.

Правовые основы аудиторской  деятельности.

 

 

 

1. Понятие и цели аудита.

 

2. Виды аудита.

 

3. Правовые основы аудиторской  деятельности.

 

 

1. Понятие и цели аудита.

 

 

Аудиторская деятельность (далее  аудит) представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (или аудиторских  фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

 

В российских стандартах аудиторской  деятельности дается следующее определение  аудита:

 

Аудит – это независимая  экспертиза финансовой отчетности предприятия  на основе проверки соблюдения порядка  ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения  финансовой отчетности деятельности предприятия.

 

Аудитор – это лицо, проверяющее  состояние финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за определенный период.

 

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности: по подходу к  проверке, по взаимоотношениям с клиентами, по выводам, сделанным по результатам  проверки.

 

Понятие аудита значительно  шире понятия контроля и ревизии. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации  хозяйственной деятельности в целях  рационализации расходов и увеличения прибыли.

 

Аудит можно определить, как  своеобразную экспертизу в бизнесе.

 

Также, аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы:

 

1. Аудит – это независимая  проверка, а судебно-бухгалтерская  проверка осуществляется по решению  судебных органов. 

 

Специфика судебно-бухгалтерской  экспертизы проявляется в ее процессуально- правовой форме.

 

2. Аудит существует независимо  от наличия и отсутствия уголовного  или гражданского кодекса. 

 

Главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

 

Достижению главной цели способствуют особенности ведения  аудиторской деятельности:

1. Независимость и объективность  при проведении проверок.

 

2. Конфиденциальность.

 

3. Профессионализм, компетентность  и добросовестность аудитора.

 

4. Использование методов  статистики и экономического  анализа. 

 

5. Применение новых информационных  технологий.

 

6. Умение принять рациональное  решение по данным аудиторской  проверки.

 

7. Доброжелательность и  лояльность по отношению к  клиенту. 

 

8. Ответственность аудитора  за последствия его рекомендаций  по заключениям по результатам  аудиторской проверки.

 

9. Содействие росту авторитета  аудиторской профессии. 

 

 

2. Виды аудита.

 

 

I. С точки зрения развития, аудит разделяется на три стадии (вида):

1. Подтверждающий аудит.  Проверка и подтверждение достоверности  бухгалтерских документов и отчетности.

 

2. Системно-ориентированный  аудит. Это аудиторская экспертиза  на основе анализа системы  внутреннего контроля.

 

3. Аудит, базирующий на  риске. Это концентрация аудиторской  работы в областях с более  высоким возможным риском.

II. С точки зрения права,  аудиторские проверки подразделяются  на:

1. Обязательные аудиторские  проверки. Такие проверки проводятся  в случаях, непосредственно установленных  законодательством или по поручению  государственных органов. Объем  и порядок проведения обязательного  аудита регламентируется законодательными  органами.

 

2. Инициативный (добровольный) аудит. Осуществляется по решению  экономических субъектов. Характер  и масштабы такой проверки  определяет клиент.

III. С точки зрения направленности  аудит подразделяется на:

1. Общий аудит (аудит  предприятий и их объединений,  не зависимо от организационно-правовых  форм и видов собственности  организаций и учреждений).

 

2. Банковский аудит. 

 

3. Аудит страховых организаций. 

 

4. Аудит бирж, внебюджетных  фондов, инвестиционных институтов  и др.

IV. С точки зрения объекта  проверки (либо финансовая бухгалтерия,  либо производственная бухгалтерия):

 

1. Внешний аудит. 

 

2. Внутренний аудит. 

 

V. По характеру проведения:

1. Первоначальный аудит.  Проводится впервые для данного  клиента. Это существенно увеличивает  риск и трудоемкость аудита, так  как аудитор не располагает  необходимой информацией об особенностях  деятельности клиента, его системе  внутреннего контроля и др.

 

2. Согласованный (повторяющийся)  аудит. Осуществляется повторно (регулярно) и поэтому основан  на знании специфики клиента,  его положительный и отрицательных  сторон, знаком с системой внутреннего  контроля и т.д.

В соответствии с делением бухгалтерии на финансовую (внешнюю) и производственную (внутреннюю), аудит  подразделяется на внешний и внутренний.

 

Внешний и внутренний аудит  дополняют друг друга, но и имеют  существенные различия.

 

Внутренний аудит –  есть независимая деятельность в  организации на (предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах.

 

Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции.

 

Внутренние аудиторы предоставляют  данные анализа, оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверки.

 

Внутренний аудит имеет  следующие особенности:

1) проводится внутри организации  ее служащими (аудиторами);

 

2) организуется по желанию  руководства организации; 

 

3) информация, образуемая  в результате внутреннего аудита, предназначена для удовлетворения  потребностей управленческого персонала; 

 

4) затраты на содержание  внутреннего аудита берет на  себя сама организация.

Внешний аудит проводится для контроля за внешней бухгалтерией.

 

Целью внешнего аудита является проверка и дача заключения по финансовому  отчету.

 

Задача проводимого анализа  – подтвердить представленные данные или опровергнуть их.

 

Внешний аудит осуществляется на договорной основе и может быть обязательным или частным.

 

 

3. Правовые основы аудиторской  деятельности.

 

 

Правовое регулирование  представляет собой деятельность государства  по внесению организованности, упорядоченности  в различные сферы хозяйствования.

 

Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х  годов.

 

За этот период принят ряд  нормативных документов по правовому  регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относят:

 

1) "Временные правила  аудиторской деятельности в РФ", утверждены указом президента  РФ от 22 декабря 1993 г., №2263;

 

2) Постановление правительства  РФ от 6 мая 1994 г., №482 "об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в РФ". Изменения и дополнения от 21 июля 1997 г.;

 

3) Указ президента РФ  от 22 декабря 1993 г. "об аудиторской  деятельности в РФ".

 

До принятия Закона об аудите (у нас еще не принят Закон об аудите), аудиторская деятельность регулируется временными правилами.

 

Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации  определяют правовые основы осуществления  в Российской Федерации аудиторской  деятельности, как независимого вневедомственного  финансового контроля.

 

Временными правилами  определены:

сфера аудита;

виды работ, входящих в  состав аудиторской деятельности;

права и обязанности аудиторских  фирм и их взаимодействие с заказчиками;

приведены правила оформления результатов проверки (отчета и аудиторского заключения).

Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру  лицензирования на право аудиторской  деятельности.

 

Квалификационные аттестаты  и лицензии предусмотрены по следующим  направлениям (по видам аудита):

общий аудит;

банковский аудит;

аудит страховых организаций;

и т.д.

Временными правилами  предусмотрены санкции для аудиторов  и аудиторских фирм, допускающих  ошибки и просчеты и небрежности  в работе.

 

В России система аудиторской  деятельности включает три основных уровня:

 

I. Закон об аудите. Он  будет относиться к основным  законодательным актам и будет  определять место аудита в  финансово-хозяйственной деятельности  в качестве необходимого и  равноправного элемента.

 

II. Стандарты или правила,  регулирующие аудиторскую деятельность. Основное назначение стандартов  – установление норм аудита, однозначно  интерпретируемых всеми субъектами  финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным  судом. 

 

Стандарты аудита, разрабатываемые  в России, подразделяются на четыре вида:

 

1. Общесистемные. 

 

2. Организационно-технологические. 

 

3. Стандарты отчетности.

 

4. Специфические стандарты  для отдельных видов аудита.

 

III. Документы, необходимые  для реализации стандартов. Они  должны содержать сведения по  применению стандартов, организации  на основе стандартов аудиторской  деятельности.

 

В городе Омске, на ряду с  выше указанным, регулирование аудиторской  деятельности осуществляется согласно распоряжениям от 23.01.98 г., №63Ф, "о  создании при главе городского самоуправления г. Омска комиссии по координации  аудиторской деятельности".

 

 

 

Тема: Обязательный, инициативный аудит и другие виды аудиторских  услуг.

 

 

 

1. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту.

 

2. Экономические санкции  за уклонение от обязательного  аудита.

 

3. Обязательный аудит по  поручению государственных органов. 

 

4. Инициативный аудит и  другие виды аудиторских услуг. 

 

 

1. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту.

 

 

Обязательная аудиторская  проверка проводится в случаях прямо  установленных актами законодательства Российской Федерации.

 

Постановлением правительства  №1355 и №408 установлено, что бухгалтерская  и финансовая отчетность экономических  субъектов подлежит обязательной ежегодной  аудиторской проверке по следующим  критериям (системе показателей):

 

1. Организационно-правовая  форма экономического субъекта.

 

Подлежат обязательной ежегодной  аудиторской проверке экономические  субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа его участников и размера уставного капитала.

 

2. Вид деятельности экономического  субъекта.

 

Обязательной аудиторской  проверке подлежат:

банки и другие кредитные  учреждения;

страховые организации и  общества взаимного страхования;

товарные и фондовые биржи;

инвестиционные институты;

внебюджетные фонды, источниками  образования средств которых  являются предусмотренные законодательством  Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

благотворительные и иные не инвестиционные фонды, источниками  образования средств которых  являются добровольные отчисления юридических  и физических лиц;

другие экономические  субъекты, предусмотренные законодательством.

3. Источники формирования  уставного капитала экономического  субъекта.

 

Экономические субъекты подлежат обязательной аудиторской проверке, если в их уставном капитале имеется  доля, принадлежащая иностранным  инвесторам.

 

4. Финансовые показатели  деятельности экономического субъекта.

 

Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью  в государственной и муниципальной  собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, при наличии хотя бы одного из следующих  финансовых показателей их деятельности:

1) Объем выручки от реализации  продукции (работ, услуг) за  год, в 500000 раз превышающий  установленный законодательством  Российской Федерации минимальный  размер оплаты труда. 

 

2) Сумма активов баланса  превышающая на конец отчетного  года 200000 кратный размер установленного  законодательством Российской Федерации  минимальный размера оплаты труда.

Для определения указанных  финансовых показателей, установленный  законодательством минимальный  размер оплаты труда, принимается в  среднегодовом исчислении за отчетный год.

 

Кроме того, обязательными  можно считать аудиторские проверки, проводимые в тех случаях, когда  какое-либо организационное решение  руководства предприятия не может  быть осуществлено без наличия аудиторского заключения, бухгалтерской экспертизы. Такие проверки проводятся в случае необходимости.

 

Требования аудиторского заключения на годовую отчетность за два последних года деятельности экономического субъекта в том случае, когда данный экономический субъект  собирается стать акционером вновь  создаваемого коммерческого банка.

Информация о работе Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности