Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:58, дипломная работа
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, сущность и функции системы платы за жилье и коммунальные услуги в системе ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть истерию развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- дать понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- рассмотреть нормативную базу определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- определить особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России
-определить особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации
- проанализировать перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Историко-правовые основы регулирования института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ………………………..
6
1.1 История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации………………………………………………………..
6
1.2 Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации……………………….
26
1.3. Законодательство, регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации………………………………………………………..
32
Глава 2. Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ…………………………………………………….
42
2.1. Особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России………………….
42
2.2. Особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации…………………
63
2.3. Перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации…
80
Заключение………………………………………………………………….. 98
Список использованных источников и литературы…………………… 103
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определяется в ЖК РФ и конкретизируется применительно к каждой группе плательщиков – нанимателей и собственников.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание
и ремонт жилого помещения,
включающую в себя плату за
услуги и работы по управлению
многоквартирным домом,
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Примерный перечень объектов общего имущества в многоквартирном доме установлен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Следует отметить, что малоимущие граждане (признанные таковыми в установленном порядке), проживающие в жилых помещениях на основании договоров социального найма, освобождаются от обязанности по внесению платы за пользование жилыми помещениями. Они оплачивают содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги.
Перечни видов работ по текущему и капитальному ремонту приведены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ). Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством РФ.
В ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, оплачиваемых гражданами в счет платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Оплата перечисленных коммунальных услуг осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду любой формы собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов. Для некоторых категорий граждан предусмотрены меры социальной поддержки в области содержания жилого помещения и пользования коммунальными услугами. Такие категории, как, Героям, полных кавалеров Славы и членам их семей льготы предоставляются в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Приведу пример из судебной практики:
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Пирожкова В.Н., судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу губернатора Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 19 августа 2010 года, которым признан недействующим абзац 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года №129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в той части, в которой им фактически исключается предоставление педагогическим работникам права на бесплатное отопление с использованием электрических котлов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием
Забайкальского края принят Закон Забайкальского
края от 17 февраля 2009 года №129-ЗЗК «О
мерах социальной поддержки отдельных
категорий граждан в
Закон опубликован 25 февраля 2009 года в газете «Забайкальский рабочий» №35.
Статьей 5.1 названного Закона установлены меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам.
Согласно части 1 статьи 5.1 им предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) по оплате жилой площади исходя из размера жилой площади и платы за жилое помещение, установленной в соответствии с действующим законодательством;
2) по оплате централизованного
отопления исходя из размера
жилой площади и тарифа на
тепловую энергию,
3) по оплате твердого
топлива при наличии печного
отопления (в том числе
4) по оплате освещения
исходя из размера жилой
Абзацем 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона предусмотрено, что расходы по оплате электрической энергии на цели, не связанные с освещением жилых площадей, оплачиваются педагогическими работниками за счет собственных средств.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года №129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в той части, в которой он исключает возможность предоставления педагогическим работникам социальной поддержки по оплате отопления с использованием электрических котлов.
Прокурор полагал, что исключение возможности предоставления такой социальной поддержки приведет к нарушению предусмотренных федеральным законодательством прав педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением без ограничения его видов – центрального, печного, либо иного автономного, включая электрокотловое.
Представитель Законодательного Собрания Забайкальского края с доводами прокурора согласилась.
Представители губернатора Забайкальского края против удовлетворения заявления прокурора возражали.
Решением Забайкальского краевого суда от 19 августа 2010 года заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворено.
В кассационной жалобе губернатора
Забайкальского края ставится вопрос
об отмене указанного решения суда
как постановленного с
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не усматривает оснований к отмене решения суда.
Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений установлены федеральным законодательством.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (преамбула, статья 153) установлена необходимость сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
Из изложенного следует, что субъекты Российской Федерации при реализации своих полномочий по определению размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не вправе снижать определенный федеральным законодательством уровень их социальной поддержки.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая прокурором норма абзаца 2 пункта 4 части 1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года №129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства, а потому должна быть признана недействующей в части, исключающей предоставление педагогическим работникам права на бесплатное отопление жилой площади с использованием электрических котлов.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Забайкальского краевого суда от 19 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Забайкальского края – без удовлетворения.
Детальная правовая регламентация структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги в ЖК РФ способствует, с одной стороны, развитию договорных начал в регулировании жилых отношений и сокращению пространства для административного усмотрения в этой сфере, а с другой – недопущению произвольного толкования соответствующих понятий сторонами жилищных договоров.
1.3. Законодательство, регулирующее
институт определения и
Источники нормативно-правового
регулирования ЖКХ можно подраз
1) законы Российской Федерации и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;
2) законы и другие нормативные акты, принятые субъектами Федерации.
Охарактеризуем основные источники жилищного права.
1) Конституция России является правовой основой жилищного законодательства: нормы, содержащиеся в Основном законе страны, определяют содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные правоотношения. Конституция относит жилищное законодательство к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72), в отличие от гражданского законодательства, которое относится к исключительному ведению Российской Федерации.
2) Жилищный кодекс России от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г. (опубликован в "Российской газете" 12 января 2005 г. N 1), знаменует собой новую эпоху в развитии жилищных отношений в нашей стране.
3) Согласно Закону РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государственные и муниципальные органы могут бесплатно передавать в собственность граждан по их просьбе занимаемые ими жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Этот Закон содержит правила приватизации жилищного фонда России и является правовым основанием для изменения формы собственности па конкретное жилое помещение у конкретного лица.
4) Градостроительный
кодекс Российской Федерации
определяет систему