Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств являются налоги. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие доходов бюджета и роль прямых налогов в их формировании
1.1. Понятие и сущность доходов бюджета
1.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
1.3. Значение прямого налогообложения для формирования доходов бюджета
Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетов разных уровней
2.1. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации в 2004-2005 гг.
2.2. Доходы бюджета Тульской области и г. Тулы в 2004-2005 гг.
Глава 3. пути Оптимизации структуры налоговых доходов бюджета
3.1. Проблемы формирования налоговых доходов
3.2. Пути совершенствования структуры налоговых доходов
Заключение
Список Использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 124.48 Кб (Скачать)

К целевым  бюджетным фондам относятся фонды  денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов  или иных поступлений и используемые по отдельной смете. Речь идет о доходах:

  • территориальных дорожных фондов;
  • территориальных экологических фондов;
  • территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • фонда Министерства РФ по атомной энергии;
  • целевых бюджетных фондов субъектов РФ, утверждаемых законодательными органами субъекта РФ.

Средства  целевого бюджетного фонда не могут  быть использованы на цели, не соответствующие  назначению целевого бюджетного фонда. Доходы целевых бюджетных фондов в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы учитываются отдельно. [26, с. 158]

  Налоговым законодательством РФ установлена исключительно денежная форма исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов. Согласно бюджетному законодательству (ст. 40 п. 1 БК РФ), формирование доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов.

Установление  общих принципов организации  и функционирования бюджетной системы  РФ относится к ведению Российской Федерации.

В соответствии с БК РФ, устанавливающим принципы бюджетной системы РФ, в РФ действует  принцип единства бюджетной системы  РФ, означающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в  РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ и т. д.

  Законодательством установлен порядок, в соответствии с которым определяется момент, когда доходы будут считаться уплаченными. Этот порядок различается для налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ. Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

В соответствии со ст. 40 БК РФ, зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, денежные средства считаются с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов – подразделяются на налоговые и безвозмездные  перечисления. Они нашли свое отражение  в классификации доходов бюджетов РФ (прил. 2 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"), включающей пять групп доходов:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления;
  • доходы целевых бюджетных фондов;
  • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. [3]

В п. 2 ст. 41 БК РФ определен состав налоговых доходов. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса  РФ, федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными  налогами признаются налоги, которые  установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации. При  этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации  определяются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок  и сроки уплаты налогов. Прочие элементы налогообложения по региональным налогам  и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом. [2]

Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. [26, с. 164]

Пени  – денежные суммы, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый  агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов  и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством  о налогах и сборах сроки. [43, с. 205]

Штрафами  принято считать санкции, устанавливаемые  и применяемые в виде денежных взысканий в размерах, которые  установлены на законодательном  уровне. [43, с. 207] Действующее законодательство о налогах и сборах допускает предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. В соответствии с п. 3 ст. 41 размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов должен полностью учитываться в доходах соответствующего бюджета.

  В соответствии с БК РФ к  неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, после уплаты предусмотренных налогов и сборов;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы.

Используя имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, можно получить различные виды доходов. Статья 42 БК РФ устанавливает общий  принцип учета доходов от использования  имущества, согласно которому в доходах  бюджетов учитываются:

  • средства, полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Указанные доходы включаются в состав доходов  соответствующих бюджетов после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах. Данный перечень не является исчерпывающим.

В свою очередь, в пункте 2 статьи 42 сказано, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов  и расходов бюджетного учреждения и  отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных  услуг.

Также следует отметить, что доходы от продажи имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности, подлежат зачислению в  соответствующие бюджеты в полном объеме, о чем свидетельствует  ст. 43 БК РФ. Указанные средства подлежат учету в бюджете соответствующего уровня бюджетной системы.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней  бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы  их распределения между бюджетами  различных уровней, а также размеры  затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации. Следует отметить, что действие Закона о приватизации имущества не распространяется на некоторые  виды отношений, возникающих при  отчуждении земли (за исключением земельных  участков, на которых расположены  объекты недвижимости), природных  ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами  территории РФ и др.

Штрафные  санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ. При этом действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:

  • поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий:
  • санкции за нарушение порядка применения цен:
  • административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за не целевое использование бюджетных средств и др.

Согласно  п. 1 ст. 46 БК РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

А в  п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме  штрафов, в доходы бюджетов могут  зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. К числу последних могут быть отнесены, например:

  • суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей;
  • поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др.

Суммы конфискаций, компенсаций и тому подобное зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством  РФ и судебными решениями.

В соответствии с п. 3 ст. 46 БК РФ, суммы денежных взысканий за налоговые правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 части первой НК РФ, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам и в порядке, которые установлены законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Если  штрафы, взимаемые в соответствии с гл. 16 и 18 НК РФ, невозможно отнести  к соответствующему налогу и сбору, то они подлежат зачислению в федеральный, региональный и местные бюджеты в порядке, определяемом законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими бюджетами  в соответствии с требованиями законодательства. К таким доходам относятся:

1. Налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующим уровнем бюджетной системы, или собственные налоги.

Собственные налоги представляют собой налоги, поступающие в бюджеты соответствующих  уровней власти, которые получают исключительные права на взимание и использование перечисленных налогов. Причем могут быть использованы такие методы закрепление как: квотирование (налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административно-территориальной единицы, на территории которой они собраны – например, местные налоги и сборы) или присоединение ставок (территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом, – например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость). [47, с. 64]

Информация о работе Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы