Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, сущность и функции системы платы за жилье и коммунальные услуги в системе ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть истерию развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- дать понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- рассмотреть нормативную базу определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- определить особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России
-определить особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации
- проанализировать перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Историко-правовые основы регулирования института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ………………………..
6
1.1 История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации………………………………………………………..
6
1.2 Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации……………………….
26
1.3. Законодательство, регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации………………………………………………………..
32
Глава 2. Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ…………………………………………………….
42
2.1. Особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России………………….
42
2.2. Особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации…………………
63
2.3. Перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации…
80
Заключение………………………………………………………………….. 98
Список использованных источников и литературы…………………… 103

Файлы: 1 файл

Диплом работа-2.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

 

2.3. Перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации.

 

Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Однако, несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 2 раза. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Для решения этих вопросов требуется ускорить проведение реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства  являются:

обеспечение условий  проживания, отвечающих стандартам качества;

снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов  при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

смягчение для населения  процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при  переходе отрасли на режим безубыточного  функционирования.

Основными способами  достижения указанных целей являются:

совершенствование системы  управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор  организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

совершенствование системы  оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

совершенствование системы  социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

А) Демонополизация и развитие конкурентной среды. Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства путем:

формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;

организации системы  расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;

привлечения на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.

Контроль за наличием и соблюдением условий договоров  между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием государственного, муниципального и частного жилищных фондов, а также указанных объектов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, могут осуществляться как органами местного самоуправления, так и органами государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации.

Необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции, относятся:

управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального  хозяйства;

привлечение организаций, использующих альтернативные формы  предоставления коммунальных услуг, в  том числе автономные системы  жизнеобеспечения, не связанные с  сетевой инженерной инфраструктурой  объекты (крышные котельные, газоснабжение  от емкостного и баллонного газа и другие);

выполнение отдельных  работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового хозяйства и тому подобное);

проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и тому подобное.

Органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс  разгосударствления организаций жилищно-коммунального  хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие  хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе.

В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия.

В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления через службы заказчика и государственную жилищную инспекцию субъекта Российской Федерации рекомендуется:

осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие) при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций-поставщиков топливно-энергетического комплекса;

повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость  хозяйствующих субъектов для  перехода на договорные отношения в  сфере производства жилищно-коммунальных услуг;

контролировать обеспечение  в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов;

способствовать внедрению  приборов индивидуального учета  и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов.

Б) Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Ключевой проблемой нового этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм.

Появление новых видов  собственников обусловлено потребностями  в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно-коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом "заказчик - подрядчик (предприятие жилищно-коммунального хозяйства)" формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:

инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации  различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими;

собственники жилищного  фонда и объектов коммунального  хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;

потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья, другие организации.

Следует иметь в виду, что реформирование жилищно-коммунального  хозяйства направлено на повышение  роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.

При решении указанных  проблем особое внимание следует  уделить:

проведению субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;

введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника-домовладельца, производителя услуг и их потребителя;

завершению процесса передачи в муниципальную собственность  ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством могут  быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться  принципом предоставления собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость, и управлять ею.

Органам местного самоуправления, как собственникам объектов жилищно-коммунального хозяйства, следует стремиться к формированию на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подрядные жилищные и коммунальные организации несут ответственность за соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении сохранности жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

На муниципальном уровне следует завершить процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп. При этом право дальнейшего управления муниципальным жилищным фондом рекомендуется передавать службам заказчика (управляющим организациям).

Основные фонды подотраслей  коммунального хозяйства целесообразно подразделять на две группы. Одна (так называемые технологические фонды) включает инженерную инфраструктуру - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное. Вторая (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное.

Собственник объектов коммунального  назначения может передавать эти  фонды в хозяйственное ведение  или оперативное управление коммунальным организациям-подрядчикам.

Объекты коммунального  назначения обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов.

Организации, специализирующиеся в сфере управления, помимо прочего  осуществляют рациональное распределение  финансовых ресурсов между производителями  тех или иных жилищно-коммунальных услуг. Собственник-домовладелец может выполнять эти функции сам либо нанять специализированную управляющую организацию, которая может быть муниципальной (служба заказчика), или стороннюю управляющую организацию, в том числе частную. Управляющая организация по поручению собственника может осуществлять также сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их исполнением, а также заключение договоров найма.

Информация о работе Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ