Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:51, контрольная работа
Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны. Ответственность за сбор налогов с населения страны лежит на Государственной налоговой службы Российской Федерации. Качество её функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны. В тоже время эффективность работы налоговой службы определяется ещё и совершенством действующего налогового законодательства.
Введение
Налогообложение доходов его принципы и функции в рыночной экономике
Сущность и принципы налогообложения
Функции налогов
Система налогообложения доходов в экономике России: содержание и особенности
Эффективность системы налогообложения доходов в России и проблемы её повышения
Заключение
Литература
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Мировой опыт показывает,
что налоговый механизм заключает
в себе огромные возможности
воздействия на развитие
предпринимательской деятельности,
динамику и структуру
общественного производства,
его размещение. Налоговые сборы
и платежи являются основным
источником формирования бюджета государства,
т. к. любому государству для
выполнения своих функций необходимы
фонды денежных средств. Очевидно
также, что источником этих финансовых
ресурсов могут быть только
средства, которые правительство собирает
со своих "подданных" в виде физических
и юридических лиц. Из этих средств
финансируются государственные и социальные
программы, содержаться структуры
обеспечивающие существование
и функционирование самого государства.
Так же, с помощью налогообложения
государство может вести экономическую
политику: протекционистскую или, наоборот,
ограничивающую, по отношению к отдельным
отраслям и регионам, осуществлять
антиинфляционные меры, противодействовать
господству на рынке монополистов, изымать
в бюджет сверхприбыль, образующуюся
в результате монопольного роста
цен. Налоговый механизм выполняет
также функцию перераспределения
доходов граждан, социальной
защиты низших слоёв общества,
выступает регулятором личных доходов
населения страны. Ответственность за
сбор налогов с населения страны
лежит на Государственной налоговой
службы Российской Федерации.
Качество её функционирования во
многом предопределяет формирование
бюджета страны. В тоже время
эффективность работы налоговой
службы определяется ещё
и совершенством действующего налогового
законодательства.
Переход экономики
России на рыночные отношения
потребовал создания более совершенной
системы налогообложения. Неоспоримо,
что опыт промышленно развитых стран имеет
для нас немаловажное значение,
но это не означает детального
копирования модели налоговой системы,
какой – либо страны. Огромное значение
имеет также и изучение исторического
отечественного опыта, который
долгие годы сознательно
умалчивался или оценивался заведомо
неверно.
Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность. Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог,
который обязан уплачивать
4. Каждый
налог должен быть устроен
так, чтобы он извлекал
из кармана плательщика возможно меньше
сверх того, что поступает в кассы государства".
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте
и ясности, не требуют никаких
иных разъяснений, они стали "аксиомами"
налоговой политики. Сегодня эти принципы
расширены и дополнены в соответствии
с духом нового времени.
Современные принципы налогообложения получились таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая
система должна обеспечивать
перераспределение
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). Либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но государственный бюджет можно сформировать и без них. Важною роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими
способами,
в каких формах. Здесь возможны
варианты, но каковы бы ни
были эти формы и методы,
центральное место в самой
системе регулирования принадлежит
налогам. Развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими
методами — путем
применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета капитальных
вложений и дотаций и т. п.
Центральное место в этом комплексе экономических
методов занимают налоги. Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия налогообложения,
вводя одни и отменяя другие
налоги, государство создает
условия для ускоренного развития
определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для
общества проблем. Социальная или перераспределительная
функция налогов. Посредством налогов
в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем
на решение народнохозяйственных
проблем, как производственных,
так и социальных, финансирование
крупных межотраслевых, комплексных
целевых программ — научно-технических,
экономических и др. С помощью
налогов государство перераспределяет
часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на
развитие производственной и
социальной инфраструктуры, на
инвестиции в капиталоемкие
и фондоемкие отрасли с длительными
сроками окупаемости затрат
(железные дороги, автострады,
добывающие отрасли, электростанции
и др.). В современных
условиях значительные средства
из бюджета должны быть направлены
на развитие сельскохозяйственного
производства, отставание которого наиболее
болезненно отражается на
всем состоянии экономики
и жизни населения.
Перераспределительная функция
налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Соответствующим
образом построенная налоговая
система позволяет придать рыночной
экономике социальную направленность,
как это сделано в Германии, Швеции,
многих других странах. Это достигается
путем установления прогрессивных ставок
налогообложения, направления значительной
части бюджета средств на социальные нужды
населения, полного или частичного
освобождения от налогов граждан, нуждающихся
в социальной защите. Последняя функция
налогов — стимулирующая. С
помощью налогов, льгот и санкций
государство стимулирует технический
прогресс, увеличение числа рабочих
мест, капитальные вложения
в расширение производства
и др. Действительно, грамотно
организованная налоговая система
предполагает взимание налогов только
со средств, идущих на потребление.
А средства, вкладываемые в развитие
(юридическим или физическим лицом
— безразлично) освобождаются от налогообложения
полностью или частично. У нас это
правило не выполняется. Стимулирование
технического прогресса с помощью
налогов проявляется, прежде всего,
в том, что сумма прибыли,
направленная на техническое перевооружение,
реконструкцию, расширение производства
товаров народного потребления, оборудование
для производства продуктов
питания и ряда других освобождается
от налогообложения. Эта льгота,
конечно, очень существенная. Во многих
развитых странах освобождаются
от налогообложения затраты на
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы.
Делается это по-разному. Так, в Германии
указанные затраты включаются
в себестоимость продукции и тем самым
автоматически освобождаются от налогов.
В других странах эти затраты
полностью или частично исключаются
из облагаемой налогом прибыли. Было бы
целесообразно установить, что в
состав затрат, освобождаемых от налога,
полностью или частично, входят расходы
на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы
в затраты на производство. Указанное
разграничение функций налоговой системы
носит условный характер, так как
все они переплетаются и осуществляются
одновременно.[13]
Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц). Созданная целостная система налогообложения четко устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним. Новизна налоговой системы России проявляется в следующем: они базируются на шаткой, но все же правовой основе, а не на подзаконных актах, как было раньше; становится стабильной, хотя и не в отношении всех налогов; пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением дохода, пусть не всегда справедливо; налоги и сборы начали вводиться и отменятся только органами государственной власти. Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Но эта система грешит тем, что для сбора налогов тратится очень большая сумма денег, происходит рост расходов и создаются условия для всяческого уклонения от уплаты. По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра может быть и больше. Активность в поиске утаенных доходов едва ли снизится: до 10% средств, дополнительно взысканных в ходе проверок, поступает в фонд социального развития налоговой службы.
Принятый в России новый пакет
законов о налогах воплотил
в себе весь мировой опыт, что
важно для страны, выходящей
из экономического кризиса, отвечает
в основном требованиям переходного к
рыночным отношениям периода, имеет
определенную социальную направленность.
Бесспорно, он не лишен серьезных
недостатков и просчетов, подвергается
серьезной и нередко обоснованной
критике со стороны налогоплательщиков
и специалистов. Важно сопоставить
новую налоговую систему России
с налогами, действующими в разных
зарубежных странах, так как переход
к рыночной экономике немыслим
без использования опыта западных
государств наряду со всем
лучшим, что имелось в нашей стране.
Законом "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" предусмотрено
введение трехуровневой системы
налогообложения. Трехуровневые
налоги функционируют в большинстве федеральных
государств. В США это федеральные
налоги, налоги штатов и муниципальные
налоги. Помимо них
имеются незначительные по ставкам и суммам
налоги графств и специальных округов.
В Германии федеральные налоги,
налоги земель и местные
дополняются незначительными суммами
налогов, направляемых в бюджет
органов управления Европейского экономического
сообщества. Аналогичное строение
налогов во Франции, Италии, Нидерландах,
ряде других европейских и американских
стран. Это позволяет обеспечить возможность
самостоятельного формирования бюджетов
всем уровням управления при распределении
некоторых налогов между ними.
Налоговое регулирование осуществляется
Министерством финансов, а
его инструментом выступают федеральные
налоги или некоторые из них. Налоги в
России впервые разделены на три вида: