Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, сущность и функции системы платы за жилье и коммунальные услуги в системе ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть истерию развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- дать понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- рассмотреть нормативную базу определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- определить особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России
-определить особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации
- проанализировать перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Историко-правовые основы регулирования института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ………………………..
6
1.1 История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации………………………………………………………..
6
1.2 Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации……………………….
26
1.3. Законодательство, регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации………………………………………………………..
32
Глава 2. Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ…………………………………………………….
42
2.1. Особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России………………….
42
2.2. Особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации…………………
63
2.3. Перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации…
80
Заключение………………………………………………………………….. 98
Список использованных источников и литературы…………………… 103

Файлы: 1 файл

Диплом работа-2.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

Расчетный объем реализуемых коммунальных ресурсов определяется с учетом утвержденных органами регулирования на период действия тарифов нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса.

При применении метода установления предельных тарифов установление предельных тарифов на коммунальных ресурсов осуществляется на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций.

Метод индексации установленных тарифов  применяется при установлении тарифов  на коммунальные ресурсы в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею коммунальных ресурсов, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на коммунальные ресурсы в предшествующем периоде.

Предприятия жилищно-коммунального  хозяйства, обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение по распределительным  сетям, являются естественными локальными монополистами, поэтому решение вопросов по регулированию тарифов на коммунальные ресурсы, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на коммунальные ресурсы, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей в настоящее время возложено не только на государство, но и на органы местного самоуправления.

Следует отметить, что большое количество правовых актов, издаваемых органами государственной  власти субъектов Российской Федерации в сфере электроэнергетики, государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, тарифов организаций коммунального комплекса, не соответствует федеральному законодательству. Часто в правовых актах содержатся положения, нарушающие нормы о размере платы за коммунальные ресурсы, предусмотренные ст. 157 ЖК РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г.42)

Недопустимы ситуации, когда правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются завышенные тарифы оплаты для определенных групп потребителей, завышенные ставки платы потребителей за технологическое присоединение, ограничения права граждан на присоединение энергопринимающих устройств (требование наличия регистрации на территории региона, получения разрешений на цели отопления и т.д.). При этом неправомерны и случаи установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей за счет повышения тарифов для прочих потребителей. Решения о предоставлении льгот должны быть согласованы с антимонопольными органами.

Законное установление тарифов  органами местного самоуправления на коммунальные ресурсы, тарифов на подключение  к системе коммунальной инфраструктуры создает для них возможность реализовывать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами. Оптимальное тарифное регулирование должно стимулировать предприятия жилищно-коммунальной сферы к снижению материально- финансовых издержек, повышению качества предоставляемых коммунальных ресурсов и т.д.

Необходимо отметить, что регулирование  тарифов на коммунальные ресурсы  осуществляется в значительном объеме нормативно-правовыми актами органов  местного самоуправления и их должностных лиц. Тарифы на электрическую и тепловую энергию представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты потребителей за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность). В соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется государством на основе установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней. Тарифы устанавливаются, как правило, ежегодно и не могут изменяться чаще одного раза в год.

При этом следует учитывать, что  в рамках предельных уровней, установленных  Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов также устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год.

В свою очередь, органы местного самоуправления своими правовыми актами устанавливают надбавки к тарифам на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, а также надбавки к тарифам на коммунальные ресурсы в сфере электро- и теплоснабжения, в том числе тарифы этих ресурсоснабжающих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и теплоснабжения.

Таким образом, органы местного самоуправления не определяют тарифы на электрическую и тепловую энергию, как часто представляют себе жители муниципальных образований, а только регулируют их с помошыо установления надбавок к существующим тарифам на коммунальные ресурсы в установленных законодательством пределах. Вместе с тем органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения в пределах своих территорий (поселений, муниципальных районов и городских округов) самостоятельно регулируют тарифы на коммунальные ресурсы, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно положениям ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий наделены правом принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие жилищные отношения, однако не всегда такие акты соответствуют федеральным законам, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Например, в нарушение ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об основах регулирования  тарифов организаций коммунального  комплекса», правовыми актами органов  местного самоуправления нередко предусматривается  введение новых тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса до истечения года с момента введения действующих тарифов без оснований для их досрочного пересмотра. Кроме того, зачастую правовые акты органов местного самоуправления издаются с превышением предусмотренных законом полномочий и/или устанавливаются тарифы, не подлежащие регулированию.

Также имеют место многочисленные факты непринятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, надбавки, критерии доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, неутверждения технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Обязанность принятия органами местного самоуправления указанных правовых актов следует из ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. (в ред. от 03 мая 2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и обусловливает возможность установления надбавок к тарифам, а также осуществление инвестиционной деятельности.

Как отмечает А. Паламарчук, практически во всех субъектах Российской Федерации нарушается порядок опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, что противоречит одному из основных принципов государственного регулирования тарифов - обеспечению открытости и доступности для потребителей.

Повсеместно органы тарифного регулирования допускают многочисленные нарушения установленных законом норм43.

Представляется, что в целях  сдерживания роста тарифов на коммунальные ресурсы и уменьшения разницы в таких тарифах в  различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в параграфе предложено установить государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы на федеральном уровне в форме долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности ресурсоснабжающих организаций.

Действующие нормативные правовые акты, устанавливающие государственное регулирование сферы предоставления коммунальных ресурсов, должны гарантировать эффективность работы системы жилищно- коммунального хозяйства в целом, и предоставления коммунальных ресурсов в частности. Однако в правоприменительной деятельности количество проблем не уменьшается. Некоторые ученые отмечают, что «монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, недофинансирование коммунальной сферы и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья привели к кризисному состоянию жилищно-коммунального комплекса, неэффективной системе управления, излишней дотационности сферы и неудовлетворительному финансовому положению, высоким затратам, отсутствие экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитости конкурентной среды и, как следствие, высокой степени износа основных фондов, неэффективной работе предприятия сферы ЖКХ, большим потерям энергии, воды и других природных ресурсов. ...Конечно же, в таком состоянии сфера ЖКХ не была готова к полноценным взаимоотношениям по оказанию публичных услуг, там более, что в рассматриваемой сфере невозможно было и обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Соответственно, те правовые акты, которыми власти пытались создать правовые условия по изменению ситуации в сфере ЖКХ, не могли выполняться на должном уровне»44. Таким образом, причин для реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства и модернизации нормативно-правовой базы более чем достаточно.

В сложившейся ситуации представляется необходимым обеспечение строгого соблюдения требований закона, не допускающих установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год до принятия закона субъекта Российской Федерации о региональном бюджете, а также изменение тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта.

Региональные органы регулирования  должны осуществлять надлежащий контроль за применением регулируемых цен (тарифов) на коммунальные ресурсы, проводить  проверки правильности применения устанавливаемых  тарифов, применять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Отсутствие должного контроля со стороны  органов тарифного регулирования  ведет к нарушениям основ ценообразования, допускаемым отдельными ресурсоснабжающими организациями, произвольно устанавливающими тарифы за технологическое подключение к электрическим и тепловым сетям для физических и юридических лиц.

Необходимо уделять особое внимание случаям незаконного ограничения  предоставления коммунальных ресурсов потребителям, отключения энергоснабжения  потребителям, имеющим задолженность по оплате энергии, с нарушением установленного порядка.

В целом, при определении  тарифов на коммунальные ресурсы  важно, чтобы правовой акт был  принят компетентным органом или  должностным лицом, чтобы правовой акт соответствовал требованиям закона, не ущемлял законные права и интересы граждан, был доведен до сведения потребителей.

Таким образом, представляется, что совершенствование деятельности органов местного самоуправления в  вопросах предоставления коммунальных ресурсов должно осуществляться в двух основных направления. Первое направление связывается с более оптимальным правовым регулированием полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в части установления тарифов на коммунальные ресурсы. В настоящее время это регулирование имеет неоправданно сложный характер, учитывая, что полномочия периодически перетекают из одного уровня власти на другой. Думается, требуется большая степень унификации тарифов. Второе направление связывается с экономическими мерами. Представляется, что важнейшей является задача демонополизации жилищно-коммунальной отрасли, а не повышения платы за предоставляемые коммунальные ресурсы.

Кроме того, считаю, остается наиболее актуальным вопрос особенностей договорного регулирования деятельности по предоставлению коммунальных ресурсов, оплате и гражданско-правовой ответственности сторон.

Действующее жилищное законодательство Российской Федерации императивно  устанавливают следующую схему  договорных отношений в сфере  предоставления коммунальных ресурсов: договор оказания коммунальных услуг, заключаемый между потребителем и организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом; договор купли- продажи коммунальных ресурсов (энергоснабжения), заключаемый между организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией.

Кроме того, постановлением Правительства  Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено исключение, при котором ресурсоснабжающая организация вправе вступать в непосредственные отношения с потребителями по предоставлению коммунальных ресурсов: собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников было выбрано непосредственное управление в качестве способа управления многоквартирным домом; потребителем является собственник жилого дома, который не имеет заключенного с тем или иным исполнителем договора оказания коммунальных услуг.

Информация о работе Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ