Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:12, реферат

Краткое описание

Бюджет субъекта Федерации является основным и универсальным де-нежным фондом данного публично-правового образования. Процессы фор-мирования, распределения и использования бюджета занимают доминирую-щее место в составе финансовой деятельности субъекта Федерации. В бюд-жете концентрируется подавляющая масса денежных средств, принадлежа-щих субъекту Федерации и входящих в его казну, именно через бюджет осу-ществляется финансирование его основных задач и функций.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

- акцизы на пиво — по нормативу 100%;

- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100%;

- налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60%;

- налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов — по нормативу 100%;

- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5%;

- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов — по нормативу 80%;

- сбор за пользование объектами животного мира — по нормативу 100%

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 90%. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ с 1 января 2011 г. данный налог будет поступать в бюджет субъекта РФ в 100%-ном размере;

- налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения — по нормативу 90%. В соответствии с указанным выше законом с 1 января 2011 г. — по нормативу 100%.

- единый сельскохозяйственный налог — по нормативу 30%;

- государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100% (по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов РФ; за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий; за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, а также за государственную регистрацию их учредительных документов; за государственную регистрацию региональных отделений политических партий; за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации; за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов; предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ; за выдачу уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов).

Таким образом, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, долговременных нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, включая налоги специальных налоговых режимов, штрафов и пеней по налогам и сборам. Если региональные налоги зачисляются в региональные бюджеты по принципу "один налог — один бюджет", то законодательно установленное распределение доходов от федеральных налогов характеризует совместное использование налоговых поступлений, способствующее вертикальному выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Тем не менее проблема с обеспечением региональных бюджетов налоговыми доходами полностью не решена. Федеральные налоги в региональных бюджетах составляют в среднем более 90% от налоговых поступлений, на региональные налоги и сборы приходится около 8%. Это свидетельствует о высокой зависимости бюджетов субъектов РФ от федерального налогового законодательства и федеральных поступлений в форме отчислений от федеральных налогов и сборов.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:7

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ и государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100%;

- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в том числе казенных, — по нормативу 100%;

- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ, — по нормативу 100%;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, определяемых в порядке, установленном законом субъекта РФ;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;

- платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, — по нормативу 100%;

- декларационного платежа — по нормативу 100%;

- доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 20%;

- доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, — по нормативу 20%;

- доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, от передачи в аренду и продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не более 50%;

- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, — по нормативу 100%;

- разовых платежей за использование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, — по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется по нормативу 80%; доходы от передачи в аренду и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах указанных городов, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды этих земельных участков — по нормативу 100%, если законодательством Москвы и Санкт-Петербурга не установлено иное; доходы от продажи, передачи в аренду, продажи прав на заключение аренды земельных участков и недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности, но осуществление полномочий по управлению и распоряжению ими передано органам государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга — по нормативу 100%, если законодательством этих городов не установлено иное; плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке, — по нормативу 100%.

В структуре неналоговых поступлений наибольший удельный вес в бюджетах субъектов РФ приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, к которым относятся:8

- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества субъекта РФ, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий субъекта РФ, в том числе казенных;

- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств субъекта РФ на счетах в Центральном банке РФ и в кредитных организациях;

- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, созданных субъектом РФ, в том числе казенных), в залог, доверительное управление;

- плата за пользование бюджетными кредитами, выдаваемыми из бюджетов субъектов РФ;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам РФ;

- часть прибыли государственных унитарных предприятий, созданных субъектом РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, созданных субъектом РФ, в том числе казенных.

В составе неналоговых доходов в бюджеты субъектов РФ поступают штрафы и иные суммы принудительного взыскания:9

- за нарушения законодательства РФ о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории субъекта РФ, — по нормативу 60%;

- за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в собственности субъекта РФ, — по нормативу 100%;

- за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в собственности субъекта РФ, — по нормативу 100%;

- за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ — по нормативу 100%;

- за нарушение бюджетного законодательства РФ (в части бюджетов субъектов РФ), а также денежные взыскания (штрафы), установленные законами субъектов РФ, — по нормативу 100%;

- за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса в суммах, определенных Налоговым кодексом РФ, — по нормативу 100%, если иное не предусмотренное законодательством субъекта РФ;

- суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход субъектов РФ, в соответствии с законодательством РФ и решениями судов, — по нормативу 100%.

На современном этапе роль неналоговых поступлений в форме доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, явно занижена. Региональные публично-правовые образования неэффективно используют имущество, находящееся в их собственности. Особенно это касается доходов, получаемых от вложений бюджетных средств в капиталы (уставные фонды) предприятий и организаций, доходов от деятельности создаваемых ими государственных унитарных предприятий, размещения временно свободных денежных средств на счетах кредитных учреждений.

Взятый курс на бюджетирование, ориентированное на конечный результат, потребует от государственных органов власти субъектов РФ пересмотра региональной бюджетной политики в отношении более эффективного управления имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ, особенно на современном этапе, когда идет реформирование бюджетных организаций в собственно бюджетные, автономные, казенные, а также осуществляется активный переход от унитарных предприятий к акционерным обществам и казенным учреждениям.

 

 

II. Роль прямых налогов в формировании доходов в бюджет

Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе консолидированного бюджета РФ (федерального, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и их исполнение — сложнейший, многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране в текущем и следующем финансовом году, на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В рамках этой работы особые трудности (и особая ответственность) связаны с планированием налоговых поступлений и их мобилизацией.10

Проведем поэтапный анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального и территориальных бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов. Обратимся к федеральному уровню. В таблице 1 представлена структура доходов федерального бюджета РФ в 2006-2010 гг.11 Прежде всего обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая в 2006 г. составляла 84,7% структуры доходов, в 2010— 75,5%. По значимости в доходах федерального бюджета в 2010 г. можно выделить: налог на добавленную стоимость — 36,03%; таможенные пошлины, иные таможенные сборы и платежи — 19,42; платежи за пользование природными ресурсами — 10,19%. Наибольший прирост по сравнению с 2009 г. дали таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи (+5,53%). Таким образом, как видно из таблицы 1, имеет место изменение структуры доходов федерального бюджета, связанное со снижением налогового бремени, продолжением налоговой реформы, изменением распределения некоторых налогов по уровням бюджетов, а также возрастанием ряда неналоговых поступлений, в частности налогов от экспорта.

 

 

 

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета в 2006-2010 гг.

 

Доходы

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009г.

2010 г.

удельный вес, %

удельный вес, %

удельный вес, %

удельный вес, %

удельный вес, %

Всего доходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

         

I. Налоговые доходы — всего

84,70

93,45

81,21

78,27

75,50

в том числе:

         

1.1. Налог на прибыль организации

8,00

14,47

9,76

7,43

6,00

1.2. Налог на доходы физических лиц

3,00

0,16

-

-

-

1.3. Налог на игорный бизнес

0,02

0,03

0,05

0,05

0,01

1.4. Налог на добавленную стоимость

34,81

43,27

36,39

39,13

36,03

1.5. Акцизы

15,04

15,76

10,57

9,56

3,58

1.6. Федеральные лицензионные и регистрационные сборы

0,07

0,11

0,04

0,06

0,05

1.7. Налог на покупку

иностранных денежных знаков

0,19

0,13

0,09

-

-

1.8. Налог на совокупный доход

0,13

0,26

0,27

0,34

-

1.9. Налог на операции с ценными бумагами

0,04

0,03

0,04

0,03

0,03

1.10. Платежи за пользование природными ресурсами

1,39

3,12

8,64

7,56

10,19

1.11. Таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи

21,57

15,97

15,25

13,89

19,42

1.12. Государственная пошлина

-

-

-

0,11

0,11

1.13. Другие налоги, сборы, пошлины

0,44

0,14

0,11

0,11

0,08

2. Передача налоговых доходов в целевые бюджетные фонды

-0,04

-

-

-

-

3. Неналоговые доходы — всего

7,76

5,38

4,91

6,03

8,00

4. Доходы целевых бюджетных фондов — всего

7,58

1,17

0,65

0,58

0,52

5. Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

-

-

13,23

15,12

15,98

Информация о работе Бюджетная система