Организация учета и анализ реализации услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию учета и выявление резервов увеличения объема оказываемых услуг.
Для достижения цели в работе потребовалось решить следующие задачи:
1. Обобщить теоретические основы организации учета и анализа реализации услуг;
2. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
3. Проанализировать объем, структуру и динамику оказываемых услуг;
4. Определить направления совершенствования организации учета реализации услуг;
5. Выявить резервы роста объема оказываемых предприятием услуг.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы организации учета и анализа реализации услуг
1.1. Понятие реализованных услуг и способы оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Синтетический и аналитический учет реализации оказываемых услуг . .14
1.3. Методика анализа объема реализации услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 2. Организация бухгалтерского учета и анализ реализации услуг на ОАО «Динамика-2»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия . . . . . . . . . 32
2.2. Оценка действующей на предприятии практики учета операций по реализации услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.3. Анализ объема структуры и динамики реализации оказываемых
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Разработка основных направлений совершенствования организации учета и увеличения объема реализации услуг в ОАО «Динамика-2»
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации учета реализации
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Мероприятия по увеличению объема реализации оказываемых услуг в
ОАО «Динамика-2» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 529.00 Кб (Скачать)

- участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации).

Таким образом, определение термина «продажи» Инструкцией  по применению Плана счетов заключается в установлении переч­ня операций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтер­ского учета. Обобщая приведенные положения Инструкции, мож­но сказать, что под продажами для целей бухгалтерского учета по­нимаются направленные на получение доходов факты хозяйственной жизни, составляющие предмет обычной деятельности предприятия.

В бухгалтерском учете продажи — это факты хозяйствен­ной жизни, направленные на получение доходов, то есть обяза­тельно предполагающие возмездность. Для целей налогообло­жения возмездность как характеристика факта, позволяющая признать, например, реализацию товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. Как уже отмечалось выше, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ в случаях, специ­ально предусмотренных Налоговым кодексом, реализацией мо­гут признаваться и сделки, совершенные на безвозмездной ос­нове. Примером реализации данного правила может служить п. 1 ст. 146 НК РФ, согласно которому в целях применения норм гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ передача  права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Здесь необходимо отметить, что в своей повседневной работе бухгалтер должен принимать во внимание отмеченные различия, но приоритет, особенно при составлении проводок, необходимо отдавать бухгалтерским нормативным документам, так как продажа для бухгалтера важнее реализации. Но последняя важна тоже, особенно в момент заполнения налоговых деклараций [28, с. 474].

Для сопоставления в бухгалтерском учете доходов и расходов с целью исчисления финансового результата от продаж предназна­чен счет 90 «Продажи». По кредиту этого счета накапливаются суммы выручки (доходов от продажи), а по дебету — суммы расхо­дов, связанных с продажей. Сопоставлением сумм дебетовых и кредитовых оборотов по счету мы получаем величину финансово­го результата (прибыли или убытка) от реализации.

Сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Про­дажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, ра­бот, услуг списывается с кредита счетов 43 «Готовая продук­ция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное произ­водство» в дебет счета 90 «Продажи».

Критерии возникновения (признания) в бухгалтерском учете выручки от продажи работ, услуг определяются Положением по бух­галтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).

Для целей выявления финансового результата факт перехода права собственности на товары к покупателю означает, что его стоимость становится одним из элементов суммы расходов по данной сделке.

План счетов предусматривает детализацию доходов и расходов, связанных с реализацией работ (услуг) путем открытия отдельных субсче­тов для учета выручки от продажи (90-1 «Выручка»), себестоимо­сти продаж (90-2 «Себестоимость продаж»), НДС (90-3 «НДС»),  а также отдельного субсчета по форми­рованию финансового результата от обычных видов деятельности (90-9 «Прибыль/убыток от продаж»).

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», ведутся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно со­поставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стои­мость», и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсче­та 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от про­даж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «При­быль/убыток от продаж».

Особенностью формирования записей по счету 90 «Продажи» является система накопительных проводок по субсчетам в тече­ние отчетного года. Закрываются они в системном порядке, то есть путем составления проводок только по окончании отчетного года. Записи нарастающими итогами с начала года намного об­легчают процесс наблюдения за формированием финансовых ре­зультатов в течение года, а также упрощают заполнение раздела I «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» отчета о прибылях и убытках.

Основной особенностью счета 90 «Продажи» является то, что счет этот не отражает ни каких-либо активов, ни источников их формирования. Следовательно, данные этого счёта отражают декапитализацию и никогда не попадают в баланс. Этим объясняется и отсутствие у этого счета сальдо. Роль счета 90 «Продажи» состоит в том, чтобы помочь бухгалтеру сопоставить доходы и расходы, связанные с продажей товаров, работ или услуг и исчислить финансовый результат от данных операций.

В части продаваемых организациями работ и услуг моментом декапитализации расходов по соответствующим сделкам является дата выполнения работ, оказания услуг, факт которых оформляет­ся составлением двустороннего акта. Суммы себестоимости работ и услуг декапитализируются записями:

- Дт счета 90 «Продажи»,

- Кт счета 20 «Основное производство».

Бухгалтерский документ представляет собой надлежащим образом оформленную деловую бумагу, в которой зафикси­рованы признаки и показатели одной или нескольких хозяй­ственных операций для отражения их в учете. Документация имеет большое значение в бухгалтерском учете:

- фиксирует в документе признаки и показатели хозяй­ственных операций, на основе которых формируется исход­ная информация, используемая для дальнейшей обработки в целях получения различных экономических показателей, ха­рактеризующих деятельность организации;

- осуществляет неразрывную связь с управлением и орга­низацией хозяйственной деятельности, благодаря чему точно
определяются место, время, объект хозяйственной операции,
ответственные лица;

- облегчает контроль за совершением хозяйственных опе­раций и тем самым повышает ответственность работников как дающих распоряжение о выполнении хозяйственной опе­рации, так и непосредственно ее выполняющих;

- строго разграничивает материальную и моральную от­ветственность лиц, имеющих к ним отношение;

- способствует сохранению материальных ценностей и
денег, устраняет обезличку и безответственность при совершении хозяйственных операций;             

- служит юридическим доказательством в случае разре­шения споров с другими организациями в арбитраже и суде как носитель определенной информации.

При ревизиях и бухгалтерских экспертизах документ рас­сматривается как доказательство правомерности совершения той или иной хозяйственной операции. Законность и обосно­ванность всех текущих записей в учете подтверждается только документами, а следовательно, ни одна бухгалтерская запись не может быть сделана без документа. В документе должны быть правильно отражены признаки и показатели хозяйственной операции. В документ включается определенная информаци­онная совокупность, состоящая из минимального числа необ­ходимых признаков и показателей: название документа, дата составления, содержание хозяйственной операции и основа­ние ее совершения, показатели, подписи лиц, ответственных за выполнение операции и за правильность ее оформления. В не­обходимых случаях в документе указываются его номер, назва­ние и адрес предприятия (организации), стороны, участвовав­шие в совершении хозяйственной операции, оформляемой дан­ным документом. В накопительных документах проставляется также дата записи в тех случаях, когда дата составления доку­мента и дата записи в него хозяйственной операции не совпа­дают.

Информация фиксируется в документах по реквизитам.

Реквизитами называется совокупность признаков и показа­телей, содержащихся в документе.

Документы классифицируются по ряду признаков. По вре­мени заполнения реквизитов, то есть в зависимости от того, вно­сится ли в документ исходная информация или информация, которая уже была зафиксирована до этого в каком-либо дру­гом документе, различают первичные и вторичные докумен­ты. Пер­вичные документы составляют в момент совершения хозяй­ственной операции или несколько раньше, но окончательно оформляют в момент ее завершения. Вторичные же докумен­ты составляют позже первичных на основе последних.

По кратности использования документы делятся на разо­вые и накопительные. К разовым документам относятся та­кие, в которых записывается одна хозяйственная операция, к накопительным — документы, в которых отражаются призна­ки и показатели многих однородных хозяйственных операций и группируются по какому-либо принципу. Например, к ра­зовым документам относится кассовый ордер на выдачу аванса подотчетному лицу, к накопительным документам — наряд на сдельную работу по выполнению одной или нескольких операций. В последнем случае исходная информация накап­ливается по операциям, выполняемым группой рабочих. В на­копительном документе реквизиты построены таким обра­зом, что позволяют за время использования документа за­фиксировать в нем необходимые признаки и показатели (в данном случае объем выработки, табельные номера и фами­лии рабочих, даты).

Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Предоставление услуг для удовлетворения определенной общественной потребности – основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды услуг и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации услуг, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ реализации услуг имеет важное значение.

Цель анализа заключается в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема производства и реализации услуг, улучшение ее качества,  расширения рынков сбыта.

 

 

1.2 . Синтетический и аналитический учет реализации оказываемых услуг

 

Синтетический учет реализованных товаров отражается на соответствующих субсчетах к счету 90 «Продажи».

Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

- готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

- работам и услугам промышленного характера;

- работам и услугам непромышленного характера;

- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

- строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого-разведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;

- товарам;

- услугам по перевозке грузов и пассажиров;

- транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

- услугам связи;

- предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

- предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

- участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации).

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" в дебет счета 90 "Продажи" [21, с.346].

К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

- 90-1 "Выручка";

- 90-2 "Себестоимость продаж";

- 90-3 "Налог на добавленную стоимость";

- 90-4 "Акцизы";

- 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

На субсчете 90-1 "Выручка" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручка.

На субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

На субсчете 90-4 "Акцизы" учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 "Продажи" субсчет 90-5 "Экспортные пошлины" для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Информация о работе Организация учета и анализ реализации услуг