Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:12, реферат

Краткое описание

Бюджет субъекта Федерации является основным и универсальным де-нежным фондом данного публично-правового образования. Процессы фор-мирования, распределения и использования бюджета занимают доминирую-щее место в составе финансовой деятельности субъекта Федерации. В бюд-жете концентрируется подавляющая масса денежных средств, принадлежа-щих субъекту Федерации и входящих в его казну, именно через бюджет осу-ществляется финансирование его основных задач и функций.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

 

В таблице 2 приведены объем и структура доходов федерального бюджета на 2009 и 2010 г.12 В связи с внесением изменений в бюджетную классификацию группировка доходов имеет по сравнению с предыдущей таблицей несколько иные характеристики, поэтому материалы не могли быть представлены в рамках одной таблицы.

 

 

 

Таблица 2

Объем и структура доходов федерального бюджета на 2009-2010 гг.

 

 

№ п/п

 

 

Наименование

 

 

2009 г.

 

 

2010 г.

 

 

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

изменение структуры по сравн. с 2005 г.

динамика по сравн. с 2005 г., %

1

Налог на прибыль, доходы

259 003,3

7,78

344 838,1

6,83

-0,95

133,1

2

Налоги и взносы на социальные нужды

266 500,0

8,01

302 090,2

5,99

-2,02

113,4

3

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, — всего в том числе:

791 822,6

23,81

121 2247,5

24,02

+0,21

153,1

3.1

Налог на добавленную стоимость

713 226,9

21,45

1 123 721,4

22,27

+0,82

157,6

3.2

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

78 595,7

2,36

88526,1

1,75

-0,61

112,6

4

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

413 734,4

12,45

532 282,6

10,55

-1,90

128,7

5

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

483 035,6

14,52

753 309,0

14,93

+0,41

156,0

6

Государственная пошлина

18 555,9

0,56

23 058,5

0,46

-0,10

124,2

7

Доходы от внешнеэкономической деятельности

919 093,8

27,63

1 662 922,6

32,95

+5,32

180,9

8

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

73 004,0

2,19

85 769,0

1,70

-0,49

117,5

9

Платежи при пользовании природными ресурсами

35 046,8

1,05

29 544,3

0,59

-0,46

84,3

10

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

58 083,7

1,76

89837,8

1,78

+0,02

154,6


 

Соотношение налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в последние годы имело разную динамику. В настоящее время наблюдается некоторое преобладание доли федерального бюджета, связанное с реализацией Правительством РФ целого ряда программ реформирования экономики и финансов, социальной сферы, принятием существенных поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и др. Вместе с тем определенный перекос при распределении налоговых доходов является одной из причин недостаточности доходной базы бюджетов для финансирования расходов в рамках минимальных социальных стандартов во многих субъектах РФ.

Итак, следующий уровень бюджетной системы РФ — бюджеты субъектов РФ (республик в составе РФ, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, автономной области). Анализ показывает, что налоговые поступления устойчиво составляют весьма высокую долю в доходах практически всех консолидированных бюджетов субъектов РФ. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов весьма отрицательно сказываются на исполнении расходов бюджета любого уровня. Особенно неблагоприятное положение складывается в том случае, если субъект федерации имеет «монобюджет», т. е. в его структуре в силу ряда экономических, демографических, природно-климатических и других факторов преобладают один-два налога и возможность «перекрытия» недобора по одному налогу другими мала.

Рассмотрим кратко особенности структуры доходов территориальных бюджетов субъектов РФ на примере двух субъектов РФ Северо-Западного федерального округа — города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.13

Таблица 3

Анализ структуры доходов бюджета Санкт-Петербурга                                                        за период 2005 -2010 гг., млн руб.

Наименование

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Итого доходов

47 712,6

63 311,9

74 433,8

87 336,8

120 286,9

145 059,2

Налоговые доходы

33 768,4

45 833,2

55 034,0

66 619,7

82 627,2

100 848,6

Удельный вес в общей сумме доходов, %

70,77

72,39

73,94

76,28

68,69

69,52

Неналоговые доходы

6949,1

8849,4

9797,0

16 083,7

31 824,8

37 139,6

Удельный вес в общей сумме доходов, %

14,57

13,98

13,16

18,42

26,46

25,60

Безвозмездные перечисления

1259,1

3248,2

3949,8

-4397,4

5834,9

7071,0

Удельный вес в общей сумме доходов, %

2,64

5,13

5,31

5,04

4,85

4,88

Доходы целевых бюджетных фондов

5736,0

5381,1

5653,0

9030,8

12 254,4

Удельный вес в общей сумме доходов, %

12,02

8,50

7,59

10,34


 

Как следует из приведенных данных, налоговые доходы составляют около 70% доходов бюджетадорода. Существенен рост удельного веса неналоговых доходов — от 14,57% в 2005 г. до 25,60% в 2006 г. В Санкт-Петербурге отличительной особенностью является и значительный абсолютный рост параметров бюджета: сумма доходов с 2005 по 2010 увеличилась более чем в 3 раза — с 47,7 до 145,1 млрд руб.

Обратимся к другому субъекту РФ Северо-Западного федерального округа — Ленинградской области. В таблице 4 приведено поступление доходов в областной бюджет Ленинградской области в 2010 г..14 При характеристике структуры доходной части областного бюджета Ленинградской области прежде всего обращает на себя внимание достаточно низкий (по сравнению с другими субъектами РФ) удельный вес безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ — 6,78%, из них: субвенции — 4,14%, субсидии — 2,64%. Другая существенная характеристика: налоговые доходы составляют практически 90% (89,53%) от общего объема поступлений в бюджет, неналоговые — всего 1,16%. От общей суммы налоговых доходов (если принять их за 100%) определяющий удельный вес составляют налоги на прибыль, доходы — 68,1%. Половину неналоговых доходов составляют платежи за пользование природными ресурсами.

Таблица 4

Объем и структура доходов областного бюджета Ленинградской области в 2010 г.

№ п/п

Наименование

Сумма, млн руб.

Структура, %

I

Доходы (налоговые и неналоговые) - всего

21 260,1

90,69

1.1

Налоговые доходы

20 988,8

89,53

1.1.1

Налоги на прибыль, доходы

14 303,5

61,01

1.1.2

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

3184,1

13,58

1.1.3

Налоги на совокупный доход

216,9

0,93

1.1.4

Налоги на имущество

3173,1

13,54

1.1.5

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

111,2

0,47

1.2

Неналоговые доходы

271,3

1,16

1.2.1

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

81,8

0,35

1.2.2

Платежи за пользование природными ресурсами

162,4

0,69

1.2.3

Доходы от оказания платных услуг, компенсации затрат государства

1,1

 

1.2.4

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

15,7

0,07

1.2.5

Административные платежи и сборы

2,1

 

1.2.6

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

4,2

0,03

1.2.7

Прочие неналоговые доходы

4,0

0,02

II

Безвозмездные поступления

1589,2

6,78

2.1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов, — всего из них:

1589,2

6,78

2.1.1

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ

970,5

4,14

2.1.2

Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ

618,7

2,64

Ш

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

593,7

2,53

 

Всего доходов

23 443,0

100


 

Остановимся на особенностях структуры доходов местных бюджетов — бюджетов муниципальных образований. Муниципальное образование, как установлено в федеральном законодательстве, — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Статьями 61-64 Бюджетного кодекса РФ устанавливаются: налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов, городских округов; неналоговые доходы местных бюджетов; порядок установления органами местного самоуправления муниципальных районов нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений; полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. Как правило, велика доля межбюджетных трансфертов, в том числе прямой финансовой помощи для сбалансирования минимально необходимых расходов. Безусловно, структура доходов местных бюджетов определяется уровнем территории (город, небольшое поселение и др.), ее экономическим потенциалом, численностью и структурой населения, многими другими факторами. Общая проблема — укрепление, наращивание финансовой базы органов местного самоуправления в рамках мероприятий бюджетной и налоговой реформы.

Итоги, развитие и среднесрочные перспективы налоговой реформы рассматриваются в главе 21 учебника. Здесь же отметим, что параллельно реформе налоговой системы улучшается администрирование бюджетных доходов. Серьезными шагами в этом направлении стали изменения в налоговом законодательстве, позволившие повысить текущую собираемость налогов, и меры, направленные на погашение просроченной задолженности налогоплательщиков. В частности, были полностью отменены неденежные формы расчетов с бюджетом, предприятиям предложены схемы реструктуризации задолженности перед бюджетом в обмен на полное и своевременное исполнение текущих налоговых обязательств. Достигнутое повышение налоговой дисциплины и собираемости доходов бюджета, в том числе и таким образом, позволило снизить налоговую нагрузку на предприятия без особой угрозы для сбалансированности бюджетной системы.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, концепция реформирования бюджетного процесса в РФ, основные направления реформирования региональных и муниципальных финансов, продолжение и углубление налоговой реформы направлены на такое развитие налоговых и бюджетных отношений, которое позволяло бы органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках общегосударственных приоритетов, в пределах законодательно установленного разграничения полномочий и обязательств между органами власти разных уровней.

 

3. Значение прямого налогообложения

В настоящее время налоги превращаются в решающий фактор международной и региональной конкуренции. Успехи экономики России в большей степени зависят от эффективности проводимой налоговой политики. Ведущую роль в мобилизации средств для формирования бюджетов и обеспечении функций исполнительных органов власти выполняют налоги и налоговый потенциал территории. В основном за их счет создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

В широкой трактовке налога представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и определенных сроках. Налоговый потенциал представляет собой совокупность технологических, инфраструктурных, бюджетно-финансовых, правовых и иных возможностей обеспечения, восприятия и реализации фискальных платежей, т.е. получение налоговых и неналоговых доходов.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости национального дохода, — выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная фискально в форме налогов со всего населения, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс фискального отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена, за исключением налоговых льгот и специальных режимов.

Доходы бюджетов формируются за счет поступлений налогов и сборов, средств по взаимным расчетам с бюджетами разных уровней, другими безвозмездными перечислениями. К налоговым доходам относятся доходы по налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и др. Неналоговые доходы формируются за счет доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, части прибыли Банка России и прибыли муниципальных унитарных предприятий, доходов от продажи земли и нематериальных активов, доходов от внешнеэкономической деятельности.

За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Одним из основных налогов, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются домовладельцы. Местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты дефицитны и получают на их покрытие средства из бюджетов высшего уровня в порядке дотаций, субвенций, кредитов. Также крупные местные административные структуры имеют право эмиссии местных займов, гарантированных федеральным или региональным правительством. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами и др.). Они становятся собственностью государства и используются для выполнения политический и социально-экономических задач и функций.

Информация о работе Бюджетная система