Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств являются налоги. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие доходов бюджета и роль прямых налогов в их формировании
1.1. Понятие и сущность доходов бюджета
1.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
1.3. Значение прямого налогообложения для формирования доходов бюджета
Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетов разных уровней
2.1. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации в 2004-2005 гг.
2.2. Доходы бюджета Тульской области и г. Тулы в 2004-2005 гг.
Глава 3. пути Оптимизации структуры налоговых доходов бюджета
3.1. Проблемы формирования налоговых доходов
3.2. Пути совершенствования структуры налоговых доходов
Заключение
Список Использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 124.48 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочно финансово-экономический институт

Филиал  в г. Туле

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Финансы»

на  тему:

«Прямое налогообложение  и формирование доходов бюджетной  системы»

 

 

Выполнил: студент 4 курса

факультета финансы и кредит

специальности Ф и К

группы дневной

Проверил: Лутиков К.В.

 

 

 

Тула  2006 год

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Понятие доходов бюджета и роль прямых налогов в их формировании 6

1.1. Понятие и сущность доходов бюджета 6

1.2. Налоги как основной источник доходов бюджета 16

1.3. Значение прямого налогообложения для формирования доходов бюджета 26

Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетов разных уровней 31

2.1. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации в 2004-2005 гг. 31

2.2. Доходы бюджета Тульской области и г. Тулы в 2004-2005 гг. 38

Глава 3. пути Оптимизации структуры налоговых доходов бюджета 49

3.1. Проблемы формирования налоговых доходов 49

3.2. Пути совершенствования структуры налоговых доходов 56

Заключение 65

Список Использованных источников и литературы 68

 

 

 

Введение

 

Бюджет  государства можно назвать центральным  звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают  всеобщий характер. Через бюджет государство  образует и использует общегосударственный  централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство  организует перераспределение общественного  продукта для удовлетворения общегосударственных  потребностей (распределение средств  между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.). На современном  этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального  дохода, которое в настоящее время  достигает 30-40 % ВВП.

Централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления. Благодаря бюджету, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.

Важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств являются налоги. Без налогов нет бюджета; поддержание  эластичности налоговой системы  – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Связь бюджета и налогов имеет  двухсторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных  статей. Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета  определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений в общей  сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей  сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налога  на прибыль организаций) в общей  сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов в  общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога в общей  сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов  государственного бюджета в целом  и налоговых поступлений в  частности.

В последнее время в число  наиболее сложных экономических  проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов и поиск  факторов, оказывающих влияние на них. Решение этой проблемы имеет  принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема работы является актуальной.

Для решения означенной проблемы возникла объективная необходимость в  анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете  страны. Для стабильной экономики  характерно преобладание прямых налогов, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Несмотря на то, что ситуация в России стабилизируется и уже нельзя говорить о кризисном состоянии  экономики, в структуре налоговых  доходов преобладают косвенные  налоги. Необходимо выявить причины  такой структуры налоговых доходов, для чего нужно проанализировать состав доходов бюджета в части  их формирования за счет прямых налогов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

- изучение роли и значения  налогов в экономике, уточнение  сущностного и экономического  содержания категории "налог";

- определение особенностей прямых  налогов;

- выявление структурных особенностей  формирования налоговых доходов  в бюджете страны, роли прямых  налогов в этом процессе;

- анализ структуры и динамики  налоговых доходов;

- определение перспектив совершенствования  структуры налоговых доходов  бюджетной системы.

Объектом исследования выступают вопросы, связанные с поиском увеличения налоговых доходов государства в современных условиях. Предметом в свою очередь являются доходы бюджетов различных уровней за период исследования 2004-2005 гг.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые акты, в первую очередь, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, а также труды отечественных экономистов, таких как И.В. Горский, В. Кирова, В. Пансков, материалы периодической печати, статистические данные Минфина РФ.

 

Глава 1. Понятие доходов  бюджета и роль прямых налогов в их формировании

1.1. Понятие и сущность доходов бюджета

 

Доходами  бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти страны, ее субъектов и органов  местного самоуправления. [11, с. 56]

Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. [10, с. 102]

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости  общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают  объектом дальнейшего распределения  сконцентрированной в руках государственной  стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и  целевого назначения. [17, с. 48]

Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят  от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом  экономических задач. В России, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Особенно  ярко названные черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми  органами управления к конкретным результатам  хозяйствования. Даже введение нормативных  платежей (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия  в целом – она продолжала ориентироваться  на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов  руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся  ранее форм мобилизации части  чистого дохода предприятий в  бюджет обусловила коренное уменьшение системы доходных поступлений –  она стала строиться на базе налоговых  платежей, взаимоотношения предприятий  с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом. [18, с. 38]

В настоящее  время правовую базу формирования доходов бюджетов Российской Федерации составляют:

1. бюджетное  законодательство, которое состоит  из Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов на соответствующий год и иных федеральных законов;

2. законодательство  о налогах и сборах, которое  в соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ состоит из:

а) Налогового кодекса РФ (НК РФ) и федеральных законов РФ о налогах и сборах;

б) законодательства субъектов РФ о налогах и сборах;

в) нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

В доходах  бюджета одного уровня могут быть частично централизованы доходы, подлежащие зачислению в бюджеты других уровней с целью финансирования централизованных мероприятий, что отражено в ст. 39.2 БК РФ. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы и различные безвозмездные перечисления: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от национальных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; прочие безвозмездные перечисления. Пункт 3 ст. 39 БК РФ предусматривает, что в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы