Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, сущность и функции системы платы за жилье и коммунальные услуги в системе ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть истерию развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- дать понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- рассмотреть нормативную базу определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- определить особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России
-определить особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации
- проанализировать перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Историко-правовые основы регулирования института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ………………………..
6
1.1 История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации………………………………………………………..
6
1.2 Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации……………………….
26
1.3. Законодательство, регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации………………………………………………………..
32
Глава 2. Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ…………………………………………………….
42
2.1. Особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России………………….
42
2.2. Особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации…………………
63
2.3. Перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации…
80
Заключение………………………………………………………………….. 98
Список использованных источников и литературы…………………… 103

Файлы: 1 файл

Диплом работа-2.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны  своевременно и полностью вносить  плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение  и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном  доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в  многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственники жилых  домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).

Собственники помещений  в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 10 ст. 155 ЖК РФ).

Постановлением Правительства  РФ от 13.08.2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества  в многоквартирном доме общее  имущество должно содержаться в  соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик  надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования  жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями  общего пользования, а также земельным  участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета  и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с п. 28 Правил содержания общего имущества  в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме – в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Согласно п. 32 Правил содержания общего имущества в многоквартирном  доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.

Правила изменения размера  платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливают основания  и порядок изменения размера  платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг  и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - услуги, работы, общее имущество) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – изменение размера платы).

Для целей настоящих  Правил услуги и работы считаются  оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном  доме (п. 3 Правил).

В соответствии с п. 6 указанных  Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле:

,

где:

- размер уменьшения платы за  содержание и ремонт жилого  помещения (рублей);

- стоимость соответствующей услуги  или работы в составе ежемесячной  платы за содержание и ремонт  жилого помещения (рублей);

- количество календарных дней в месяце;

- количество полных календарных  дней, в течение которых оказывались  и (или) выполнялись услуги  или работы ненадлежащего качества  и (или) с перерывами, превышающими  установленную продолжительность.

В соответствии с п. 15 указанных Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Судом установлено, что  истцы являются собственниками жилого помещения – квартиры, расположенной  по адресу г. Новокузнецк, ул. Горьковская, 4 В – 35 (по 1/5 доли в праве каждого).

Между ООО «Заводская строительно-монтажная  компания» (далее – ООО «ЗСМК») и собственниками помещений в  указанном доме был заключен договор  № 035 от 08.08.2009 года на содержание и текущий  ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Новокузнецк, ул. Горьковская, дом 4 В, агентский договор № 035 от 08.08.2009 года на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме.

Ответчиком исполнял обязанности  по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по указанному договору до сентября 2011 года.

Судом установлено, что в период с декабря 2010 года по февраль 2011 года истцам были оказаны услуги по ремонту  общего имущества многоквартирного дома некачественно.

Так, ввиду того, что своевременно не были выполнены ремонтные работы по замене стояка отопления, в квартире истцов температура воздуха была ниже допустимой, параметры микроклимата в квартире не соответствовал требованиям  СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Данные факты отражены в следующих  документах:

Протокол измерений температуры  и влажности от 13.12.2010 года № 3823, составленный Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе;

Акт ООО «Заводская строительно-монтажная  компания» от 14.01.2011 года;

Акт проверки технического состояния  жилищного фонда и его инженерного  оборудования и придомовых территорий от 08.02.2011 года, составленный Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области.

Таким образом, суд считает доказанным тот факт, что в декабре 2010 года, январе и феврале 2011 года истцам, как  собственникам жилого помещения, были оказаны услуги по ремонту общего имущества многоквартирного дома некачественно, что не обеспечивало постоянную готовность инженерных коммуникаций (системы отопления) для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, не обеспечивало безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение их прав и законных интересов.

Поскольку причиной низкой температуры воздуха в квартире истцов явился несвоевременно проведенный ремонт стояка системы отопления, суд считает необходимым при определении размера уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения исходить из стоимости услуги – ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Размер платы для  истцов (имеющих площадь квартиры 66 кв.м) за ремонт общего имущества многоквартирного дома был установлен:

в декабре 2010 года в размере 286,38 рублей;

в январе, феврале 2011 года в размере 316,80 рублей.

Размер уменьшения платы  за содержание и ремонт жилого помещения  определяется по формуле:

стоимость соответствующей  услуги в составе ежемесячной  платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей) (286,38 + 316,80 + 316,80) / 90 (количество дней в декабре, январе, феврале) Х 90 (количество календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги ненадлежащего качества) = 919 рублей 98 копеек.

Учитывая изложенное, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию плата за ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 919,98 рублей.

Поскольку собственниками квартиры по адресу г. Новокузнецк, ул. Горьковская, 4 В – 35 являются 5 человек, имеющие равные права и обязанности, суд считает, что указанный размер платы подлежит взысканию в пользу истцов в равных долях.

Никаких других актов  нарушения качества или превышения установленной продолжительности  перерыва в оказании услуг или  выполнении работ, подтверждающих факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ истцами не представлено.

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика  о том, что при определении  размера платы, подлежащей взысканию в пользу истцов, необходимо учитывать перерасчет по содержанию общего имущества многоквартирного дома, выполненный ответчиком в апреле и ноябре 2011 года на сумму 409,20 рублей. При этом суд учитывает, что ответчиком произведен перерасчет именно по строке «содержание жилья», не представлено сведений, в связи с чем и на каком основании произведен данный перерасчет.

Статья 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает  право потребителя на компенсацию  морального вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и  понесенных потребителем убытков.

Статьями 150, 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ также предусмотрена денежная компенсация морального вреда в  случаях, когда нарушены личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В данном случае судом  установлено, что истцам вышеуказанными неправомерными действиями ответчика по вине последнего причинен моральный вред, который выразился в испытании неудобств, связанных с необходимостью неоднократно обращаться к ответчику с требованием о перерасчете платы за жилищные услуги, необходимостью обращаться в суд и доказывать обстоятельства о неправомерных действиях ответчика. Кроме того, истцы были вынуждены проживать в квартире, параметры микроклимата в которой не соответствовали санитарным требованиям.

При определении размера  компенсации вреда суд учитывает  требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевших. В частности, судом учитывается, что причинителем морального вреда является юридическое лицо, а  потерпевшими являются физические лица, которые были вынуждены отстаивать свои интересы в суде, испытывая при этом определенные неудобства и переживания. Учитывая изложенное, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда для каждого в 500 рублей, что является соразмерным наступившим последствиям.

В соответствии со ст. 98 ГПК  РФ с ответчика в пользу истца  Ошкановой Л.А. подлежат взысканию  понесенные ею по делу судебные расходы  пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Учитывая тот факт, что исковые требования удовлетворены  частично (919,98 рублей из 4862,28 рублей), суд  считает необходимым взыскать с  ООО «ЗСМК» в пользу Ошкановой  Л.А. судебные расходы пропорционально  размеру удовлетворенных исковых требований, а именно расходы на оплату услуг по составлению претензии и искового заявления – 513 рублей 00 копеек.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, сумма государственной пошлины, подлежащая уплате за подачу искового заявления в суд (содержащего требования имущественного и неимущественного характера) в сумме 600 рублей 00 копеек, подлежит взысканию с ответчика в полном объеме в местный бюджет.  

Информация о работе Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ