Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, сущность и функции системы платы за жилье и коммунальные услуги в системе ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть истерию развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- дать понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- рассмотреть нормативную базу определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- определить особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России
-определить особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации
- проанализировать перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Историко-правовые основы регулирования института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ………………………..
6
1.1 История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации………………………………………………………..
6
1.2 Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации……………………….
26
1.3. Законодательство, регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации………………………………………………………..
32
Глава 2. Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ…………………………………………………….
42
2.1. Особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России………………….
42
2.2. Особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации…………………
63
2.3. Перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации…
80
Заключение………………………………………………………………….. 98
Список использованных источников и литературы…………………… 103

Файлы: 1 файл

Диплом работа-2.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

целесообразно установить повышенные ставки оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также  тарифы на сверхнормативное потребление коммунальных услуг. При этом процессы перераспределения жилья, связанные со стимулированием проживания в жилом помещении в пределах социальной нормы, не должны приобретать неуправляемый характер и вести к ухудшению положения малообеспеченных групп населения. Поэтому органам местного самоуправления на новом этапе реформы целесообразно ввести повышенную оплату лишь для семей, занимающих жилье, значительно превышающее (например, не менее чем на 10 кв.метров на члена семьи) по площади социальную норму, организовав одновременно систему помощи семьям в купле-продаже или обмене жилья при переезде в жилье меньшей площади;

в целях защиты прав потребителей в договорах найма и договорах  на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений должны содержаться права и обязанности сторон, гарантирующие оплату услуг в соответствии с их реально достигнутыми объемом и качеством.

Защита населения при  переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:

включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных  с монопольным положением организаций  жилищно-коммунального хозяйства;

сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям;

необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг;

введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Необходимо пересмотреть федеральную политику в отношении  льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Должен быть четко указан источник финансирования каждой льготы.

Следует принять меры по совершенствованию механизма  предоставления жилищных субсидий и отражения изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины в целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это, в частности, предполагает:

исключение возможности  отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;

при определении величины субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплообеспечение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение);

установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг  гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей;

в целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников территориальных государственных жилищных инспекций, служб социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии могут быть отнесены:

проведение работы по выработке и реализации мероприятий  по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;

консультирование семей  по вопросам получения различных  видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи;

организация добровольного  обмена жилыми помещениями;

формирование обменного  жилищного фонда для переселения;

выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.

Общее положение об указанной  комиссии следует разработать на федеральном уровне.

Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных  затрат, связанных с пользованием жилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума.

Министерству труда  и социального развития Российской Федерации целесообразно предусмотреть в рамках общей системы социальной защиты населения реализацию программы выделения жилищных субсидий.

 

 

 

Заключение

 

Жилищно-коммунальное хозяйство  является многоотраслевым комплексом, который по существующему законодательству относится к компетенции органов местного самоуправления. Но в администрации многих регионов отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами ЖКХ региона и вывода его из кризисного состояния.

Сегодня основные фонды  ЖКХ характеризуются следующими показателями:

1. Износ объектов коммунального  хозяйства составляет 70%;

2. Форма собственности – муниципальная;

3. Применяемые технологии  неэффективны и энергозатратны.

Для изменения сложившейся  ситуации необходимы модернизация объектов и систем водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения, а также сформировать систему управления ЖКХ, определить сроки реализации антикризисных мер.

Ключевой задачей нового этапа реформирования ЖКХ является создание принципиально новой системы  управления собственностью.

Управляющие организации (компании) должны предлагать свои услуги по управлению жильем и получать это право, как правило, на конкурсной основе.

При выборе управляющих  организаций собственник (муниципалитет) должен руководствоваться следующими соображениями:

1. во-первых, такие организации должны быть юридически независимыми от властных структур, поскольку им делегируются права управления жилищным фондом города (района) на определенный период;

2. во-вторых, управляющая  организация должна быть в  максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им ЖКУ, что должно быть достигнуто выбором соответствующих организационных и финансовых механизмов.

Основными задачами таких  организаций должны являться:

1) выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном им в управление жилищном фонде;

2) заключение договоров  с выбранными подрядчиками на  предоставление жилищных и коммунальных  услуг заданного количества, качества  и стоимости;

3) обеспечение системы  контроля за предоставлением  этих услуг и оплаты их по  факт предоставления.

Для решения указанных  задач необходимы соответствующие  механизмы экономического стимулирования. которые в лучшей степени действуют, когда на рынок услуг управления объектами жилищного фонда выходят организации разных форм собственности, при наличии финансово-экономических, нравственно-правовых, юридических и других норм регулирования их деятельности.

На сегодняшний день существуют различные формы объединения жителей, предусмотренные действующим законодательством: территориальные общины, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и жилищные кооперативы.

Основная цель объединения  жителей – сделать свой дом лучше, чем он был и по возможности сократить расходы жильцов на эксплуатацию, а также за свои деньги получать должное качество коммунальных услуг, что означает:

а) Возможность контролировать предоставление жилищно-коммунальных услуг;

б) Самостоятельно выбирать обслуживающую организацию;

в) Определять набор необходимых услуг;

г) Оплачивать выполненные  работы в соответствии с их качеством;

д) Самостоятельно определять размер платежей за обслуживание дома

Товарищества собственников  жилья – это некоммерческие организации. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, а всю полученную прибыль тратить на содержание и обслуживание дома и придомовой территории.

Создание ТСЖ предусматривает  разумное, эффективное хозяйствование и позволяет: реально осуществлять защиту прав и интересов жителей дома:

1. самим управлять,  распоряжаться и лучше использовать  свои финансовые средства, изыскивать  дополнительные источники финансирования, внедрять современные энергоресурсосберегающие  технологии, воспитывать бережливость;

2. рационально использовать  нежилую площадь дома, извлекать из нее доход, получать на цели товарищества плату за аренду нежилых помещений в доме;

3. рационально пользоваться  своим земельным участком, строить,  ремонтировать и реконструировать  свой дом, улучшать благоустройство  территории:

4. получать долгосрочные беспроцентные ссуды под залог своей собственности;

5. приобретать движимое  и недвижимое имущество, паи,  облигации, акции и другие ценные  бумаги;

6. самим заключать  договоры на обслуживание, определять  объемы и качество работ, нанимать  подрядчиков, принимать выполненные работы;

Проблема управления многоквартирными домами, перешедшими  в собственность нескольких домовладельцев, и правового регулирования отношений  между сособственниками общего имущества  является на сегодня актуальной. Эту  задачу предполагалось решить путем создания гражданами товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Сегодня идея организации  управления жильем на основе ТСЖ активно  поддерживается многими организациями, объединяющими членов бывших ЖСК, ЖК и образованных ТСЖ, на основе положительного опыта деятельности ТСЖ, которым удалось добиться реализации предусмотренных законодательством правомочий.

В районе Люблино работа по созданию ТСЖ ведётся с 2007 года. Управой района была организована информационно-разъяснительная работа с жителями домов, включенных в программу создания ТСЖ. Работа проводилась путем встреч с инициативными группами жителей, на встречах со старшими по домам, путем вывешивания с постоянным обновлением информации на досках объявлений в домах, размещением статей в газеты, раздачей брошюр, информационных писем за подписью главы управы.

Были подобраны инициативные группы жителей домов, собственникам  жилья в домах по созданию ТСЖ  через почтовые ящик розданы информационные письма о преимуществах создания ТСЖ.

В районе Люблино в 2008 году запланировано создание ТСЖ в 68 жилых строениях района. При внесении в адресные перечни, управой района учитывалось включение жилых домов в план выборочного капитального ремонта согласно городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов (Приложение Г, Д).

В данной работе было подробно рассмотрено жилищно-коммунальное хозяйство, как кризисная отрасль  современной экономики. На сегодняшний  день ЖКХ нуждается в серьезном  реформировании во всех своих направлениях и на всех уровнях. За последние годы было много проведено программ, направленных на улучшение условий жизни населения, как отдельных районов, так и страны в целом. И на сегодняшний день прогресс на лицо, действительно по сравнению с предыдущими годами есть заметные улучшения состояния отросли. И всё же жилищно-коммунальная сфера еще нуждается в реформировании и развитии.

Рассмотрев систему  ЖКХ на примере управы района Люблино  и оценив ситуацию, в которой находится ЖКХ, я сделала рекомендации для района в области:

1. к сожалению, недостаточность финансирования сильно затрудняет совершенствование и развитие жилищно-коммунальной отросли. В данной ситуации стоит найти дополнительные источники финансирования для устранения дефицита средств.

2. стоит разработать  ряд крупномасштабных программ для развития отрасли ЖКХ и благоустройства района.

3. в настоящее время  изношены практически все фонды.  Они требуют срочного ремонта  и модернизации.

Результатом данной работы можно считать:

1. определение условий  в которых находится современное жилищно-коммунальная сфера;

2. рассмотрение различных мер и программ реформирования

3. описание проблем  и рекомендации по их устранению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс РФ в ред. 21.11.2005 г.
  2. Жилищный кодекс РФ от 24.12.2007 г. в ред. 31.12.2008 г.
  3. Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации» от 24.12.1992 года № 4218-1 (ред. от 08.07.1999 г.).
  4. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2005-2010 годы от 17 сентября 2004 г. № 675 (ред. от 14.02.2005 г. № 104).
  5. Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425 (ред. от 27.05.1997) «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
  6. Постановление Правительства РФ от 02.04.02 №226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии».
  7. Аболин А.А. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2008 г. – ч.1 - №2 – с. 37-40.
  8. Боголюбов В.С., Васильева Н.В. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере: Учеб. Пособие. - СПб.: СПбГИЭА, 1999.
  9. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 256 с.
  10. Данилова Т. Реформа теплоэнергетики в Эстонии// Городское управление.- 2008.- №1. - С.70-78.
  11. Жилье: комплексный взгляд / Под общ. ред. В.М. Агапкина. Науч. Ред. А.В. Черняк, В.З.Черняк. - М.: А.В.Ч., 2004. - 976 с.
  12. Лучкина Л.С. Жилищный сектор в постсоциалистических странах Европы// Мировая экономика и международные отношения. -2007. - № 3).
  13. Мунтян В., Пасечников В. Частная управляющая компания жилищным фондом: практика двухлетней работы // Городское управление. – 2008. - №7. – С. 77-82.
  14. Мищенко В.В., Гурьевских В.В. Бюджетирование организации и его принципы // Экономика. – 2007. – с. 90-96.
  15. Научно-исследовательская работа по подготовке методических рекомендаций в рамках реализации концепции областной государственной жилищной политики. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. - 141 с.
  16. Новые подходы к управлению жилищным фондом. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: Издательство ИрГТУ.2005.-105 с.
  17. Ореховский П.А. Совершенствование взаимодействия между органами центральной, региональной и местной власти //Интернет-ресурс: Лаборатории экономического анализа.
  18. Салама Юсеф. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Восточной Германии //Реформа ЖКХ". - 2007,- №2.
  19. Цвигун И.В. Качество жилья: проблемы и пути решения. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1990. - 188 с.
  20. Цвигун И.В. Качество строительства и обслуживания жилищного фонда в условиях новой жилищной политики. // Развитие реального сектора как основа повышения уровня жизни населения: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В.И. Саморухи. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2004, с. 30.
  21. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА, 1995.
  22. Щепина С.В. Развитие жилищно-коммунального хозяйства. // Развитие реального сектора как основа повышения уровня жизни населения: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В.И. Саморухи. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2004, с. 30.
  23. www.govirk.ru
  24. www.irkutsk.ru
  25. www.jilishe.tomsk.ru

Информация о работе Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ