Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, сущность и функции системы платы за жилье и коммунальные услуги в системе ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть истерию развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- дать понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- рассмотреть нормативную базу определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации
- определить особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России
-определить особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации
- проанализировать перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Историко-правовые основы регулирования института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ………………………..
6
1.1 История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации………………………………………………………..
6
1.2 Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации……………………….
26
1.3. Законодательство, регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации………………………………………………………..
32
Глава 2. Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ…………………………………………………….
42
2.1. Особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России………………….
42
2.2. Особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации…………………
63
2.3. Перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации…
80
Заключение………………………………………………………………….. 98
Список использованных источников и литературы…………………… 103

Файлы: 1 файл

Диплом работа-2.doc

— 461.50 Кб (Скачать)
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….

2

Глава 1. Историко-правовые основы регулирования института  определения и установления платы  за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ………………………..

 

 

6

    1. История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации………………………………………………………..

 

 

6

    1. Понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации……………………….

 

26

1.3. Законодательство, регулирующее  институт определения и установления  платы за жилое помещение и  коммунальные услуги в Российской  Федерации………………………………………………………..

 

 

32

Глава 2. Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ…………………………………………………….

 

 

42

2.1. Особенности правового  регулирования определения и  установления платы за жилое  помещение по законодательству  России………………….

 

42

2.2. Особенности правового  регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации…………………

 

63

2.3. Перспективы развития института  определения и установления платы  за жилое помещение и коммунальные  услуги в Российской Федерации…

 

80

Заключение…………………………………………………………………..

98

Список использованных источников и литературы……………………

103


Введение

 

Актуальность  темы исследования рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищно-коммунальной сферы также объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищно-коммунальной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не обсуждался.

Среди важнейших направлений  социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищно-коммунальная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Жилищно-коммунальная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищно-коммунальной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

Отсутствие необходимого экономико-правового обеспечения  препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы.

Первостепенное значение имеет проведение жилищно-коммунальной реформы в городах, так как  в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается ЖКХ, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищно-коммунальной системы.

Обострение жилищно-коммунальной проблемы и неудовлетворительное положение  дел определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

Степень научной разработанности проблемы основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению природы отраслевых рынков в целом и рынка жилищно-коммунальных услуг, в частности Р. Страйка, Н. Косаревой, Ф.М. Шерера, Д. Росса, Р.И. Шнипера, А.Н. Новоселова, А.Н. Демьяненко. Большое влияние на исследование автора оказали результаты теоретических исследований в области региональной экономики и экономики города А.Г. Гранберга , У. Айзарда, А. О'Салливана, П. Мерлена.О.С. Пчелинцева, В.Е. Рохчина, а также разработки ведущих специалистов в области стратегического управления И. Ансоффа, Р. Акоффа, П. Друкера, Г. Минцберга и др.

Объектом настоящей выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации

Предмет исследования – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок регулирования определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации

Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебно-арбитражной практики проанализировать и определить понятие, сущность и функции системы платы за жилье и коммунальные услуги в системе ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день, как на общем уровне, так и на муниципальном.

Для достижения указанной  цели исследования были поставлены и  решены следующие взаимосвязанные  задачи:

- рассмотреть истерию развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации

- дать понятие и структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации

- рассмотреть нормативную базу определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации

- определить особенности правового регулирования определения и установления платы за жилое помещение по законодательству России

-определить особенности правового регулирования определения и установления платы за коммунальные услуги в Российской Федерации

- проанализировать перспективы развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации

Методы исследования темы настоящей выпускной квалификационной работы: сущностной, структурно-содержательный, функциональный, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также группа логических методов: анализ, синтез, обобщение, дедукция и индукция.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем основные положения и выводы позволяют полнее раскрыть историю становления и развития, содержание и функции такого правового института, как жилищное право и законодательство регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации

Основные положения  настоящего исследования могут служить  теоретической базой для дальнейшей научной разработки проблем, связанных с необходимостью совершенствовать законодательство регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации

Практическая  значимость исследования определяется его направленностью на решение конкретных проблем, возникающих в процессе применения законодательства регулирующее институт определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы представительными и исполнительными органами власти, осуществляющих законотворческую и правоприменительную деятельность в данной сфере общественных отношений.

Собранный, обобщенный и  проанализированный материал данной выпускной квалификационной работы, полученные в ней выводы могут быть также использованы в процессе преподавания курса «Жилищное право», «Гражданское право», спецкурсов, посвященным проблемам современного гражданского и предпринимательского права.  Кроме того, ее результаты могут оказать помощь студентам 2-4 курсов при написании ими курсовых работ в рамках гражданско-правовой специализации.

Структура выпускной  квалификационной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКОКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

 

    1. История развития института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству Российской Федерации

 

Жилье, а также предоставление коммунальных услуг населению, являются одной  из базовых конституционных ценностей, обеспечивающих экономическую стабильность в стране и безопасность граждан, формирующих отношение граждан к государству, поскольку государство является гарантом реализации конституционного права на жилище. В Российской Федерации, начиная с 1990-х годов, проводится государственная политика, направленная на рыночные преобразования всех социально значимых общественных институтов, в том числе и жилищной сферы. Необходимо отметить, что решение жилищной проблемы является одной из приоритетных задач, стоящих перед властями в нашей стране.

В дореволюционной России регулирование жилищных отношений  осуществлялось в рамках гражданского права. Вопрос о правовой природе  прав, на основании которых осуществлялось пользование жильем, не возникал.

Права на жилье могли носить вещный и обязательственный характер. К вещным правам на жилье относились право частной собственности на домостроения и право застройки, а к обязательственным - имущественный найм. Объекты вещных и обязательственных прав на жилье в современном и дореволюционном законодательстве определялись по-разному.

Одним из обязательных условий  договора найма являлась его цена, которая определялась соглашением  сторон, как правило, исходя из соотношения  спроса и предложения на рынке  жилья. Наймодатель ("хозяин") не мог в одностороннем порядке расторгнуть договор найма до истечения срока договора, хотя бы ему предлагали большую плату за использование жилья, равно как и наемщик не мог отказаться от платежа договорной цены.

В рассматриваемый период времени, в условиях роста промышленности, а соответственно и численности населения в городах, присутствовал значительный дефицит квартир и комнат. Спрос на жилье превышал предложение, что приводило к тому, что собственники строений имели практически неограниченную возможность навязывать нанимателю свои условия, далеко не всегда выгодные для него (особенно это касалось цены договора найма жилья).

Большая концентрация населения  в городах повлекла за собой необходимость  государственного вмешательства в  регулирование отношений, складывающихся вокруг найма жилья.

27 августа 1916 г. специальным  нормативным правовым актом о  воспрещении повышать цену договора  найма жилья были внесены элементы  государственного регулирования  в сферу найма жилья (по сути  являющуюся гражданско-правовой сферой). Несколько позднее, а именно 5 августа 1917 г., Временное Правительство своим постановлением внесло ряд изменений в содержание указанного постановления1.

Указанные нормативные  правовые акты были направлены на установление ограничений цены договора найма жилья. Так, лицам, сдававшим в наем квартиры, комнаты, койки, углы, было воспрещено взимать со съемщиков этих помещений плату, превышающую плату, которая взималась за эти помещения до 19 июля 1914 г., с возможностью прибавления к ней сумм от 10 до 45% названной платы. При сдаче в наем помещений с отоплением, с услугами дворников, швейцаров и т.п. в цене договора найма жилья могло быть учтено также и повышение стоимости этих услуг.

Домовладельцу было запрещено  в одностороннем порядке прекращать договор найма жилья даже по истечении срока договора. Договор мог быть прекращен лишь по воле нанимателя. Домовладелец был вправе отказать нанимателю в продлении договора найма жилья лишь при нарушении им условий договора и при доказанной необходимости использования жилья наймодателем и (или) его семьей.

Информация о работе Особенности правового института определения и установления платы за жилое помещение и коммунальные услуги по законодательству РФ