Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, сущность и функции системы платы за жилье и коммунальные услуги в системе ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть истерию развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- дать понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- рассмотреть нормативную базу определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- определить особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России
-определить особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации
- проанализировать перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Историко-правовые основы регулирования института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ………………………..
6
1.1 История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации………………………………………………………..
6
1.2 Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации……………………….
26
1.3. Законодательство, регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации………………………………………………………..
32
Глава 2. Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ…………………………………………………….
42
2.1. Особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России………………….
42
2.2. Особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации…………………
63
2.3. Перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации…
80
Заключение………………………………………………………………….. 98
Список использованных источников и литературы…………………… 103

Файлы: 1 файл

Диплом работа-2.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Суд учитывает, что в данном случае потребителями выступают истцы, в связи с чем при определении суммы штрафа необходимо исходить из суммы, присужденной судом в пользу потребителей. Соответственно с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию указанный штраф.

Размер же платы за жилое помещение  устанавливается из расчета утвержденной на общем собрании годовой стоимости  работ и услуг за 1 кв. м общей площади жилого помещения, а затем общая сумма затрат распределяется на 12 месяцев. Таким образом, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и плата за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в этом доме определяются на год вперед, т.е., по сути, они являются плановыми показателями. И как следствие, по истечении данного года может возникнуть ситуация, при которой некоторые работы и услуги не были выполнены и оказаны либо выполнены или оказаны с нарушениями. В этом случае собственники квартир вправе обратиться к организации, осуществляющей управление многоквартирным домом (жилищному кооперативу, товариществу собственников жилья, управляющей организации и др.), с требованием об уменьшении размера платы за жилое помещение в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением работ и (или) оказанием услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и услуг по управлению этим домом. Это право закреплено п. 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

При наличии такого заявления, которое может быть сделано как устно, так и письменно, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана снизить размер платы за жилое помещение собственникам квартир. В противном случае они могут обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. В предмет доказывания по таким категориям дел входят, во-первых, обстоятельства, свидетельствующие о том, что работы и услуги по содержанию и управлению общим имуществом в многоквартирном доме на дату рассмотрения исковых требований не произведены и не оказаны; и во-вторых, сметная стоимость этих невыполненных работ и неоказанных услуг.

Как показала практика Закон  об оплате жилья и коммунальных услуг  не совершенен, поэтому необходимо его реформировать.

Предлагаю внести имения в данный закон

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст.99; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.147; 1997, N 17, ст.1913; 1999, N 7, ст.876; N 25, ст.3042; N 28, ст.3485) следующие изменения и дополнения:

  1. Статью 15 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Оплата жилья  и коммунальных услуг

1. В зависимости от  правовых оснований пользования жилыми помещениями регулирование оплаты жилья и коммунальных услуг, а также последствий невнесения (неполного внесения) указанной платы осуществляется соответственно гражданским и/или жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Оплата жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищных фондах осуществляется в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

  1. Плата за жилье включает в себя плату за содержание и ремонт жилья, а для нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах - также плату за наем.

Размер платы за содержание и ремонт жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах устанавливается дифференцированно в зависимости от площади жилого помещения, местоположения и степени его благоустройства.

Размер платы за наем жилого помещения в государственном  и муниципальном жилищном фонде устанавливается дифференцированно в зависимости от потребительских качеств жилья.

Сроки и порядок перехода на новую систему оплаты жилья  и коммунальных услуг, в том числе постепенного перевода дотаций, выделяемых предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в адресные субсидии (далее - субсидии) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и обеспечением указанных в настоящей статье мер социальной защиты граждан.

4. Наниматель по договору  социального найма осуществляет  оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размерах, не превышающих максимально допустимую долю таких расходов в совокупном доходе семьи, а оплату жилья и коммунальных 
услуг сверх установленных нормативов, в том числе оплату дополнительной жилой площади, - полностью, независимо от совокупного дохода семьи.

5. Плата за содержание  и ремонт жилья и коммунальных  услуг собственниками жилых помещений, приватизировавшими жилье в государственном и муниципальном жилищных фондах, в переходный период производится в размерах, определяемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

6. Организации, предоставляющие  жилищно-коммунальные услуги, обязаны принимать меры, направленные на снижение расходов по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг.

7. В период перехода  на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг при распределении субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, сохраняется порядок учета средств на содержание и ремонт жилья и оплату коммунальных услуг в части, не покрываемой платежами населения за 
жилищно-коммунальные услуги, а также порядок учета средств на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Размер средств на указанные цели определяется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг исходя из федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, устанавливаемых 
Правительством Российской Федерации.

8. Нанимателям жилых  помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд любого вида, могут 
предоставляться субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Субсидия предоставляется  в случае, если размер платы за жилье и 
коммунальные услуги, определяемый в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг (водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение и теплоснабжение, в том числе приобретение твердого топлива при наличии печного отопления), превышает максимально допустимую долю указанных расходов в совокупном доходе семьи.

Размер субсидии рассчитывается исходя из ставок и тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг для государственного и муниципального жилья, предоставляемого по договорам социального найма.

  1. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по оплате приобретения и доставки топлива в дома, не имеющие центрального отопления, сохраняются гражданам, которым указанные льготы установлены Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года

10. Обязанность по подаче  документов для оформления субсидий  на оплату жилья и коммунальных услуг и осуществлению своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом выделенных субсидий лежит на гражданине.

11. Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, наем и аренду, утрачивают право на субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг.

12. Органы местного  самоуправления, государственные и  муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закреплен жилищный фонд, по обращению нанимателя о замене жилого помещения площадью, превышающей социальную норму 
площади жилья, на жилое помещение в пределах социальной нормы обязаны предоставить ему соответствующее жилье с уровнем благоустройства не ниже того, который имелся в ранее занимаемом жилом помещении.

Оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется исходя из социальной нормы площади жилья с месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление о замене жилого помещения, до месяца, в котором нанимателю вручены документы, позволяющие занять предоставленное жилье.

13. Если оплата жилья  и коммунальных услуг по договору  найма не 
производится в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам общежития.

 

2.2. Особенности правового  регулирования определения и  установления платы за коммунальные  услуги в Российской Федерации

 

Вопросы государственного регулирования  тарифов на коммунальные ресурсы продолжают оставаться актуальными в России, поскольку социальная значимость коммунальных ресурсов предопределяет обязательное участие государства в регулировании отношений в сфере энергетики. Кроме того, допускается достаточно много нарушений при формировании тарифов, в частности, на электрическую и тепловую энергию.

Следует отметить, что система ценообразования  в жилищно- коммунальном хозяйстве  Российской Федерации характеризуется  различным уровнем государственного регулирования на коммунальные ресурсы, предоставляемые потребителям. Установление цен и тарифов на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений отнесено к полномочиям собственников помещений многоквартирного дома (ст. 156 ЖК РФ). Цена определяется составом работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, состоянием инженерных коммуникаций, степенью износа конструктивных элементов здания и его благоустроенностью.

Коммунальное хозяйство работает по регулируемым тарифам, рассчитываемым в порядке и по методическим рекомендациям, утверждаемым Правительством Российской Федерации и соответствующими органами власти. Тарифную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства формирует Правительство Российской Федерации (в том числе, установление федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг) совместно с федеральными органами исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам, Министерством регионального развития Российской Федерации, Минэнерго России, Минпромторг России, Минэкономразвития России и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования.

Принципы, методы расчета, срок установления, условия пересмотра тарифов на коммунальные услуги, предельные индексы изменения  тарифов и платы за предоставление коммунальных ресурсов определены в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряде подзаконных актов.

Позднее, в 2005 г., в данный закон  были внесены изменения , в частности, введены предельные (минимальные и максимальные) уровни цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере регулируемого ценообразования в целях создания эффективных механизмов ограничения инфляционных процессов путем применения мер государственного контроля за ростом стоимости коммунальных ресурсов для населения и иных потребителей.

Направленность тарифной политики государства в настоящее время  определяется необходимостью модернизации всей совокупности инженерно- технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий; необходимостью привлечения инвестиций в отрасль; необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы. Также одним из направлений проводимой государством тарифной политики является постепенный отказ от системы перекрестного субсидирования, при котором тарифы для населения искусственно занижались за счет завышения тарифов на услуги для промышленных предприятий. При этом создана гарантированная система мер социальной поддержки малообеспеченных слоев населения (субсидии) и отдельных категорий граждан (льготы).

Одним из последних документов федерального уровня по тарифному регулированию  в жилищно-коммунальном хозяйстве является Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 (в ред. от 27 ноября 2010 г.) «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»41, в соответствии с которым для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы: метод установления фиксированных, тарифов; метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов.

При применении метода установления фиксированных тарифов тарифы на коммунальные ресурсы рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида коммунальных ресурсов, реализуемому за период действия тарифов.

Информация о работе Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ