Закрепленные
доходы представляют собой доходы,
которые полностью или в твердо
фиксируемой доле на постоянной или
долговременной основе в установленном
порядке поступают в соответствующий
бюджет. Нормативы закрепления могут
быть едиными или дифференцированными.
[47, с. 66]
2. Неналоговые
доходы, за исключением доходов от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности.
3. Безвозмездные
перечисления, за исключением финансовой
помощи, которая не относится к собственным
доходам. [31, с. 202]
1.2. Налоги как основной источник
доходов бюджета
Как
было сказано, главной статьей бюджетных
доходов являются налоги. Налоги – это
обязательные, индивидуально безвозмездные
платежи, взимаемые с физических и юридических
лиц, устанавливаемые органами законодательной
власти с определением размеров, сроков
уплаты, предназначенные для обеспечения
деятельности органов власти. [43, с. 8]
Можно
выделить следующие основные функции
налогов: фискальная, распределительная,
стимулирующая, контрольная.
С помощью
реализации фискальной функции на практике
формируются государственные финансовые
ресурсы и создаются материальные
условия для функционирования государства.
Основная задача реализации фискальной
функции – обеспечение устойчивой
доходной базы бюджетов всех уровней.
С помощью
налогов происходит перераспределение
вновь созданного ВВП в пользу
других регионов, физических лиц, отраслей
экономики. Эту функцию налогов
принято называть распределительной.
Стимулирующая,
или регулирующая функция означает,
что государство через финансовую
политику влияет на процессы воспроизводства,
накопления капитала, величину платежеспособного
спроса. Через систему налоговых льгот
и налоговых санкций происходит регулирование
производственной и социальной активности.
С одной
стороны, государственные органы используют
налоговые методы с целью координации
и контроля финансовой деятельности.
С другой стороны контрольная
функция выражается в соизмерении
расходов государства и потенциала
экономики при формировании доходов
бюджетной системы. [41, с. 32-33]
Теоретическую
основу налогов составляют его элементы.
Основными из них являются:
- плательщик организации и физические
лица, на которых возложена обязанность
уплачивать налоги и (или) сборы;
- объект налогообложения –
юридические факты (действия, события,
состояния), с наступлением которых возникает
обязанность по уплате налога;
- налоговая база – сумма, с которой
взимается налог, это часть объекта, принимаемая
за основу при исчислении налога;
- налоговая ставка – та часть
налоговой базы, которую налогоплательщик
обязан выплатить в виде того или иного
налога; может устанавливаться в абсолютных
суммах, либо в процентах;
- налоговый период – календарный
год или другой период времени относительно
к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется
сумма налога, подлежащая уплате;
- порядок исчисления, порядок
и сроки уплаты налога, которые устанавливаются
применительно к каждому налогу и сбору.
Уплата налога производится, как правило,
разовой уплатой всей суммы налога в наличной
или безналичной форме. [41, с. 35-36]
В соответствии
со ст. 17 НК РФ, налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены налогоплательщики
и основные элементы налогообложения.
К факультативным
элементам налогообложения относятся:
налоговые льготы и основания
для их использования, ответственность
за налоговые правонарушения, а также
порядок удержания и уплаты неправильно
удержанных сумм налога. [41, с. 37]
От
налога следует отличать сбор, представляющий
собой, в соответствии со ст. 8 Налогового
кодекса РФ, обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц,
уплата которого является одним из
условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами
и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
К сборам относятся: государственная
пошлина, таможенный сбор, сбор за право
пользования объектами животного
мира и водными биологическими ресурсами,
лицензионные сборы.
Налоги
и сборы классифицируются по ряду
признаков. Прежде всего, налоги подразделяются
на две подсистемы: прямые и косвенные.
Прямые налоги (другое название – подоходно-поимущественные
налоги) – это налоги, которыми облагаются
непосредственно физические или
юридические лица, их доходы или
имущество. Косвенные налоги – это
налоги на товары и услуги, устанавливаемые
центральными и местными органами власти
в виде надбавок к цене товаров
или тарифу на услуги и не зависящие
от доходов налогоплательщиков. Производители
и продавцы выступают в роли сборщиков
косвенных налогов, уполномоченных
на то государством, а покупатель становится
плательщиком косвенного налога. [48, с.
144]
Налоги
могут группироваться в зависимости
от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые
физическими лицами, и налоги, уплачиваемые
юридическими лицами. По объекту налогообложения
налоги группируются следующим образом:
налоги на имущество, налог на землю,
рента, налог на капитал, налог на средства
потребления. [41, с. 30]
Основой
следующего классификационного признака
является источник уплаты налогов. Это:
заработная плата, выручка, доход или
прибыль, себестоимость.
Наиболее
существенным признаком классификации
налогов является принадлежность их
к уровням власти и управления.
Налоговая
систему образует совокупность взимаемых
в государстве налогов, сборов, пошлин
и других платежей, а также форм
и методов их построения. Налоговая
система является многоуровневой, она
включает не только совокупность налогов,
сборов и других платежей (система налогов),
но также совокупность законов, указов
и подзаконных актов, регулирующих порядок
исчисления и уплаты налогов, и систему
государственных институтов, осуществляющих
администрирование налогов, контроль
за своевременностью и полнотой их уплаты.
[40, с. 33]
Документом,
регламентирующим концептуальные положения
структуры и функционирования налоговой
системы Российской Федерации, является
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Статья 3 Налогового кодекса формулирует
основные начала законодательства о налогах
и сборах:
- каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и сборы;
- законодательство о налогах
и сборах основывается на признании всеобщности
и равенства налогообложения;
- при установлении налогов учитывается
фактическая способность налогоплательщика
к уплате налога;
- налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых,
национальных, религиозных и иных подобных
критериев. Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов и
сборов, налоговые льготы в зависимости
от формы собственности, гражданства физических
лиц или места происхождения капитала;
- налоги и сборы должны иметь
экономическое основание и не могут быть
произвольными;
- недопустимы налоги и сборы,
препятствующие реализации гражданами
своих конституционных прав;
- не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство Российской Федерации и,
в частности, прямо или косвенно ограничивающие
свободное перемещение в пределах территории
Российской Федерации товаров (работ,
услуг) или финансовых средств, либо иначе
ограничивать или создавать препятствия
не запрещенной законом экономической
деятельности физических лиц и организаций;
- федеральные налоги и сборы
устанавливаются, изменяются или отменяются
Налоговым Кодексом РФ. Налоги и сборы
субъектов Российской Федерации, местные
налоги и сборы устанавливаются, изменяются
или отменяются соответственно законами
субъектов Российской Федерации о налогах
и сборах и нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления
о налогах и сборах в соответствии с Налоговым
Кодексом РФ;
- ни на кого не может быть возложена
обязанность уплачивать налоги и сборы,
а также иные взносы и платежи, обладающие
установленными Налоговым Кодексом признаками
налогов или сборов, не предусмотренные
Налоговым Кодексом либо установленные
в ином порядке, чем это определено Налоговым
Кодексом;
- при установлении налогов должны
быть определены все элементы налогообложения;
- акты законодательства о налогах
и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие
налоги (сборы), когда и в каком порядке
он должен платить;
- все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства
о налогах и сборах толкуются в пользу
налогоплательщика (плательщика сборов).
Из
Конституции РФ вытекает более сложная
и многофункциональная структура
принципиальных основ налогообложения
и сборов в Российской Федерации,
которая выстраивается в следующем
порядке:
1) принцип
реализации совместного ведения
Федерации и ее субъектов в
установлении общих принципов
налогообложения и сборов в
Российской Федерации (п. "и"
ст. 72 Конституции РФ);
2) принцип
обеспечения единства налоговой
политики и налоговой системы
на всей территории Российской
Федерации (ст. 8 Конституции гарантирует
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров,
услуг, финансовых средств, а
в п. "н" ст. 72 к совместному
ведению Федерации и ее субъектов
Конституция России относит установление
общих принципов организации
системы органов государственной
власти и местного самоуправления).
Двойной уровень в построении
федерального налогового законодательства
с учетом потребностей развития
налогового федерализма и кодификации
налоговых властных и имущественных
норм между государством и
налогоплательщиками вытекает из
смысла ст. 75 Конституции, согласно
которой должны быть установлены
федеральным законом правовые
основы об общих принципах
налогообложения и сборов в
Российской Федерации и кодифицированы
нормы, регулирующие возникновение
и функционирование системы налогов
Российской Федерации и налоговых
отношений в целом;
3) принцип
равенства прав субъектов РФ
в принятии собственного налогового
законодательства (ч. 1, 2, 4 ст. 5 Конституции
утверждают равенство и самостоятельность
законодательства субъектов РФ);
4) принцип
конституционности актов налогового
законодательства (ст. 4 и 125 Конституции
регламентируют, что акты (в том
числе и налоговые) или их
отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу);
5) принцип
регулятивности (гибкости) налоговых
платежей, как инструмента внешнеторговой
и инвестиционной политики (ст. 15
Конституции подтверждает действие
на территории России общепринятых
в мировой практике принципов
и норм международного регулирования
торгового оборота и движения
капитала);
6) принцип
обеспечения сбалансированности
бюджетов разного уровня (ст. 114 Конституции
возлагает на Правительство РФ
обеспечение и исполнение налоговых
обязательств в рамках Федерации
и ее субъектов в интересах
как единого экономического пространства,
так и в интересах отдельных
регионов);
7) принцип
самостоятельности местного самоуправления
в сборе местных налогов и
распоряжении своими бюджетными
средствами (ст. 132 Конституции устанавливает
права органов местного самоуправления
самостоятельно управлять муниципальной
собственностью, формировать, утверждать
и исполнять местный бюджет, устанавливать
местные налоги и сборы, решать
иные вопросы);
8) принцип
равенства налогоплательщиков перед
государством и законом (вытекает
из смысла ст. 19 Конституции);
9) принцип
обязательности уплаты налогов,
учета налогоплательщиков (ст. 57 Конституции
устанавливает обязанность каждого
платить законно установленные
налоги и сборы) и неотвратимости
ответственности за нарушение
налогового законодательства;
10)
принцип защиты имущественных
прав налогоплательщиков от неправомерных
действий должностных лиц и
иного ущерба, обязательность возврата
из бюджета неправильно взысканных
налогов (ч. 2 ст. 8 Конституции защищает
равным образом частную, государственную,
муниципальную и иные формы
собственности);
11)
принцип предотвращения двойного
налогообложения и неотягощения
налогового бремени (хотя он
прямо не закреплен в Конституции
РФ, но из смысла ее ст. 34 и
35 вытекает право на свободное
использование своих способностей
в предпринимательской деятельности
и неотчуждаемость имущества,
что возможно лишь при разумном
налоговом бремени;
12)
принцип публичности и гласности
информации в налоговых отношениях
(ст. 29. Конституции гарантирует право
граждан получать информацию
любым законным способом, за исключением
сведений, составляющих государственную
тайну);
13)
принцип социальной ориентированности
налоговой политики (ст. 7 Конституции
провозглашает Россию социальным
государством, политика которого
направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека);
14)
принцип обеспечения законности
и правопорядка в налоговых
отношениях, защита интересов участников
налоговых отношений в суде (ст.
123 Конституции подчеркивает гласность
судопроизводства, осуществление его
на основе состязательности и
равноправия сторон).
Налоги
в России, в соответствии с Налоговым
кодексом, разделены на три вида
в зависимости от уровня их установления
и изъятия: федеральные, региональные,
местные. Подобная трехуровневая система
присуща практически всем государствам,
имеющим федеративное устройство.