Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа
Важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств являются налоги. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.
Введение
Глава 1. Понятие доходов бюджета и роль прямых налогов в их формировании
1.1. Понятие и сущность доходов бюджета
1.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
1.3. Значение прямого налогообложения для формирования доходов бюджета
Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетов разных уровней
2.1. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации в 2004-2005 гг.
2.2. Доходы бюджета Тульской области и г. Тулы в 2004-2005 гг.
Глава 3. пути Оптимизации структуры налоговых доходов бюджета
3.1. Проблемы формирования налоговых доходов
3.2. Пути совершенствования структуры налоговых доходов
Заключение
Список Использованных источников и литературы
Источник: [8]
Наибольший удельный вес в структуре полученных доходов приходится на следующие налоги:
- налог на доходы физических лиц - 48,3 %;
- налог на прибыль организаций - 20,8 %;
- единый налог на вмененный доход - 10,3 %;
- доходы от использования
Очевидно, что наибольшую долю в структуре доходов г. Тулы имеют косвенные налоги. Это позволяет сделать вывод о недостаточно продуманной структуре налогов муниципального образования.
План I полугодия выполнен по следующим доходным источникам:
- по налогу на доходы
- по акцизам на пиво исполнение составило 106,1 %, выше плана поступило 2,4 млн. руб.;
- по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % и свыше 9 до 25 % исполнение соответственно составляет 150,5 % и 102,6 %, что выше плана на 2,3 млн. руб.;
- по единому налогу на
- по налогам на имущество
исполнение составило 149,2 %, выше
плана поступило 10,8 млн. руб., в
том числе по земельному
- по доходам от использования
имущества, находящегося в
- по доходам от реализации
имущества, находящегося в
Не выполнено задание за I полугодие:
- по налогу на прибыль
- по акцизам на вина исполнение составило 57,3 %, ниже планового задания поступило 0,5 млн. руб.;
- по государственной пошлине исполнение составило 72,9 %, недополучено 5,6 млн. руб.;
- по задолженности и
- по плате за негативное
- по другим платежам в бюджет,
среди которых доходы от
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.
Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.
Проблемы формирования налоговых доходов характерны для бюджетов всех уровней бюджетной системы, так как основу доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы составляют налоги.
Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют такие показатели как:
Как
правило, целью всех проводимых мероприятий
налоговой реформы является увеличение
поступлений налоговых доходов
в бюджеты различных уровней
необходимые для решения
Этого увеличения можно добиться за счет простого увеличения налоговых ставок и введения дополнительных налогов. Но повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от уплаты налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений.
Наглядно взаимосвязь, между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками отражает кривая Лаффера (рис. 2).
ставка налога (%)
100
0 налоговые
поступления в (денежных
Рис. 2. Модель зависимости налоговых поступлений от ставки налога
График наглядно иллюстрирует, что при увеличении налоговых ставок от 0 до 100 % налоговые поступления сначала растут до максимального уровня в точке М, а затем снижаются до нуля. Налоговые поступления в условных точках В (высокий уровень) и Н (низкий уровень) равны, но пониженная ставка в точке Н явно целесообразнее, поскольку выше деловая активность людей, больше объем производства и занятости, выше уровень благосостояния общества.
Таким
образом, снижая чрезмерно высокие
налоговые ставки, государство может
стимулировать экономику, что выражается
в росте инвестиций, производства
и занятости и ведет у
В последние годы в России можно видеть последовательное увеличение налогового бремени. Так, доля доходов консолидированного бюджета РФ в ВВП увеличилась с 25,5 % в 2000 году до 32,4 % в 2003 году. [22, с. 23]
Явный рост налогового бремени происходит на фоне экономического роста. Парадоксальность этой ситуации состоит еще и в том, что повышение налоговой нагрузки идет вопреки реальным шагам снижения налогов.
Классическая либеральная схема взаимосвязи налогов и экономики выглядит так: снижение налогов – активизация производства – увеличение налоговой базы – рост налоговых платежей. В этой схеме, столь популяризуемой некоторыми идеологами реформ, нет и не может быть места повышению налогового бремени, тогда как именно это повышение мы видим сегодня и наблюдаем.
Объяснение этого факта состоит в следующем. В действительности реализуются не указанная схема, а другая, где исходным пунктом выступает не снижение налогов, а рост производства. Именно оживление экономики послужило причиной роста налоговых платежей, причем, роста ускоренного за счет более быстрого расширения налоговой базы и появившейся возможности выплаты накопившихся долгов по налогам, что и вело к увеличению нагрузки. [22, с. 22]
Когда речь заходит о минимизации налогов, то в первую очередь подразумеваются исключительно потери государства, его бюджета. В действительности проблема гораздо шире – это проблема экономики, страны в целом. Не в последнюю очередь использование схем минимизации налогов касается добросовестных налогоплательщиков. В условиях жесткой конкуренции они вынуждены использовать эти схемы, чтобы не разориться.
В российской
налоговой системе процесс
На первом этапе в условиях экономической нестабильности недобросовестным налогоплательщикам не требовалось создания налоговых обязательств: они не платили налоги в тех суммах, которые они должны были перечислять в бюджет, исходя из их налоговой базы, и они сами в этом признавались. Иными словами, они платили не сколько требуется по закону, а сколько могли или хотели. На этом этапе официально появился такой показатель, как собираемость налогов, который составлял по отдельным налогам 60-70 %. При этом следует подчеркнуть, что такой низкий уровень собираемости налогов объяснялся также недостаточностью денежной массы в эти годы, вследствие чего в расчетах хозяйствующих субъектов значительную долю занимали бартерные сделки, а также денежные суррогаты.
В конце 90-х гг. начали появляться отдельные схемы так называемой минимизации налогов. Причем большинство из них действовало в рамках налогового законодательства, поскольку налоговые законы в конце 90-х годах зачастую писались под диктовку тех, кто потом их исполнял.
Еще
в середине 90-х годов на территории
РФ начали возникать первые внутренние
оффшорные зоны. Это были зоны, образованные
в отдельных субъектах
Счетная палата РФ впервые столкнулась с этим явлением в 1998 году при проверке исполнения бюджета Республики Калмыкия. Данная схема работала в этой республике с 1995 года, и благодаря ей в Калмыкию была привлечена почти тысяча предприятий. Работали они в других субъектах РФ, но налоговый учет вставали в данной республике. Исходя из заключенных с предприятиями соглашений примерно 90 % "сэкономленных" налогов оставалось у налогоплательщиков. Разумеется, такая практика приводила к ущемлению финансовых интересов тех субъектов РФ, в которых продолжали работать эти налогоплательщики.
В последующие годы подобные оффшорные зоны, пользуясь несовершенством налогового законодательства, возникали в других российских регионах, в частности на Чукотке, в Республике Мордовия, других субъектах РФ, а также в ЗАТО и городе Байконур. Из бюджетов одних субъектов РФ в пользу других изымались десятки миллиардов рублей.
Федеральным исполнителем и законодательным органом власти понадобилось более пяти лет, чтобы навести порядок в российском налоговом законодательстве: с 2004 года эти законы наконец-то были закрыты.
Но
проблема налогов посредством
Постепенно остроту приобретает проблема занижения цен в производстве табачных изделий. Введение с 2003 года адвалорной составляющей в ставке акциза на табачные изделия побуждает производителей снижать отпускные цены на сигареты. Повышение с 1 января 2005 года адвалорной ставки в 1,6 раза создает еще больший стимул применения этой схемы минимизации налогов. Решение этой проблемы видится или в возврате к единой, специфической ставке акциза, или в установлении адвалорной составляющей ставки к фиксированной рыночной цене, как это действует в ряде стран Европы, а также с 2004 года на территории Украины.
Не менее важная проблема минимизации налогов – это организации, составляющие теневой сектор экономики. Экспертные оценки показывают, что от 25 до 40 % экономики РФ работает в "тени". Нередко это нормально созданные, вполне законные и успешно действующие организации. Одна из таких сфер экономики – ликероводочная промышленность. В настоящее время примерно с половины потребляемой в РФ водки, то есть со 130-150 млн. декалитров, не платятся акцизы и все остальные налоги. По приблизительным оценкам, из-за производства контрафактной продукции в этой отрасли бюджет теряет порядка 70 млрд. руб. в год. И никакие административные меры, как показал более чем десятилетний опыт, здесь не помогут. В настоящее время действуют более 200 нормативных актов, включая законы, регулирующие оборот алкогольной продукции, введены различные формы контроля в виде региональных и федеральных акцизных марок, лицензирование и квотирование и т.д., но объемы нелегального производства не снижаются.
Информация о работе Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы