Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 23:02, реферат
Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.
1. Понятие и цели аудита.
2. Виды аудита.
3. Правовые основы аудиторской деятельности.
Внутренний аудит может быть организован:
а) в форме постоянно
действующей ревизионной
б) в форме специального
внутреннего контрольно-
в) в форме договора с аудиторской фирмой на ведение внутреннего аудита. Независимость в данном случае гарантируется независимостью аудиторской фирмы от проверяемого предприятия.
Следует отметить, что Временными
правилами аудиторской
Ведение регулярного внутреннего аудита с последующей выдачей аудиторского заключения получило в нашей стране название абонентского обслуживания клиента аудиторской фирмой.
Внешние аудиторы большую
часть работы по сбору информации
выполняют самостоятельно. Но в том
случае, если внутренний аудит на проверяемом
предприятии организован и
Эффективность внешней аудиторской проверки при сотрудничестве с внутренним аудитором возрастает. Более того, независимый внешний аудитор не может отказаться от определенного сотрудничества с внутренним аудитором, так как он обязательно должен составить мнение о состоянии внутреннего контроля.
В ходе ежегодной аудиторской проверки внутренние аудиторы под контролем внешнего аудитора могут выполнять отдельные работы. Однако следует помнить о том, что ответственность за выводы, сделанные по результатам проверки, полностью лежит на независимых аудиторах,
3. Использование результатов работы экспертов.
Экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторской фирмы специалист, имеющий достаточные знания, опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.
В качестве эксперта аудиторские фирмы могут использовать работу специализированной организации, являющейся юридическим лицом, а также могут привлекаться физические лица.
При проведении аудита, аудиторские фирмы могут использовать работу оценщика, инженера, геолога, страховщика или другого эксперта.
Решение об использовании работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская фирма исходя из характера и сложности работы, обстоятельств, подлежащих исследованию, уровню их существенности, а также их целесообразности, надежности и возможности иных аудиторских процедур, применительно к этим обстоятельствам.
Эксперт должен иметь:
1. Соответствующую квалификацию,
как правило, подтвержденную
2. Соответствующий опыт
и репутацию в области,
Эксперт должен быть объективным.
Аудиторская фирма не должна использовать работу эксперта при проведении аудита, если:
а) эксперт – физическое лицо, являющееся основным или преобладающим учредителем или руководителем проверяемого предприятия, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве и свойстве, либо иным должностным лицом или штатным сотрудником проверяемого объекта.
б) эксперт – юридическое лицо, являющееся основателем, преобладающим учредителем (участником), кредитором, страховщиком проверяемого объекта либо экономический субъект, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, является основателем или преобладающим учредителем, участником, экспертом юридического лица.
Аудиторская организация может использовать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия экономического субъекта, в отношении которого эта организация проводит аудит.
Отказ экономического субъекта от использования работы эксперта должен быть совершен в письменной форме. В случае такого отказа аудиторская фирма рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита, аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
Аудиторская фирма использует
работу эксперта на основе договора возмездного
оказания услуг. Он заключается между
экономическим субъектом, в отношении
которого проводится аудит, и экспертом
или между экспертом и
Договор должен предусматривать:
1. Цель и объем работы эксперта.
2. Описание конкретных
вопросов, в отношении которых
аудиторская фирма ожидает
3. Описание взаимоотношений
эксперта с проверяемым
4. Конфиденциальность информации проверяемого предприятия.
5. Сведения об изучаемой проблеме.
6. Форму и содержание заключения эксперта.
Оформление результатов работы эксперта.
Эксперт представляет результаты работы в виде отчета (расчета) в письменной форме. Заключение должно быть достаточно полным и подробным. Это связано с тем, чтобы другой аудитор (эксперт), ознакомившись с заключением, мог получить представление о проведенной работе.
Заключение эксперта должно состоять из трех частей:
1. Вводная часть.
2. Исследовательская часть.
3. Выводы.
Заключение должно содержать следующие реквизиты:
наименование документа;
дата;
личная подпись эксперта;
печать (для юридического лица).
Использование результатов работы эксперта.
Результаты работы эксперта подлежат рассмотрению аудиторской фирмой в отношении:
1) информации, на которой
основывается заключение
2) предположений и методов,
используемых экспертом при
3) общих результатов проведения аудита.
Заключение эксперта подлежит
включению в рабочую
4. Использование результатов работы ассистентов.
(Самостоятельно)
из учебника Подольского:
Во время аудиторской
проверки ведущий (уполномоченный) аудитор
может привлекать для работы помощников
— ассистентов. Они могут иметь
различную квалификацию: иметь или
не иметь высшего или среднего
специального образования, иметь или
не иметь квалификационного
Ассистент аудитора — это лицо, включенное аудитором, работающим самостоятельно, или руководством аудиторской фирмы в состав группы сотрудников для аудиторской проверки или оказания иной аудиторской услуги у конкретного клиента.
Для того чтобы проверка была
выполнена квалифицированно, качественно
и в установленные сроки, аудитор
должен осуществлять руководство ассистентами.
Основная функция аудитора в управлении
работой своих ассистентов
четко сформулировать цель задания;
четко формулировать задание,
указав в нем, какие именно активы,
регистры учета и другие документы
и каким методом следует
убедиться в том, что ассистент правильно понял суть задания;
обеспечить ассистента необходимыми для выполнения задания данными;
проконтролировать выполнение задания.
Ассистент со своей стороны обязан:
приступить к выполнению полученного задания только тогда, когда цель и техника исполнения задания ему ясны;
выполняя процедуру, не пытаться "оптимизировать" ее в процессе выполнения;
при возникновении непредвиденных или не предусмотренных заданием обстоятельств при выполнении процедуры, незамедлительно известить об этом аудитора;
выполнив процедуру, аккуратно оформить ее результаты в том виде, который предусмотрен в задании;
в том случае, если в процессе работы возникли предложения по усовершенствованию процесса проверки или он обратил внимание на какую-либо иную закономерность в учете, чем та, которая составляла суть выполненной им процедуры, обсудить эти вопросы с аудитором.
5. Состояние рабочих аудиторских документов.
Аудит, проводимый аудиторской фирмой, должен сопровождаться обязательным документированием, то есть отражением полученной информации в рабочей документации аудитора, оформленной в соответствии с установленными требованиями.
К рабочей документации аудитора относят:
1. Планы и программа проведения аудита.
2. Описание использованных аудиторской фирмой процедур и их результатов.
3. Объяснения, пояснения и
заявления проверяемого
4. Копия документов проверяемого предприятия.
5. Описание системы внутреннего
контроля и организации
6. Аналитические документы аудиторской фирмы.
7. Другие документы.
Рабочая документация может быть создана аудиторской фирмой, проводящей аудит, либо получена от проверяемого предприятия или от других лиц.
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской фирмой.
Формы рабочей документации разрабатываются самостоятельно аудиторской фирмой. Рабочая документация находится в собственности аудиторской фирмы.
Экономический субъект, в
отношении которого проводилась
аудиторская проверка, и другие лица,
включая налоговые органы, государственные
органы, не имею право требовать
от аудиторской организации
Сведения, содержащиеся в рабочей документации являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению аудиторской фирмой.
К рабочим документам предъявляются определенные требования. Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые для:
составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией, для подтверждения того, что аудит проведен в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;
планирования аудита аудиторской организацией.
Рабочая документация аудиторской организации должна содержать:
записи о планировании аудита;
записи о характере, времени проведения, объеме выполненных аудиторских процедур;
выводы, сделанные на основании полученных в ходе аудита сведений.
(см. лекцию №3 вопрос
№2: требования к рабочим
Порядок хранения рабочей документации.
По окончанию аудита рабочая документация подлежит сдачи для обязательного хранения в архиве аудиторской организации (не менее 5 лет).
6. Аудиторская выборка.
Обычно выборка должна быть репрезентативной (представительной). Это требование предполагают, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов:
1. Случайный отбор.
2. Систематический отбор.
3. Комбинированный отбор.
(Дайте самостоятельно характеристику)
Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем ста процентов объектов проверяемой совокупности, под которыми понимаются элементы, составляющие сальдо счетов или операции, составляющие обороты по счетам для сбора аудиторских документов, позволяющих составить мнение обо всей проверяемой совокупности.
При выборе порядка проведения
проверки конкретного раздела
При определении объема выборки аудиторская организация должна установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошибку.
Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по определенному вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по тому же самому вопросу, составленному на основании изучения всей совокупности.