Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств являются налоги. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие доходов бюджета и роль прямых налогов в их формировании
1.1. Понятие и сущность доходов бюджета
1.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
1.3. Значение прямого налогообложения для формирования доходов бюджета
Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетов разных уровней
2.1. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации в 2004-2005 гг.
2.2. Доходы бюджета Тульской области и г. Тулы в 2004-2005 гг.
Глава 3. пути Оптимизации структуры налоговых доходов бюджета
3.1. Проблемы формирования налоговых доходов
3.2. Пути совершенствования структуры налоговых доходов
Заключение
Список Использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 124.48 Кб (Скачать)

На увеличение поступлений налога на прибыль организаций в 2004 году также оказало влияние снижение (на 2,3 п.п.) доли убыточных организаций  по сравнению с 2003 годом. Вследствие вышеуказанных факторов увеличилась  налоговая база для исчисления налога.

Кроме того, изменилась структура  поступлений налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет относительно 2003 года: снизился удельный вес налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов, и  доходов, полученных в виде процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам.

Поступления доходов от уплаты налога на игорный бизнес составили в 2004 году 264,6 млн. руб., или 101,8 % от годовых  бюджетных назначений. Превышение показателей  связано с изменением налогооблагаемой базы.

Поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными  бумагами в 2004 году составили 121,3 млн. руб., или 14,7 % от годовых бюджетных назначений на 2004 год. Отклонение от плановых назначений составило 702,7 млн. руб. и вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена с 0,8 % номинальной суммы выпуска до 0,2 % номинальной суммы выпуска.

Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный  бюджет за 2004 год составили 1069,7 млрд. руб., или 104,5 % к годовым бюджетным назначениям.

Поступление доходов от акцизов  по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, составило 109,7 млрд. руб., или 99,3 % к бюджетным назначениям на 2004 год.

Поступление платежей за пользование  природными ресурсами составило 434,3 млрд. руб., или 103,6 % к годовым бюджетным назначениям. Основную долю указанных платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2004 году составило 424,1 млрд. руб., или 103,3 % к годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей по НДПИ в сумме 13,6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:

- рост мировых цен на нефть  марки URALS привел к увеличению  налога на добычу полезных  ископаемых на 15,7 млрд. руб.;

- повышение уровня собираемости  увеличило поступление налога  на 2,6 млрд. руб.;

- уменьшение объемов добычи  нефти снизило поступление налога  на 2,4 млрд. руб.;

- снижение объемных показателей  составило 1,1 млрд. руб.;

снижение курса доллара США  привело к уменьшению поступлений  по налогу на 1,2 млрд. руб.

Более 10 % всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, поступления по которым в 2004 году составили 4,5 млрд. руб. (113,0 % к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным платежам составили 0,5 млрд. руб.

Поступление сборов за пользование  объектами водных биоресурсов составило 4,2 млрд. руб. Бюджетное задание выполнено  на 108,6 %, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.

Доходы от налогов на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции составили 859,7 млрд. руб., или 102,2 % к бюджетным назначениям на 2004 год.

При этом доходы от взимания ввозных  таможенных пошлин составили 204,2 млрд. руб. (100,7 % к бюджетным назначениям на 2004 год) и от вывозных таможенных пошлин – 655,6 млрд. руб. (102,7 % к бюджетным назначениям на 2004 год).

Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23,6 млрд. руб. и составили 101,4 % к бюджетным назначениям на 2004 год, что на 0,3 млрд. руб. больше, чем утверждено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Перевыполнение бюджетных назначений отмечается по государственной пошлине, по сборам за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и по недоимке, пени и штрафам в Государственный фонд занятости населения.

По предварительным оценкам, поступление  налоговых доходов федерального бюджета в 2005 году составило 3 трлн. 55,5 млрд. руб., что на 822,8 млрд. руб. больше показателей закона. Налоговые доходы федерального бюджета без учета  единого социального налога и  отчислений в стабилизационный фонд в 2005 году, по оценке, составили 2 трлн. 291,0 млрд. руб., что на 476,6 млрд. руб. больше показателей закона.

В 2005 году поступление доходов от уплаты налога на прибыль организаций  ожидается в сумме 322,0 млрд. руб., что на 69,7 млрд. руб., или 27,6 %, больше показателей закона. Ожидаемое поступление налога на добавленную стоимость по товарам, произведенным на территории РФ, в 2005 году оценивается в размере 1 073,3 млрд. руб., что на 360,1 млрд. руб., или 50,5 %, больше показателей закона.

Объем поступлений доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2005 году ожидается в  размере 89,2 млрд. руб., что на 10,6 млрд. руб., или 13,5 %, больше показателей закона.

Ожидаемые поступления от налогов  на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации, составят 445,3 млрд. руб., что на 31,6 млрд. руб., или 7,6 %, больше показателей закона. На увеличение доходов повлиял ожидаемый рост объемов импорта и изменение структуры облагаемой базы (57,1 млрд. руб.), одновременно, снижение курса рубля по отношению к доллару США приведет к уменьшению доходов на 25,5 млрд. руб.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых оценивается в сумме 812,3 млрд. руб., что на 347,4 млрд. руб., или 74,7 %, больше показателей закона. При расчете налога учтено, что рост цены на нефть марки Urals увеличит поступления на 362,1 млрд. руб.; объемов добычи полезных ископаемых – на 7,7 млрд. руб.; снижение курса рубля к доллару США снизит поступления доходов на 22,4 млрд. руб.

Поступление неналоговых доходов  в 2005 году прогнозируется в сумме 1 трлн. 841,0 млрд. руб., что на 747,6 млрд. руб., или 68,4 %, больше показателей закона.

Неналоговые доходы федерального бюджета, без учета отчислений в стабилизационный фонд РФ, составят в 2005 году 1 099,1 млрд. руб., что на 241,8 млрд. руб. больше показателей  закона.

Поступления от взимания таможенных пошлин оцениваются в сумме 1 589,2 млрд. руб., что на 721,2 млрд. руб., или 83,1 %, больше показателей закона. Поступления от ввозных таможенных пошлин составят 265,3 млрд. руб., что на 15,5 млрд. руб., или 6,2 %, больше показателей закона.

Поступления от вывозных таможенных пошлин прогнозируются в сумме 1323,8 млрд. руб., что на 705,6 млрд. руб., или 114,1 %, больше показателей закона.

По данным  Федеральной налоговой службы, поступления налоговых доходов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС, за январь–декабрь 2005 года составили 2 663,9 млрд. рублей, или 101,4 % к уточненной бюджетной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на 2005 год.

Основная масса доходов была обеспечена поступлениями НДС (39,1 %), налога на добычу полезных ископаемых (31,7 %), налога на прибыль (14,1 %), единого социального налога (9,6 %) и акцизов (3,4 %).

Поступления налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет Российской Федерации составили 346,1 млрд. рублей. По сравнению с 2004 годом они выросли  на 161,6 млрд. рублей, или в 1,9 раза.

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, составили 235,8 млрд. рублей и  снизились по сравнению с 2004 годом  на 39,3 %, что связано со снижением налоговой ставки с 1 января 2005 года.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2005 году составили 957,5 млрд. рублей и по сравнению с 2004 годом  выросли на 281,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза.

Поступления по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет составили  в 2005 году 83,9 млрд. рублей и выросли  относительно соответствующего периода 2004 года на 29,3 %.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2005 году поступило  в федеральный бюджет 775,5 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 690,9 млрд. рублей; на добычу газа горючего природного – 72,1 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 4,5 млрд. рублей. В целом по сравнению с 2004 годом поступления НДПИ выросли более чем в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – в 2,1 раза.

Доходы федерального бюджета, администрируемые Федеральной таможенной службой, за январь-декабрь 2005 года составили 2 102,2 млрд. рублей, или 103,3 % к уточненной бюджетной росписи поступлений доходов на 2005 год.

Поступления доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным  агентством по управлению федеральным  имуществом, за январь-декабрь 2005 года составили 57,5 млрд. рублей, или 110,4 % к уточненной бюджетной росписи поступлений доходов на 2005 год.

Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами, за январь-декабрь 2005 года составили 297,4 млрд. рублей, или 112,4 % к уточненной бюджетной росписи поступлений доходов на 2005 год.

2.2. Доходы бюджета Тульской  области и г. Тулы в 2004-2005 гг.

 

В 2004 году в соответствии с Законом  Тульской области от 09.01.2004 г. № 428-ЗТО "О бюджете Тульской области  на 2004 год" доходы областного бюджета  должны были составить 10900276,2 тыс. рублей. Однако фактически (Постановление администрации  Тульской области от 22.06.2005 г. № 469 "Об исполнении бюджета Тульской области за 2004 год") доходы составили 11035358,0 тыс. руб., или 101,2 % от запланированного (таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что абсолютное большинство статей исполнено в  полном объеме и с превышением. Недоисполнены  статьи доходов "Налоги на товары и  услуги" (88,5 %), "Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций" (99,7 %), "Доходы целевых бюджетных фондов" (91,1 %) и "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (67,6 %).

В плановой структуре доходов большую  часть – 61,06 % – составляют налоговые доходы. Второе место занимают безвозмездные перечисления – 24,13 %, третье – доходы целевых бюджетных фондов – 10,14 %. Неналоговые доходы и доходы от предпринимательской деятельности занимают незначительное место в структуре доходов бюджета – 0,003 % и 2,67 % соответственно. Эта структура сохраняется и для фактической структуры доходов. Налоговые доходы занимают в ней 61,97 %, безвозмездные перечисления – 25,09 %, доходы целевых бюджетных фондов – 9,12 %, неналоговые доходы – 2,03 % и доходы от предпринимательской деятельности – 1,79 %.

В 2004 году в соответствии с Решением Тульской городской Думы от 28.01.2004 г. № 36/669 "О бюджете города Тулы на 2004 год" доходы бюджета должны были составить 3504903,0 тыс. рублей. Фактически (Решение Тульской городской Думы от 22.06.2005 г. № 67/1271 "Об исполнении бюджета города Тулы за 2004 год") доходы составили 3553123,0 тыс. руб., или 101,4 % от запланированного (таблица 2).

Таблица 1

Исполнение  доходной части бюджета Тульской области в 2004 году

 

Наименование показателей

План, 
тыс. руб.

Исполнено,

тыс. руб.

Процентное исполнение к плану

Налоговые доходы

6655225,9

6838394,0

102,8

Налоги на прибыль

3767743,1

4038135,0

107,2

Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы

1539211,7

1362926,0

88,5

Налоги на совокупный доход

216601,0

269449,0

124,4

Налоги на имущество

978350,6

1001663,0

102,4

Платежи за пользование природными ресурсами

153319,5

166210,0

108,4

Прочие налоги, пошлины и сборы

 

11,0

 

Неналоговые доходы

218316,4

223803,0

102,5

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности государственных  и муниципальных организаций

153362,4

152828,0

99,7

Административные платежи и сборы

63600,0

63864,0

100,4

Штрафные санкции, возмещение ущерба

1354,0

2758,0

203,7

Прочие неналоговые доходы

 

4353,0

 

Безвозмездные перечисления

2630282,1

2769314,0

105,3

Доходы целевых бюджетных фондов

1104955,9

1006836,0

91,1

Доходы от предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности

291495,9

197011,0

67,6

Информация о работе Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы