Неналоговые доходы бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. в

Файлы: 1 файл

Контрольная по финансам.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

Неналоговые доходы бюджетной  системы

     Доходы  бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в  средствах для выполнения основной части возложенных на государство  функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление  путем оказания влияния на уровень  доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет  оказывать определенное воздействие  на выбор направлений использования  накоплений, образующихся в ходе хозяйственной  деятельности, регулировать спрос и  структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое  оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное  размещение инвестиций.

     Регулирующие  возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения  ведет к падению хозяйственной  активности, уменьшению потребительских  расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой  продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального  продукта.

     Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

     Состав  бюджетных доходов, их структура  органически связаны с объемами общественного производства и национального  дохода и определяются финансовой политикой  государства.

     Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

     В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

     Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда  с момента, определяемого налоговым  законодательством РФ, т.е. с момента  дачи налогоплательщиком поручения  кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

     Неналоговые доходы и иные поступления считаются  уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента  списания денежных средств со счета  плательщика в кредитной организации.

     Денежные  средства считаются зачисленными в  доход соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда  с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств  на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

     Выделяют  собственные и регулирующие доходы бюджетов.

     К собственным относятся следующие  виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством  РФ:

     • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

     • неналоговые доходы (от использования  и продажи имущества, оказания платных  услуг и др.), а также безвозмездные  перечисления.

     Финансовая  помощь не является собственным доходом  соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда.

     К регулирующим доходам бюджета относятся:

     - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее 3 лет) по разным видам таких доходов.

Особенности неналоговых доходов  бюджета РФ

     Неналоговые доходы - денежные средства, поступающие в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей.

     Неналоговые доходы бюджета – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и иные неналоговые доходы.

     Порядок установления, исчисления и взимания неналоговых доходов регламентируется бюджетным законодательством, а также целым комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.

     Для неналоговых доходов государства  характерны особенности, отличающие их от государственных налогов:

     а) большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности.

     б) в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях. Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов государства, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы. 1

     в) особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

     г) у неналоговых доходов  не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

     д) в отличие от налоговых доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

     Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.

     Неналоговые доходы и иные поступления считаются  уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. 2

Состав  неналоговых доходов  бюджета

     Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

    • территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;
    • методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;
    • источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
    • конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства. 3

      В Бюджетном кодексе Российской Федерации  в статье 41 перечисляются неналоговые  доходы.

      К неналоговым доходам относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;
    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Информация о работе Неналоговые доходы бюджетной системы