Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:25, дипломная работа
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию учета и выявление резервов увеличения объема оказываемых услуг.
Для достижения цели в работе потребовалось решить следующие задачи:
1. Обобщить теоретические основы организации учета и анализа реализации услуг;
2. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
3. Проанализировать объем, структуру и динамику оказываемых услуг;
4. Определить направления совершенствования организации учета реализации услуг;
5. Выявить резервы роста объема оказываемых предприятием услуг.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы организации учета и анализа реализации услуг
1.1. Понятие реализованных услуг и способы оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Синтетический и аналитический учет реализации оказываемых услуг . .14
1.3. Методика анализа объема реализации услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 2. Организация бухгалтерского учета и анализ реализации услуг на ОАО «Динамика-2»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия . . . . . . . . . 32
2.2. Оценка действующей на предприятии практики учета операций по реализации услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.3. Анализ объема структуры и динамики реализации оказываемых
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Разработка основных направлений совершенствования организации учета и увеличения объема реализации услуг в ОАО «Динамика-2»
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации учета реализации
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Мероприятия по увеличению объема реализации оказываемых услуг в
ОАО «Динамика-2» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
- участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации).
Таким образом, определение термина «продажи» Инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня операций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Обобщая приведенные положения Инструкции, можно сказать, что под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются направленные на получение доходов факты хозяйственной жизни, составляющие предмет обычной деятельности предприятия.
В бухгалтерском учете продажи — это факты хозяйственной жизни, направленные на получение доходов, то есть обязательно предполагающие возмездность. Для целей налогообложения возмездность как характеристика факта, позволяющая признать, например, реализацию товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. Как уже отмечалось выше, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом, реализацией могут признаваться и сделки, совершенные на безвозмездной основе. Примером реализации данного правила может служить п. 1 ст. 146 НК РФ, согласно которому в целях применения норм гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Здесь необходимо отметить, что в своей повседневной работе бухгалтер должен принимать во внимание отмеченные различия, но приоритет, особенно при составлении проводок, необходимо отдавать бухгалтерским нормативным документам, так как продажа для бухгалтера важнее реализации. Но последняя важна тоже, особенно в момент заполнения налоговых деклараций [28, с. 474].
Для сопоставления в бухгалтерском учете доходов и расходов с целью исчисления финансового результата от продаж предназначен счет 90 «Продажи». По кредиту этого счета накапливаются суммы выручки (доходов от продажи), а по дебету — суммы расходов, связанных с продажей. Сопоставлением сумм дебетовых и кредитовых оборотов по счету мы получаем величину финансового результата (прибыли или убытка) от реализации.
Сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи».
Критерии возникновения (признания) в бухгалтерском учете выручки от продажи работ, услуг определяются Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).
Для целей выявления финансового результата факт перехода права собственности на товары к покупателю означает, что его стоимость становится одним из элементов суммы расходов по данной сделке.
План счетов предусматривает детализацию доходов и расходов, связанных с реализацией работ (услуг) путем открытия отдельных субсчетов для учета выручки от продажи (90-1 «Выручка»), себестоимости продаж (90-2 «Себестоимость продаж»), НДС (90-3 «НДС»), а также отдельного субсчета по формированию финансового результата от обычных видов деятельности (90-9 «Прибыль/убыток от продаж»).
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», ведутся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Особенностью формирования записей по счету 90 «Продажи» является система накопительных проводок по субсчетам в течение отчетного года. Закрываются они в системном порядке, то есть путем составления проводок только по окончании отчетного года. Записи нарастающими итогами с начала года намного облегчают процесс наблюдения за формированием финансовых результатов в течение года, а также упрощают заполнение раздела I «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» отчета о прибылях и убытках.
Основной особенностью счета 90 «Продажи» является то, что счет этот не отражает ни каких-либо активов, ни источников их формирования. Следовательно, данные этого счёта отражают декапитализацию и никогда не попадают в баланс. Этим объясняется и отсутствие у этого счета сальдо. Роль счета 90 «Продажи» состоит в том, чтобы помочь бухгалтеру сопоставить доходы и расходы, связанные с продажей товаров, работ или услуг и исчислить финансовый результат от данных операций.
В части продаваемых организациями работ и услуг моментом декапитализации расходов по соответствующим сделкам является дата выполнения работ, оказания услуг, факт которых оформляется составлением двустороннего акта. Суммы себестоимости работ и услуг декапитализируются записями:
- Дт счета 90 «Продажи»,
- Кт счета 20 «Основное производство».
Бухгалтерский документ представляет собой надлежащим образом оформленную деловую бумагу, в которой зафиксированы признаки и показатели одной или нескольких хозяйственных операций для отражения их в учете. Документация имеет большое значение в бухгалтерском учете:
- фиксирует в документе признаки и показатели хозяйственных операций, на основе которых формируется исходная информация, используемая для дальнейшей обработки в целях получения различных экономических показателей, характеризующих деятельность организации;
- осуществляет неразрывную связь с управлением и организацией хозяйственной деятельности, благодаря чему точно
определяются место, время, объект хозяйственной операции,
ответственные лица;
- облегчает контроль за совершением хозяйственных операций и тем самым повышает ответственность работников как дающих распоряжение о выполнении хозяйственной операции, так и непосредственно ее выполняющих;
- строго разграничивает материальную и моральную ответственность лиц, имеющих к ним отношение;
- способствует сохранению материальных ценностей и
денег, устраняет обезличку и безответственность при совершении хозяйственных операций;
- служит юридическим доказательством в случае разрешения споров с другими организациями в арбитраже и суде как носитель определенной информации.
При ревизиях и бухгалтерских экспертизах документ рассматривается как доказательство правомерности совершения той или иной хозяйственной операции. Законность и обоснованность всех текущих записей в учете подтверждается только документами, а следовательно, ни одна бухгалтерская запись не может быть сделана без документа. В документе должны быть правильно отражены признаки и показатели хозяйственной операции. В документ включается определенная информационная совокупность, состоящая из минимального числа необходимых признаков и показателей: название документа, дата составления, содержание хозяйственной операции и основание ее совершения, показатели, подписи лиц, ответственных за выполнение операции и за правильность ее оформления. В необходимых случаях в документе указываются его номер, название и адрес предприятия (организации), стороны, участвовавшие в совершении хозяйственной операции, оформляемой данным документом. В накопительных документах проставляется также дата записи в тех случаях, когда дата составления документа и дата записи в него хозяйственной операции не совпадают.
Информация фиксируется в документах по реквизитам.
Реквизитами называется совокупность признаков и показателей, содержащихся в документе.
Документы классифицируются по ряду признаков. По времени заполнения реквизитов, то есть в зависимости от того, вносится ли в документ исходная информация или информация, которая уже была зафиксирована до этого в каком-либо другом документе, различают первичные и вторичные документы. Первичные документы составляют в момент совершения хозяйственной операции или несколько раньше, но окончательно оформляют в момент ее завершения. Вторичные же документы составляют позже первичных на основе последних.
По кратности использования документы делятся на разовые и накопительные. К разовым документам относятся такие, в которых записывается одна хозяйственная операция, к накопительным — документы, в которых отражаются признаки и показатели многих однородных хозяйственных операций и группируются по какому-либо принципу. Например, к разовым документам относится кассовый ордер на выдачу аванса подотчетному лицу, к накопительным документам — наряд на сдельную работу по выполнению одной или нескольких операций. В последнем случае исходная информация накапливается по операциям, выполняемым группой рабочих. В накопительном документе реквизиты построены таким образом, что позволяют за время использования документа зафиксировать в нем необходимые признаки и показатели (в данном случае объем выработки, табельные номера и фамилии рабочих, даты).
Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Предоставление услуг для удовлетворения определенной общественной потребности – основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды услуг и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации услуг, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ реализации услуг имеет важное значение.
Цель анализа заключается в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема производства и реализации услуг, улучшение ее качества, расширения рынков сбыта.
1.2 . Синтетический и аналитический учет реализации оказываемых услуг
Синтетический учет реализованных товаров отражается на соответствующих субсчетах к счету 90 «Продажи».
Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:
- готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
- работам и услугам промышленного характера;
- работам и услугам непромышленного характера;
- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
- строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого-разведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;
- товарам;
- услугам по перевозке грузов и пассажиров;
- транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
- услугам связи;
- предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
- предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
- участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации).
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" в дебет счета 90 "Продажи" [21, с.346].
К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:
- 90-1 "Выручка";
- 90-2 "Себестоимость продаж";
- 90-3 "Налог на добавленную стоимость";
- 90-4 "Акцизы";
- 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".
На субсчете 90-1 "Выручка" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручка.
На субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
На субсчете 90-4 "Акцизы" учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).
Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 "Продажи" субсчет 90-5 "Экспортные пошлины" для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Информация о работе Организация учета и анализ реализации услуг