Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:12, реферат
Бюджет субъекта Федерации является основным и универсальным де-нежным фондом данного публично-правового образования. Процессы фор-мирования, распределения и использования бюджета занимают доминирую-щее место в составе финансовой деятельности субъекта Федерации. В бюд-жете концентрируется подавляющая масса денежных средств, принадлежа-щих субъекту Федерации и входящих в его казну, именно через бюджет осу-ществляется финансирование его основных задач и функций.
Содержание
Введение
Финансы субъекта Федерации структурированы, состоят из различных звеньев (институтов), представляя собой определенную систему, которую принято именовать понятием «финансовая система».
Бюджет субъекта Федерации является основным и универсальным денежным фондом данного публично-правового образования. Процессы формирования, распределения и использования бюджета занимают доминирующее место в составе финансовой деятельности субъекта Федерации. В бюджете концентрируется подавляющая масса денежных средств, принадлежащих субъекту Федерации и входящих в его казну, именно через бюджет осуществляется финансирование его основных задач и функций.
Термин «бюджет» имеет несколько значений. Его можно рассматривать в качестве материальной, экономической и правовой категорий. Кроме того, в литературе выделяются еще несколько значений данного термина. Рассмотрение бюджета через призму этих значений позволяет осветить различные свойства этого института, показать его многообразие и отобразить то место, которое он занимает в финансовой системе субъекта Федерации.
Еще одним критерием, через призму которого можно рассмотреть состав финансовой системы субъекта Федерации, выступает характер экономического отношения, используемого этим субъектом при осуществлении процессов формирования и расходования своих денежных фондов. Такой подход позволяет проанализировать финансовую систему в ее функциональном значении. Наибольший интерес в данном случае представляют налоговые и кредитные отношения.
Налоги представляют собой основной доходный источник как бюджета субъекта Федерации, так и второго денежного фонда этого субъекта, входящего в состав его финансовой системы - территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Налоги формируют такое звено финансовой системы субъекта Федерации (при понимании ее в функциональном значении), как налоговая система субъекта Федерации. Данная система представлена двумя видами налогов: региональными налогами и федеральными налогами, закрепленными за бюджетами субъекта Федерации. Лежащие в основе этого института экономические отношения - налоговые отношения - носят весьма специфический характер. Они характеризуются тем, что опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме от налогоплательщика к публично-правовому образованию. В силу этого они всегда выступают в качестве доходных отношений субъекта Федерации. С правовой точки зрения налоговые отношения могут существовать лишь в форме финансово-правовых отношений, в которых публично-правовое образование выступает в роли властвующего субъекта, а сами отношения носят характер «власти и подчинения». Отметим, что такие отношения возникают лишь при осуществлении финансовой деятельности публично-правовых образований. В иных сферах экономической и социальной деятельности налоговые отношения возникнуть не могут.
Цель данной курсовой работы рассмотреть и проанализировать роль прямых налогов в формировании доходов в бюджет.
Поставленная цель определила круг задач, а именно:
- дать характеристику бюджетных доходов;
- раскрыть содержание понятия «бюджет»;
- охарактеризовать экономическое содержание доходов в бюджет;
- проанализировать роль прямых налогов в формировании доходов в бюджет;
- показать значение прямого налогообложения.
В ходе работы был изучен большой теоретический материал по выбранной теме. Это в основном учебные пособия и монографии, где представлена существующая в Российской Федерации система налогообложения, изложен порядок расчетов основных видов налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
I. Характеристика бюджетных доходов
1.1. Содержание понятия «бюджет»
Традиционно термин «бюджет» понимается в трех значениях: 1) бюджет в материальном значении; 2) бюджет как экономическая категория; 3) бюджет в правовом смысле.1
Бюджет в материальном значении рассматривается как основной денежный фонд соответствующего публично-правового образования.
В «материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления».
Некоторые авторы критически относятся к такому пониманию бюджета. Так, в литературе отмечается, что «некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое денежное хранилище. На самом деле бюджет можно представить как форму оперативного направления денежных средств на определенные цели».
Нельзя абстрагироваться оттого, что бюджет-это всегда деньги. Причем, деньги, которые сосредоточены в определенном фонде денежных средств, который именуется специальным термином «бюджет».
К этому
можно добавить, что сама категория «финансы»
(а
бюджет является частью финансов) также
имеет материальное значение. В финансово-правовой
литературе, например, отмечается, что
«по своему материальному выражению финансы
представляют собой денежные фонды государства,
его территориальных подразделений, предприятий,
организаций, учреждений, используемые
для потребностей общества и развития
производства».
Поэтому, если можно рассматривать финансы в качестве материальной категории, в соответствии с которой они представляют ,собой совокупность денежных фондов, то есть основание рассматривать в этом в качестве и бюджет, который является частью государственных финансов.
Характеризуя бюджет субъекта Федерации в качестве денежного фонда можно отметить следующее.2
Во-первых, бюджет является основным денежным фондом в системе финансов субъекта Федерации. По сравнению с другими денежными фондами этого субъекта он является самым крупным в суммарном выражении. Как отмечается в литературе, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет».
Во-вторых, бюджет входит в состав казны субъекта Федерации и находится в его собственности. Владеет, пользуется и распоряжается бюджетом сам субъект Федерации в лице уполномоченных на то органов, выступающих от имени этого образования.
В-третьих, бюджет носит универсальный характер. Бюджет субъекта Федерации обеспечивает самые разнообразные потребности этого субъекта. Реализация основной массы задач и функции субъекта Федерации обеспечивается посредством расходования бюджета. Это отличает бюджет от тех денежных фондов, которые носят специализированный характер. В то же время необходимо подчеркнуть, что в рамках самого бюджета выделение денежных средств производится на строго целевой основе: они должны быть использованы только нате цели, на которые эти деньги выделены.
В-четвертых, бюджет субъекта Федерации является центральным денежным фондом. В бюджете происходит централизация денежных средств на уровне этого публично-правового образования.
Бюджет как экономическая категория характеризуется через понятие экономические (или денежные) отношения.
В. М. Родионова определяет бюджет следующим образом: «Бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления».3
М. В. Романовский пишет, что «бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, персонального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования».4
Определение бюджета, как совокупности экономических отношений поднимает вопрос, что собой представляют бюджетные отношения.
Традиционно бюджетные отношения рассматривают как разновидность финансовых отношений.
Между тем, что в процессе формирования и расходования бюджета субъекта Федерации могут возникать не только финансовые отношения, но и иные экономические отношения. Так, формирование доходной части бюджета субъекта Федерации может осуществляться за счет займов данного субъекта. В этом случае возникает такая разновидность денежных отношений, как кредитные отношения. Субъект Федерации может получать денежные средства за счет реализации принадлежащего ему имущества или предоставления его во временное пользование (в аренду). Так, Бюджетный кодекс РФ выделяет такую разновидность доходов бюджета, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Федерации. В данном случае возникает такая разновидность экономических отношений, как товарно-денежные отношения.
Расходование денежных средств бюджета также может осуществляться не только в рамках экономических финансовых отношений.
Так, при предоставлении бюджетных кредитов расходование средств бюджета субъекта Федерации происходит в рамках такой разновидности денежных отношений, как кредитные отношения. При осуществлении государственного заказа, когда субъект Федерации в целях осуществления своих функций приобретает товары (работы, услуги), возникает такая разновидность экономических отношений, как товарно-денежные отношения.
Таким образом, в процессе как формирования, так и расходования бюджета субъекта Федерации возникают не только финансовые, но и другие виды экономических отношений - кредитные и товарно-денежные. В то же время эти отношения выражают процессы формирования и расходования бюджета, что позволяет отнести их к категории бюджетных отношений.
В итоге следует, признать, что процесс формирования бюджета субъекта Федерации реализуется в рамках тех отношений, которые для бюджета носят характер доходных отношений. По своей экономической природе это могут быть самые разнообразные отношения: налоговые, кредитные, товарно-денежные отношения.
Процесс расходования бюджета субъекта Федерации осуществляется в рамках отношений, которые для бюджета носят характер расходных отношений. По своей экономической природе это также могут быть разнообразные отношения: финансовые отношения, кредитные отношения, товарно-денежные отношения.
Таким образом, категория «бюджетные отношения» носит обобщающий и комплексный характер, объединяя собой различные виды экономических отношений: финансовые (в том числе налоговые), кредитные, товарно-денежные.
Бюджет, как и любое другое явление объективной реальности, имеет и свое содержание, и свою форму. При этом его содержание является экономическим (что соответствует пониманию бюджета в его экономическом смысле), а форма - правовой (что соответствует пониманию бюджета в его правовом смысле).
Надо сказать, что определение бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств получило довольно критическую оценку со стороны ряда российских авторов.
Как пишет Н. В. Шеремет, «с правовой точки зрения бюджет является государственным актом, который принимается в установленном законодательством порядке, поскольку к своему официальному утверждению он считается только проектом и не может быть передан на исполнение».5
Таким образом, в юридико-организационном смысле бюджет есть правовой акт (закон, решение) который его утвердил.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств этого субъекта.
Использование органами государственной власти субъектов Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств этих субъектов не допускается.
Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (ст. 14 БК РФ).
1.2. Экономическое содержание доходов в бюджет
Доходы бюджетов субъектов РФ включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Налоговые доходы субъектов РФ складываются из отчислений от федеральных налогов и сборов, том числе от налогов специальных налоговых режимов, по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ и законодательством РФ о налогах и сборах; региональных налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах; а также пеней и штрафов по налогам и сборам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.
В бюджеты субъектов РФ поступают в полном объеме региональные налоги — налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, включая налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами:6
- налог на прибыль организаций по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ (НК РФ) для зачисления в бюджеты субъектов РФ. С 2009 г. ставка налога на прибыль организаций установлена в размере 20% от налогооблагаемой прибыли, в том числе в бюджеты субъектов РФ зачисляется 18% (2% поступает в федеральный бюджет);
- налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в бюджет РФ и в бюджеты субъектов РФ, — по нормативу 80%;
- налог на доходы физических лиц — по нормативу 70%
- акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
- акцизы на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%
- акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 100%. Зачисление в бюджеты субъектов РФ указанных акцизов производится в порядке, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- акцизы на алкогольную продукцию — по нормативу 100%. Здесь следует отметить, что происходит распределение акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории РФ, между субъектами РФ: 40% доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции, 60% распределяется между субъектами РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;