Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:25, дипломная работа
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию учета и выявление резервов увеличения объема оказываемых услуг.
Для достижения цели в работе потребовалось решить следующие задачи:
1. Обобщить теоретические основы организации учета и анализа реализации услуг;
2. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
3. Проанализировать объем, структуру и динамику оказываемых услуг;
4. Определить направления совершенствования организации учета реализации услуг;
5. Выявить резервы роста объема оказываемых предприятием услуг.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы организации учета и анализа реализации услуг
1.1. Понятие реализованных услуг и способы оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Синтетический и аналитический учет реализации оказываемых услуг . .14
1.3. Методика анализа объема реализации услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 2. Организация бухгалтерского учета и анализ реализации услуг на ОАО «Динамика-2»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия . . . . . . . . . 32
2.2. Оценка действующей на предприятии практики учета операций по реализации услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.3. Анализ объема структуры и динамики реализации оказываемых
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Разработка основных направлений совершенствования организации учета и увеличения объема реализации услуг в ОАО «Динамика-2»
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации учета реализации
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Мероприятия по увеличению объема реализации оказываемых услуг в
ОАО «Динамика-2» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
- ухудшение ликвидности организации.
Следующий этап анализа - оценка выполнения плана реализации по структуре.
Структура объема реализации - это соотношение отдельных наименований продукции (или ассортиментных групп) и общем объеме реализации.
Для сравнения плановой и фактической структуры объема реализации рассчитываются удельные веса (доли) каждого наименования продукции в общем объеме реализации:
где УДi - удельный вес i-го наименования продукции в общем объеме
продаж;
Qi — количество i -го наименования продукции и натуральном,
условно натуральном выражении;
Q - общее количество продукции.
Если организация реализует неоднородные виды продукции, то структура рассчитывается не по объему продаж, а по выручке (находится удельный вес выручки от отдельных видов продукции в общей сумме выручки).
Изменение структуры продаж оказывает влияние как на выручку от продаж, так и на себестоимость реализованных услуг. Так увеличение в объеме продаж доли более дорогих изделий приводит к росту выручки, а увеличение доли более затратоемких изделий – к росту себестоимости.
С целью выявления наиболее доходных ассортиментных групп проводят АВС-анализ структуры реализованных услуг, сопоставляя структуру услуг, рассчитанную в стоимостном (по выручке) и в натуральном выражении (по объему реализации).
С помощью АВС-анализа структуры услуг выявляются ассортиментные группы, занимающие небольшой удельный вес в объеме реализации, но приносящие наибольшую долю выручки от реализации. АВС-анализ может применяться только для однородных видов работ, которые имеют одинаковые единицы измерения [16, c.44].
В процессе анализа изучается динамика выручки от реализации. С помощью индексного метода оценивается влияние цен и физического объема продаж, дается оценка состояния спроса на услуги (рис. 1). [16, c.60].
Рис. 1. Структурно-логическая модель факторного анализа выручки от реализации
Если анализируется выручка от продаж отдельного вида услуг, то оценивается влияние двух факторов: цены и объема продаж. Методика анализа
выручки по двухфакторной модели представлена в табл.1.1.
Если анализируется величина общей выручки, то кроме цен и объема продаж анализируется фактор структурных сдвигов:
где рi - цена i-го вида услуг,
Q – общий объем продаж,
УДi - удельный вес объема i-ой услуг в общем объеме реализации.
Расчет влияния факторов производится способом абсолютных разниц:
1. влияние объема реализации:
,
2. влияние структурных сдвигов:
,
3. влияние цен:
,
Таблица 1.1
Методика факторного анализа выручки от продаж отдельного вида услуг
Этапы анализа | Алгоритм расчета | Условные обозначения |
1 | 2 | 3 |
1. Оценивается динамика выручки от реализации |
| I - общий индекс выручки p 1, p 0 - цена в отчетном и базовом периоде q 1, q 0 - объем продаж в отчетном и базовом периоде |
2. Рассчитываются индивидуальные индексы цен и физического объема |
|
i p - индивидуальный индекс цен i q - индивидуальный индекс физического объема
|
68
Продолжение табл. 1.1
1 | 2 | 3 |
3. Рассчитывается выручка в сопоставимых ценах |
|
p0 q1- выручка в сопоставимых ценах
|
4. рассчитываются индексы цен и физического объема |
|
I p - агрегатный индекс цен
I q - агрегатный индекс физического объема |
5. рассчитывается влияние цен и объема реализации на выручку в стоимостном выражении |
∆B q = ∑ p0 q1 - ∑ p0 q0
∆B p =∑ p1 q1 - ∑ p0 q1
|
∆B p - изменение выручки за счет цен
∆B q - изменение выручки за счет объема продаж |
6. рассчитывается прирост выручки за счет цен и объема в относительном выражении |
|
% B p - доля прироста выручки за счет цен,
% B q - доля прироста выручки за счет объема |
Изменение физического объема продаж зависит от динамики выпуска услуг и услуг реализованных.
Анализ объема реализации продукции, работ, услуг является одним из самых важных объектов анализа, поскольку величин объема реализации во
многом определяет уровень рентабельности хозяйственной деятельности организации.
При анализе изучается динамика выручки, выявляются внешние и внутренние факторы, повлиявшие на изменение выручки; оценивается ассортимент и структура реализованных услуг, поскольку изменение ассортимента и структуры продаж влияет как на себестоимость реализованных услуг, так и на выручку.
Одним из факторов, влияющих на финансовое состояние организации, является ритмичность процесса реализации. От степени ритмичности зависит полнота и своевременность получения выручки от продаж, наличие штрафных санкций за нарушение договоров и, в конечном итоге, платежеспособность организации.
Важнейшим фактором, влияющим на объем реализации, является качество услуг. Оценка качества дается на основе индивидуальных, обобщающих и косвенных показателей. Качество во многом определяет уровень конкурентоспособности услуг.
Анализ конкурентоспособности проводится на рынке аналогичных товаров и услуг, когда продукция, производимая организацией, сравнивается с параметрами товаров-конкурентов.
Для выявления наиболее доходных видов услуг, рынков сбыта основных потребителей используется прием сегментирования. Различают внешнее сегментирование (применяемое при составлении финансовой отчетности и регламентируемое нормативными документами в области бухгалтерского учета) и внутреннее сегментирование, выполняемое организацией самостоятельно.
Результаты анализа объемов продаж обобщаются, выявляются резервы увеличения реализации услуг, и на основе полученной информации корректируется производственная программа предприятия [16, с.353].
Под равномерностью реализации услуг понимается реализация одинакового количества услуг в равные промежутки времени.
Соблюдение принципа равномерности реализации услуг не всегда соответствует условиям поставки, поскольку заказчик может испытывать потребность в услугах в разном количестве и в разное время. Поэтому при анализе объема реализации особое внимание уделяется ритмичности реализации услуг в соответствии с заключенными договорами на поставку.
Под ритмичностью реализации услуг понимается точное соблюдение требований договорных условий (выставление документов на оплату).
Ритмичность оценивают по различным стадиям хозяйственного процесса (рис.2).
Ритмичность
Снабжение
Рис. 2. Ритмичность по стадиям хозяйственного процесса
Ритмичность может оцениваться в рамках разных календарных периодов: за час, смену, рабочий день, пятидневку, декаду, месяц, квартал, год.
Выбор календарного периода для оценки ритмичности зависит от:
- продолжительности производственного цикла,
- типа производства;
- масштабов производства;
- количества заказов.
Ритмичность оценивают с помощью прямых и косвенных показателей.
К косвенным показателям ритмичности относятся:
- наличие доплат за сверхурочные работы;
- наличие простоев по вине организации;
- наличие потерь от брака;
К прямым показателям ритмичности относятся:
1. Коэффициент ритмичности, характеризующий уровень выполнения договорных условий по реализации услуг:
где Кр – коэффициент ритмичности реализации услуг,
хi0 – стоимость реализованных услуг i-го вида по плану,
хiн - сумма невыполнения планового задания по услугам i-го вида.
2 Коэффициент вариации, характеризующий, на сколько в среднем фактические показатели реализации услуг отклоняются от графика:
,
где Кв - коэффициент вариации,
Хф - фактическая стоимость реализованных услуг,
Хф - средняя за период стоимость реализованных услуг (по плану),
n – число периодов.
3. Числа аритмичности характеризуют уровень отклонений фактических показателей реализации услуг от графика (или плана).
Чем больше число аритмичности, тем хуже ритмичность реализации услуг. Если договорные условия реализации соблюдаются полностью, то сумма чисел аритмичности равна нулю.
Факторы влияющие на ритмичность хозяйственного процесса, представлены в табл.1.2.
Таблица 1.2
Факторы, влияющие на ритмичность хозяйственного процесса
Ритмичность | ||
Снабжение | Производства | Реализации |
1 | 2 | 3 |
Соблюдение сроков поставки и качества приобретаемых материалов | Сбои в производственном процессе, простои | Платежеспособность покупателя |
Информация о работе Организация учета и анализ реализации услуг