Неналоговые доходы бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. в

Файлы: 1 файл

Контрольная по финансам.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

      иные  неналоговые доходы.4

     Состав  неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

     1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:

     - средства, получаемые в виде арендной  платы либо иной платы за  сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности;

     - средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

     - средства, получаемые от передачи  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

     - средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

     - плата за пользование бюджетными  средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

     - доходы в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

     - часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

     - другие доходы от использования  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

     2. Доходы от продажи или иного  возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

     - средства от продажи уставного  капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

     - средства от продажи акций,  находящихся в собственности  государства;

     - доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

     - доходы от продажи государственных  производственных и непроизводственных  фондов, земли и нематериальных  активов;

     - иные доходы.

     3. Доходы от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

     4. Средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

     5. Иные неналоговые доходы.

     Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, зачисляются в доходы федерального, бюджетов субъектов РФ или, соответственно, местного бюджета  в полном объеме. Порядок учета  доходов от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных  правовых актах подзаконного характера. 5

     Порядок перечисления в бюджеты всех уровней  бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы  их распределения между бюджетами  различных уровней, а также размеры  затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

     В государственной собственности  находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года.

     Штрафные  санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ.

     При этом действующая классификация  доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся  к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых  доходов. К последним относятся, например:

  1. поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий:
  2. санкции за нарушение порядка применения цен:
  3. административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за не целевое использование бюджетных средств и др.

     Согласно  п.1 ст. 46 Бюджетного кодекса  штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты  по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено  БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход  государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством  РФ и решениями судов.

     А в п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, взимаемые  в принудительном порядке в доход  государства. К числу последних  могут быть отнесены, например:

  1. суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей;
  2. поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др.

     Суммы конфискаций, компенсаций и тому подобное зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством  РФ и судебными решениями.

     Неналоговые доходы бюджетов в настоящее время  существенно уступают по объемам  налоговым поступлениям Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно  с уверенностью делать выводы о компетентности или о некомпетентности конкретных государственных управленцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Финансовые  ресурсы

    Финансовые  ресурсы – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов  и населения, формирующиеся в  процессе распределения и перераспределения  части стоимости валового внутреннего  продукта, главным образом чистого  дохода в денежной форме, и предназначенные  для обеспечения расширенного воспроизводства  и общегосударственных потребностей.

    Финансовые  ресурсы – это денежные средства, образующиеся в результате функционирования финансов. Формой существования финансовых ресурсов является их постоянное движение.

    Основной  источник формирования финансовых ресурсов – это чистый доход в составе  валового внутреннего продукта. В  процессе распределения и перераспределения  части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

    Часть чистого дохода направляется на расширенное  воспроизводство сферы материального  производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся  в распоряжении предприятий, организаций, объединений. Другая часть чистого  дохода служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового  обеспечения общегосударственных  потребностей.

    Децентрализованные  финансовые ресурсы, образуемые  на микроуровне за счет части чистого  дохода идут на финансирование капитальных  вложений, расширение оборотных средств, техническое перевооружение, мероприятия  по охране природы и т. д. Осуществление  этих затрат за счет децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами процесс расширенного воспроизводства.

       Одновременно децентрализованные  финансовые ресурсы, образуемые  за счет части чистого дохода, являются источником расширенного  воспроизводства стоимости рабочей  силы. Создаваемые целевые денежные  фонды направляются на обеспечение  социального обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование  и т. п. 

       Второй по величине источник  формирования децентрализованных  финансовых ресурсов образуется  за счет стоимости основных  производственных фондов – амортизационные  отчисления. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий.

       Источниками формирования децентрализованных  финансовых ресурсов являются  также экономия от снижения  стоимости строительно-монтажных  работ, выполняемых хозяйственным  способом; мобилизация внутренних  ресурсов в строительстве; прирост  устойчивых пассивов; выручка от  реализации выбывшего и излишнего  имущества и др.

      Если децентрализованные финансовые  ресурсы представляют главную  форму обеспечения расширенного  воспроизводства непосредственно  хозяйствующих субъектов, то централизованные  финансовые ресурсы являются  результатом перераспределения  главным образом чистого дохода  через налоговые и неналоговые  платежи и отчисления.

      К источникам, за счет которых  формируются централизованные фонды  финансовых ресурсов, относятся  также отчисления хозяйствующих  субъектов органам государственного  социального страхования, имущественного  и личного страхования, в целевые  бюджетные фонды.

      Пополняются  централизованные  финансовые ресурсы частью национального  богатства, вовлекаемой в хозяйственный  оборот (от продажи золотого запаса  страны, энергоносителей, за счет  поступлений от внешнеэкономической  деятельности и др.), а также  средствами, полученными от реализации  государственных ценных бумаг,  облигаций, размещения займов  и т.д. Незначительную часть  централизованных финансовых ресурсов  составляют поступления от населения  (налоги, сборы, доходы от займов и лотерей и др.).

      Посредством перераспределительных  процессов (налогов, отчислений  и т.д.) централизованные финансовые  ресурсы сосредоточиваются в  государственном бюджете, целевых  бюджетных фондах, Фонде социальной  защиты населения. Основная часть  финансовых ресурсов аккумулируется  в государственном бюджете. Концентрация  крупных денежных средств в  бюджете обеспечивает возможность  финансирования важнейших общегосударственных  программ. Финансовые ресурсы направляются  на развитие реального сектора  экономики, финансирование социально-  культурных мероприятий, социальную  защиту населения, пенсионное  обеспечение, на финансирование  обороны, правоохранительных органов  и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам личного и имущественного страхования и др.

Информация о работе Неналоговые доходы бюджетной системы