Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Оглавление

1. Понятие и цели аудита.

2. Виды аудита.

3. Правовые основы аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Осташенко.docx

— 96.50 Кб (Скачать)

 

Риск выборки имеет  место как при тестировании средств  системы контроля, так и при  проведении детальной проверки достоверности  отражения в бухгалтерском учете  оборотов и сальдо по счетам.

 

Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор  считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходимый  размер выборки. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита.

 

Для каждой выборки аудиторская  организация обязана:

 

а) анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;

 

б) оценить риск выборки.

 

При анализе ошибок, попавших в выборку, аудиторская организация  должна в первую очередь установить характер ошибок.

 

Аудиторская организация  должна оценить качественный аспект ошибок, то есть оценить их существенность и причину их вызвавшую, а также  устранить их влияние на другие участки  аудита.

 

Результаты, полученные по выборке, распространяются на всю проверяемую  совокупность.

 

Аудиторская организация  должна в обязательном порядке отражать в рабочей документации аудитора все стадии аудиторской выборки  и анализ ее результатов.

 

 

7. Поведение аудитора при  выявлении мошенничества (ошибки).

 

 

 

Искажение бухгалтерской  отчетности, то есть неверное отражение  и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных  правил, его организации и ведения, может быть двух видов:

 

1. Преднамеренное (мошенничество).

 

2. Непреднамеренное (ошибка).

 

Преднамеренное искажение  бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Они совершаются  в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей  бухгалтерской отчетности.

 

Преднамеренное искажение  бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может  быть следствием арифметических либо логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в  полноте учета, неправильного отражения  в учете фактов хозяйственной  деятельности, наличия и состояния  имущества.

 

В процессе аудита, аудиторской  организации следует оценить  риск появления искажений бухгалтерской  отчетности и риск необнаружения  искажений бухгалтерской отчетности. При этом аудиторской организации  должен учитывать наличие определенных факторов, способствующих увеличению риска появления как непреднамеренных, так и преднамеренных искажений.

 

I. К факторам внутрихозяйственной  деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений  относятся: 

1) наличие значительных  финансовых вложений в кризисные  отрасли экономики; 

 

2) несоответствие величины  оборотных средств быстрому росту  объемов продаж (производства) экономического  субъекта при значительном снижении  прибыли; 

 

3) наличие зависимости  экономического субъекта в определенный  период от одного или небольшого  числа заказчиков и поставщиков; 

 

4) применение в практике  или в учетной политике договорных  отношений, которые ведут к  значительному изменению величины  прибыли; 

 

5) нетипичные сделки экономического  субъекта, особенно в период окончания  года, которые существенно влияют  на величину финансовых показателей; 

 

6) наличие платежей за  услуги, которые явно не соответствуют  предоставленным услугам; 

 

7) особенности организационно-управленческой  структуры экономического субъекта  и наличие недостатков в данной  структуре; 

 

8) особенности структуры  капитала и распределения прибыли; 

 

9) наличие отклонений от  установленных правил в ведении  бухгалтерского учета и организации  подготовки бухгалтерской отчетности.

II. К факторам, отражающим  особенности состояния конкретной  отрасли финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта  и экономики страны в целом,  способствующим появлению искажений  относятся: 

1) состояние отрасли экономики,  экономики страны в целом, способствующим  появлению искажений в отчетности;

 

2) увеличение возможности  возникновения несостоятельности  (банкротства) экономического субъекта  в связи с кризисным состоянием  отрасли; 

 

3) особенности производственной  деятельности экономического субъекта, то есть, технологические особенности  производства;

При проведении аудиторской  проверки, в том числе при проведении аудита, аудиторская организация  должна учитывать возможное наличие  искажений бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Исходя из этого аудиторская организация  разрабатывает аудиторские процедуры  и оценивает риск искажений бухгалтерской  отчетности.

 

В случае выявления искажений  бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская организация  должна оценить их влияние на достоверность  проверяемой отчетности во всех существенных отношениях.

 

В связи с выявлением искажений  бухгалтерской отчетности, аудиторской  организации необходимо учитывать  возможные виды нарушений, имеющих  место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений, такие как:

а) отклонения от установленных  законодательством правил ведения  и организации бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности;

 

б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода  принятой учетной политики отражения  в бухгалтерском учете отдельных  хозяйственных операций и оценки имущества;

 

в) нарушение гражданского, налогового и валютного законодательства;

 

г) прочие виды нарушений, влияющие на искажение бухгалтерской отчетности.

Аудитор, в случае выявления  искажений бухгалтерской отчетности, должен корректировать разработанные  им аудиторские процедуры в зависимости  от:

1) видов нарушений, имевших  место в организации и ведущих  к появлению искажений; 

 

2) степени существенности  выявленных искажений; 

 

3) риска появления искажений  при дальнейшей проверке и  риска необнаружения искажений.

При выявлении искажений  в бухгалтерской отчетности аудиторская  организация должна оценить насколько  эффективна действующая у экономического субъекта система внутреннего контроля препятствует возникновению различных  нарушений, ведущих к появлению  искажений в бухгалтерской отчетности.

 

Выявленные в процессе аудита факты искажения бухгалтерской  отчетности аудиторской организации  следует подробно отразить в своей  рабочей документации. Она должна включать сведения о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности в аудиторское  заключение о бухгалтерской отчетности при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора при проведении инициативного аудита.

 

Аудиторская организация  ответственна:

1) за выражение объективного  и обоснованного мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности, представленного  в письменном виде в аудиторском  заключении или в отчете руководству  проверяемого экономического субъекта;

 

2) за правильность и  полноту данных, отраженных в  заключении или отчете аудитора, о выявленных им существенных  искажений бухгалтерской отчетности;

 

3) за несоблюдение конфиденциальности  коммерческой информации экономического  субъекта, выразившееся в разглашении  сведений о выявленных искажениях  бухгалтерской отчетности третьим  лицам, за исключением случаев  прямо предусмотренных действующим  законодательством (например, по  поручению государства).

Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство, несет ответственность:

а) за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерского учета;

 

б) за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;

 

в) за неустранение или несвоевременное  устранение их.

 

 

 

Тема: Заключительная стадия аудиторской проверки.

 

 

 

1. Оценка аудитором результатов  проверки.

 

2. Оформление результатов  аудиторской проверки.

 

 

1. Оценка аудитором результатов  проверки.

(Самостоятельно)

из учебника Подольского:

 

 

 

Заключительная стадия аудиторской  проверки предусматривает проведение следующих мероприятий:

систематизацию результатов  проверки;

анализ результатов проверки;

составление аудиторского заключения.

Систематизация результатов  проверки состоит в приведении в  определенную последовательность всех полученных результатов. В зависимости  от цели проверки (инициативный аудит, обязательный аудит, аудит по решению  органов дознания) необходимо провести четкую систематизацию полученных сведений. Такую систематизацию обычно проводит руководитель группы аудиторов. Систематизируют  данные по разделам проверяемых тем (учет основных средств, материальных запасов и т. п.), а внутри тем  — по аналитическим и другим признакам. По возможности выделяют наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и др.

 

Анализ результатов проверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:

общий анализ учетной политики, принятой клиентом;

правильность ведения  учета по отдельным разделам и  счетам;

соблюдение налогового законодательства;

анализ финансового состояния  клиента.

Учетная политика анализируется  в части ее соответствия в методическом, техническом и организационном  аспектах, выявляются наиболее существенные моменты и делаются выводы о соответствии учетной политики положениям по ведению  учета и их соблюдению.

 

Правильность ведения  учета определяется на основании  таких документов, как Закон о "Бухгалтерском учете" в РФ, Положение о ведении учета  и отчетности в Российской Федерации, плана счетов и других положений  по организации учета.

 

Большой удельный вес занимает анализ правильности начисления налогов  и платежей по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. По каждому  налогу и платежу необходимо выявить  правильность определения налогооблагаемой базы, применения льгот, ставок налогов  и платежей, своевременность выполнения расчетов и осуществления платежей.

 

Анализ финансового положения  клиента проводится по данным баланса (ф.№1), отчета о финансовых результатах (ф.№2), отчета о движении капитала (ф.№3), отчета о движении денежных средств (ф.№4), приложения к балансу (ф.№5).

 

При этом важно отметить, что при инициативном аудите полученные результаты могут быть представлены клиенту в виде отчета с выводами и предложениями. Дальнейшие шаги клиента  и аудиторской фирмы зависят  от договорных обязательств и решаются ими совместно.

 

При аудите по решению органов  дознания учитывается, что именно органы дознания (следователь, прокурор) определяют перечень вопросов, подлежащих изучению аудитором. В процессе проверки круг исследуемых вопросов может быть расширен, что необходимо согласовать  со следователем или другим лицом, давшим задание по проверке. Результаты проверки после ее окончания передаются органам  дознания, и за ними остается право  сделать окончательные выводы или  согласиться с мнением аудитора.

 

Важно отметить, что при  решении вопроса о согласии на проведение проверки по поручению следственных или судебных органов аудитор  или аудиторская фирма должны самым тщательным образом проанализировать, достаточно ли у них квалифицированных  кадров для выполнения этой работы в зависимости от ее содержания и  объема. При необходимости можно  посоветоваться непосредственно со следователем, поскольку следственные органы не заинтересованы в формальном назначении аудитора.

 

Наиболее распространенным вариантом проведения аудиторской  проверки является проверка в рамках обязательного аудита, при котором  требуется представить заключение, определяющее результаты проверки.

 

 

2. Оформление результатов  аудиторской проверки.

 

 

 

По результатам проведенной  проверки аудитор должен оформить аудиторское  заключение. Форма и принципы составления  аудиторских заключений регулируются "временными правилами аудиторской  деятельности в РФ" №2262 и порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, оформленного протоколом № от 9.02.96 г. комиссией  по аудиторской деятельности при  президенте РФ.

 

Аудиторское заключение о  бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудитора фирмы о достоверности этой отчетности.

 

Мнение о достоверности  бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской  отчетности нормативному акту, регулирующему  бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

 

Мнение аудиторской фирмы  о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными  пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

 

Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что  имущественное или финансовое положение  экономического субъекта таково, что  существует серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства  в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности  бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение.

Информация о работе Понятие, цели и организация аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности