Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств являются налоги. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие доходов бюджета и роль прямых налогов в их формировании
1.1. Понятие и сущность доходов бюджета
1.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
1.3. Значение прямого налогообложения для формирования доходов бюджета
Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетов разных уровней
2.1. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации в 2004-2005 гг.
2.2. Доходы бюджета Тульской области и г. Тулы в 2004-2005 гг.
Глава 3. пути Оптимизации структуры налоговых доходов бюджета
3.1. Проблемы формирования налоговых доходов
3.2. Пути совершенствования структуры налоговых доходов
Заключение
Список Использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 124.48 Кб (Скачать)

Важные  изменения произошли в системе  имущественных налогов. По налогу по имуществу юридических лиц предусмотрены максимальная отмена льгот и сокращение объекта налогообложения (за счет исключения запасов и затрат).

С 2005 г. введена в действие гл. 25.2 "Водный налог". В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы формально нового налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

После трех лет тяжелых дискуссий и  обсуждений принята и с 1 января 2005 года введена в действие гл. 25.3 "Государственная пошлина". Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры.

С введением  в действие главы о государственной пошлине отменен налог на рекламу. Совершенно очевидно, что это был не рыночный налог. В то же время представительным органом местного самоуправления предоставлено право введения единого налога на вмененный доход от деятельности по размещению наружной рекламы.

Отменен также налог на операции с ценными  бумагами. Он заменяется государственной  пошлиной в значительно меньших  размерах и тоже с верхним ограничителем. Отменяется сбор за использование наименования "Россия" и "Российская Федерация", он тоже заменен государственной пошлиной, которую нужно уплатить один раз, а не платить налог с оборота, который существовал, фактически, под видом этого сбора.

Формально с 1 января 2005 года уже введена в  действие гл. 31. "Земельный налог". Однако фактически большинство муниципалитетов сможет ввести такой налог только с 2006 года. Это принципиально новый налог, базирующийся на кадастровой стоимости земли. Размер налоговой ставки определяют муниципальные власти, но она не должна превышать 1,5 %, а для земель, используемых для сельскохозяйственных нужд, занятых жилищным фондом, предоставленных для жилищного строительства или же ведения хозяйства и садоводства, размер налоговой ставки не может быть выше 0,3 %. Кроме, того, в зависимости от категории земли могут быть установлены дифференцированные ставки.

Переход всех регионов на новый порядок сбора  земельного налога, даст дополнительные доходы местным бюджетам. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра, вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств о собственности, оценки земли.

С 2005 г. повышены ставки дивидендов – с 6 до 9 %, при этом схема уплаты дивидендов не изменилась, что обеспечивает отсутствие каскадного налогообложения. По-прежнему налоги на дивиденды, уплаченные на предыдущих этапах, могут быть зачтены при определении сумм налогов, которые впоследствии уплачиваются акционерами компании, получившей доход в виде дивидендов.

Таким образом, в 2005 году в налоговое законодательство РФ внесено достаточно много изменений и дополнений. Их общий вектор – сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижение налоговой нагрузки.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить следующее.

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

Налог – это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств взамен получения права на пользование  предоставляемых государством и (или) муниципальными образованиями услуг. Это определение, закрепленное в  НК РФ, наиболее точно выражает экономическую и правовую сущность налога, что даст возможность формирования у налогоплательщиков правильного отношения к налогам, а именно – что налоги работают на налогоплательщика, а не наоборот – налогоплательщики ради налогов.

Анализ, проведенный в настоящей работе, показал, что налоговые доходы занимают наиболее высокий удельный вес в общей сумме доходов: 81,4 % в 2003 г., 82,9 % – в 2004 г. В структуре косвенных налогов наиболее существенные поступления в федеральный бюджет формирует налог на добавленную стоимость. Однако следует отметить, что в доходах федерального бюджета не наблюдается тенденция существенного повышения доли прямых налогов, и прежде всего, налога на прибыль организаций. Это связано как со снижением налоговой ставки, так и широким применением схем минимизации этого налога.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной  системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию  работы по дальнейшему выявлению  и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит  задача дальнейшего увеличения поступлений  в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости.

В целях  усиления работы налоговых органов  по взысканию задолженности и  разработки мероприятий по повышению  эффективности необходимо исследовать  природу и причину этой задолженности: ведь одно дело, если налогоплательщики  укрывают свои доходы от налогов и  другое, если сказывается физическое отсутствие денег у плательщика.

В связи  с этим представляется необходимым проведение инвентаризации всех долгов по налогам и сборам с целью выявления реальной ко взысканию задолженности в бюджет. Проведение такой инвентаризации необходимо, потому что, во-первых, позволит выявить причины образования задолженности; во-вторых, позволит выявить реальный налоговый потенциал субъекта РФ при прогнозировании бюджета территории.

Реформирование  налоговой системы осуществляется посредством снижения налоговой  нагрузки на производителя и обеспечения  достаточной доходности бюджетной  системы. В первом случае результатом  может быть стимулирование производства и предпринимательства, а во втором – полнота доходной части бюджета, которая служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики.

Снижение  налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путем уменьшения прямых налогов, т.к. именно прямое налогообложение, в отличие от косвенного, в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль, налога на доходы физических лиц позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и, соответственно, возможность маневрирования ими.

Косвенные налоги имеют привлекательность  по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную  систему, а при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод обложения доходов различных социальных групп.

Противники  косвенного налогообложения утверждают, что оно тормозит продвижение  товара от продавца к покупателю. Однако косвенные налоги имеют индифферентный характер, при условии качества, спроса и разумного подхода к  ценообразованию продукта. Безусловно, данные налоги утяжеляют цену товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога.

Одной из главных задач в сфере экономической  политики является совершенствование  законодательных норм, регулирующих систему налогового администрирования, устранение имеющихся недостатков в этом вопросе, перекрытие каналов ухода от налогообложения, повышение экономической заинтересованности и ответственности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств. Этот комплекс мер обеспечит стабильность налоговой системы, повысит ее прозрачность и справедливость.

 

Список Использованных источников и литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
  4. Основные итоги исполнения федерального бюджета за 2004 год: из пресс-релиза к заседанию Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г.
  5. Пояснительная записка к оперативному отчету Министерства финансов РФ об исполнении федерального бюджета за январь-декабрь 2005 года.
  6. Постановление администрации Тульской области от 22.06.2005 г. № 469 "Об исполнении бюджета Тульской области за 2004 год" // Вестник администрации Тульской области. 2005. № 2(30).
  7. Решение Тульской городской Думы от 22.06.2005 г. № 67/1271 "Об исполнении бюджета города Тулы за 2004 год" // Вестник Тульской городской Думы. 2005. № 4(39).
  8. Решение Тульской городской Думы от 28.09.2005 г. № 71/1367 "Об исполнении бюджета города Тулы за 1 полугодие 2005 года" // Тула. Приложение к № 37. 06.10.2005 г.
  9. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. – М., Финансы и статистика, 2004.
  10. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  11. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2003.
  12. Васильева А.А., Гурвич Е.Т. Отраслевая структура российской налоговой системы // Проблемы прогнозирования. 2005. № 3.
  13. Воронин Ю. Налоговая система России и экономическая политика // Налоги. 2004. № 8.
  14. Гаджиев Р.Г. О соотношении прямого и косвенного налогообложения // Финансы. 2000. № 3.
  15. Государственные и территориальные финансы: Учебник / Под общ. ред. Л.И. Сергеева. – Калининград: Янтарный сказ, 2000.
  16. Государственные финансы: из опыта индустриально развитых стран / Под ред. И.М. Осадчей. – М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2000.
  17. Государственный бюджет: Учебник / Под pед. М.В. Pомановского. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  18. Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М. И. Ткачук. – М.: Высшая школа, 1999.
  19. Деревянко В.В. Бюджетные отношения в Российской Федерации (теория, практика, эффективность). – М.: Перспектива, 2001.
  20. Динес И.Ю. Налоговая реформа: проблемы остаются // Финансы. 2003. № 1.
  21. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
  22. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века // Финансы. 2004. № 4.
  23. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. 2004. № 7.
  24. Ильяков Д. Совершенствование налоговой системы России // Право и жизнь. 2004. № 31.
  25. Князев В.Г., Пансков В.Г. Налоговая система России: Учебное пособие. – М.: Российская экономическая академия, 2004.
  26. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. – М.: Экзамен, 2005.
  27. Комментарий к Налоговому кодексу РФ / под общ. ред. Г.В. Петровой. – М.: НОРМА, 2003.
  28. Коровнина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. № 8.
  29. Красноперова О.А. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации с постатейными материалами. – М.: ТК Велби, 2003.
  30. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. 2005. № 1.
  31. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: Уч. пособ. – СПб.: ИВЭСЭП, 2004.
  32. Лыкова Л.Н. Проблемы сбалансированности российской налоговой системы // Финансы. 2002. № 5.
  33. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 2003. № 6.
  34. Налоговая система России: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. – М.: АКДИ, Экономика и жизнь, 2003.
  35. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. 2000. № 1.
  36. Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  37. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. – М.: Центр, 1999.
  38. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003.
  39. Панскова Р.Г. Проблемы формирования расходов бюджета // Вестник Финансовой академии. 2003. № 3.
  40. Пушкарева В.М. Генезис категории "налог" в истории финансовой науки. // Финансы. 2003. № 12.
  41. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2003.
  42. Фадеева Н.Г. О совершенствовании налоговой системы в России // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2.
  43. Черник Д.Г. Налоги. – М.: Юнити-Дана, 2003.
  44. Шакиров Н. Оптимизация налоговой системы // Экономист. 2005. № 9.
  45. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста. // Финансы. 2005. № 2.
  46. Щекин Д.М. Основные изменения в налоговой системе России в 2005-2006 гг. // Текстильная промышленность. 2005. № 9.
  47. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра-М, 2002.
  48. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики, экономическая теория и политика. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  49. Официальный сайт Правительства РФ www.government.ru.
  50. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ www.nalog.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы