Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:12, реферат
Бюджет субъекта Федерации является основным и универсальным де-нежным фондом данного публично-правового образования. Процессы фор-мирования, распределения и использования бюджета занимают доминирую-щее место в составе финансовой деятельности субъекта Федерации. В бюд-жете концентрируется подавляющая масса денежных средств, принадлежа-щих субъекту Федерации и входящих в его казну, именно через бюджет осу-ществляется финансирование его основных задач и функций.
В таблице 2 приведены объем и структура доходов федерального бюджета на 2009 и 2010 г.12 В связи с внесением изменений в бюджетную классификацию группировка доходов имеет по сравнению с предыдущей таблицей несколько иные характеристики, поэтому материалы не могли быть представлены в рамках одной таблицы.
Таблица 2
Объем и структура доходов федерального бюджета на 2009-2010 гг.
№ п/п |
Наименование
|
2009 г. |
2010 г. |
||||
|
сумма |
удельный вес, % |
сумма |
удельный вес, % |
изменение структуры по сравн. с 2005 г. |
динамика по сравн. с 2005 г., % | |
1 |
Налог на прибыль, доходы |
259 003,3 |
7,78 |
344 838,1 |
6,83 |
-0,95 |
133,1 |
2 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
266 500,0 |
8,01 |
302 090,2 |
5,99 |
-2,02 |
113,4 |
3 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, — всего в том числе: |
791 822,6 |
23,81 |
121 2247,5 |
24,02 |
+0,21 |
153,1 |
3.1 |
Налог на добавленную стоимость |
713 226,9 |
21,45 |
1 123 721,4 |
22,27 |
+0,82 |
157,6 |
3.2 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
78 595,7 |
2,36 |
88526,1 |
1,75 |
-0,61 |
112,6 |
4 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
413 734,4 |
12,45 |
532 282,6 |
10,55 |
-1,90 |
128,7 |
5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
483 035,6 |
14,52 |
753 309,0 |
14,93 |
+0,41 |
156,0 |
6 |
Государственная пошлина |
18 555,9 |
0,56 |
23 058,5 |
0,46 |
-0,10 |
124,2 |
7 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
919 093,8 |
27,63 |
1 662 922,6 |
32,95 |
+5,32 |
180,9 |
8 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
73 004,0 |
2,19 |
85 769,0 |
1,70 |
-0,49 |
117,5 |
9 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
35 046,8 |
1,05 |
29 544,3 |
0,59 |
-0,46 |
84,3 |
10 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
58 083,7 |
1,76 |
89837,8 |
1,78 |
+0,02 |
154,6 |
Соотношение налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в последние годы имело разную динамику. В настоящее время наблюдается некоторое преобладание доли федерального бюджета, связанное с реализацией Правительством РФ целого ряда программ реформирования экономики и финансов, социальной сферы, принятием существенных поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и др. Вместе с тем определенный перекос при распределении налоговых доходов является одной из причин недостаточности доходной базы бюджетов для финансирования расходов в рамках минимальных социальных стандартов во многих субъектах РФ.
Итак, следующий уровень бюджетной системы РФ — бюджеты субъектов РФ (республик в составе РФ, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, автономной области). Анализ показывает, что налоговые поступления устойчиво составляют весьма высокую долю в доходах практически всех консолидированных бюджетов субъектов РФ. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов весьма отрицательно сказываются на исполнении расходов бюджета любого уровня. Особенно неблагоприятное положение складывается в том случае, если субъект федерации имеет «монобюджет», т. е. в его структуре в силу ряда экономических, демографических, природно-климатических и других факторов преобладают один-два налога и возможность «перекрытия» недобора по одному налогу другими мала.
Рассмотрим кратко особенности структуры доходов территориальных бюджетов субъектов РФ на примере двух субъектов РФ Северо-Западного федерального округа — города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.13
Таблица 3
Анализ структуры
доходов бюджета Санкт-Петербурга
Наименование |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Итого доходов |
47 712,6 |
63 311,9 |
74 433,8 |
87 336,8 |
120 286,9 |
145 059,2 |
Налоговые доходы |
33 768,4 |
45 833,2 |
55 034,0 |
66 619,7 |
82 627,2 |
100 848,6 |
Удельный вес в общей сумме доходов, % |
70,77 |
72,39 |
73,94 |
76,28 |
68,69 |
69,52 |
Неналоговые доходы |
6949,1 |
8849,4 |
9797,0 |
16 083,7 |
31 824,8 |
37 139,6 |
Удельный вес в общей сумме доходов, % |
14,57 |
13,98 |
13,16 |
18,42 |
26,46 |
25,60 |
Безвозмездные перечисления |
1259,1 |
3248,2 |
3949,8 |
-4397,4 |
5834,9 |
7071,0 |
Удельный вес в общей сумме доходов, % |
2,64 |
5,13 |
5,31 |
5,04 |
4,85 |
4,88 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
5736,0 |
5381,1 |
5653,0 |
9030,8 |
12 254,4 |
— |
Удельный вес в общей сумме доходов, % |
12,02 |
8,50 |
7,59 |
10,34 |
— |
— |
Как следует из приведенных данных, налоговые доходы составляют около 70% доходов бюджетадорода. Существенен рост удельного веса неналоговых доходов — от 14,57% в 2005 г. до 25,60% в 2006 г. В Санкт-Петербурге отличительной особенностью является и значительный абсолютный рост параметров бюджета: сумма доходов с 2005 по 2010 увеличилась более чем в 3 раза — с 47,7 до 145,1 млрд руб.
Обратимся к другому субъекту РФ Северо-Западного федерального округа — Ленинградской области. В таблице 4 приведено поступление доходов в областной бюджет Ленинградской области в 2010 г..14 При характеристике структуры доходной части областного бюджета Ленинградской области прежде всего обращает на себя внимание достаточно низкий (по сравнению с другими субъектами РФ) удельный вес безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ — 6,78%, из них: субвенции — 4,14%, субсидии — 2,64%. Другая существенная характеристика: налоговые доходы составляют практически 90% (89,53%) от общего объема поступлений в бюджет, неналоговые — всего 1,16%. От общей суммы налоговых доходов (если принять их за 100%) определяющий удельный вес составляют налоги на прибыль, доходы — 68,1%. Половину неналоговых доходов составляют платежи за пользование природными ресурсами.
Таблица 4
Объем и структура доходов областного бюджета Ленинградской области в 2010 г.
№ п/п |
Наименование |
Сумма, млн руб. |
Структура, % |
I |
Доходы (налоговые и неналоговые) - всего |
21 260,1 |
90,69 |
1.1 |
Налоговые доходы |
20 988,8 |
89,53 |
1.1.1 |
Налоги на прибыль, доходы |
14 303,5 |
61,01 |
1.1.2 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
3184,1 |
13,58 |
1.1.3 |
Налоги на совокупный доход |
216,9 |
0,93 |
1.1.4 |
Налоги на имущество |
3173,1 |
13,54 |
1.1.5 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
111,2 |
0,47 |
1.2 |
Неналоговые доходы |
271,3 |
1,16 |
1.2.1 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
81,8 |
0,35 |
1.2.2 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
162,4 |
0,69 |
1.2.3 |
Доходы от оказания платных услуг, компенсации затрат государства |
1,1 |
|
1.2.4 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
15,7 |
0,07 |
1.2.5 |
Административные платежи и сборы |
2,1 |
|
1.2.6 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
4,2 |
0,03 |
1.2.7 |
Прочие неналоговые доходы |
4,0 |
0,02 |
II |
Безвозмездные поступления |
1589,2 |
6,78 |
2.1 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов, — всего из них: |
1589,2 |
6,78 |
2.1.1 |
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ |
970,5 |
4,14 |
2.1.2 |
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ |
618,7 |
2,64 |
Ш |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
593,7 |
2,53 |
Всего доходов |
23 443,0 |
100 |
Остановимся на особенностях структуры доходов местных бюджетов — бюджетов муниципальных образований. Муниципальное образование, как установлено в федеральном законодательстве, — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Статьями 61-64 Бюджетного кодекса РФ устанавливаются: налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов, городских округов; неналоговые доходы местных бюджетов; порядок установления органами местного самоуправления муниципальных районов нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений; полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. Как правило, велика доля межбюджетных трансфертов, в том числе прямой финансовой помощи для сбалансирования минимально необходимых расходов. Безусловно, структура доходов местных бюджетов определяется уровнем территории (город, небольшое поселение и др.), ее экономическим потенциалом, численностью и структурой населения, многими другими факторами. Общая проблема — укрепление, наращивание финансовой базы органов местного самоуправления в рамках мероприятий бюджетной и налоговой реформы.
Итоги, развитие и среднесрочные перспективы налоговой реформы рассматриваются в главе 21 учебника. Здесь же отметим, что параллельно реформе налоговой системы улучшается администрирование бюджетных доходов. Серьезными шагами в этом направлении стали изменения в налоговом законодательстве, позволившие повысить текущую собираемость налогов, и меры, направленные на погашение просроченной задолженности налогоплательщиков. В частности, были полностью отменены неденежные формы расчетов с бюджетом, предприятиям предложены схемы реструктуризации задолженности перед бюджетом в обмен на полное и своевременное исполнение текущих налоговых обязательств. Достигнутое повышение налоговой дисциплины и собираемости доходов бюджета, в том числе и таким образом, позволило снизить налоговую нагрузку на предприятия без особой угрозы для сбалансированности бюджетной системы.
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, концепция реформирования бюджетного процесса в РФ, основные направления реформирования региональных и муниципальных финансов, продолжение и углубление налоговой реформы направлены на такое развитие налоговых и бюджетных отношений, которое позволяло бы органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках общегосударственных приоритетов, в пределах законодательно установленного разграничения полномочий и обязательств между органами власти разных уровней.
3. Значение прямого налогообложения
В настоящее время налоги превращаются в решающий фактор международной и региональной конкуренции. Успехи экономики России в большей степени зависят от эффективности проводимой налоговой политики. Ведущую роль в мобилизации средств для формирования бюджетов и обеспечении функций исполнительных органов власти выполняют налоги и налоговый потенциал территории. В основном за их счет создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.
В широкой трактовке налога представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и определенных сроках. Налоговый потенциал представляет собой совокупность технологических, инфраструктурных, бюджетно-финансовых, правовых и иных возможностей обеспечения, восприятия и реализации фискальных платежей, т.е. получение налоговых и неналоговых доходов.
Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости национального дохода, — выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная фискально в форме налогов со всего населения, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс фискального отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена, за исключением налоговых льгот и специальных режимов.
Доходы бюджетов формируются за счет поступлений налогов и сборов, средств по взаимным расчетам с бюджетами разных уровней, другими безвозмездными перечислениями. К налоговым доходам относятся доходы по налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и др. Неналоговые доходы формируются за счет доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, части прибыли Банка России и прибыли муниципальных унитарных предприятий, доходов от продажи земли и нематериальных активов, доходов от внешнеэкономической деятельности.
За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Одним из основных налогов, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются домовладельцы. Местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты дефицитны и получают на их покрытие средства из бюджетов высшего уровня в порядке дотаций, субвенций, кредитов. Также крупные местные административные структуры имеют право эмиссии местных займов, гарантированных федеральным или региональным правительством. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами и др.). Они становятся собственностью государства и используются для выполнения политический и социально-экономических задач и функций.