Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:44, реферат

Краткое описание

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность бюджетной системы: понятие, принципы, классификации…………………….……………………………………….……..5
2. Основные направления реформировании…………………..………………..8
Заключение…………………………………………………………………...…11Список использованной литературы……………………………………….….13

Файлы: 1 файл

ehsse 1 .docx

— 28.16 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Сущность бюджетной системы:  понятие, принципы, классификации…………………….……………………………………….……..5

2. Основные направления реформировании…………………..………………..8

Заключение…………………………………………………………………...…11Список использованной литературы……………………………………….….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь  всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

 

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе. [3, 205]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность бюджетной системы: понятие, принципы, классификация

Политика (от др. греч.) означает искусство  управления государством. В широком  смысле политика - это концепция  специальной деятельности по защите и реализации интересов одних  субъектов в противовес интересам  других, в узком смысле - совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Любая политика - это отношения минимум двух субъектов по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

- по типу объекта (социальная, экономическая);

- по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

Бюджетный кодекс РФ предлагает следующее  определение бюджета: бюджет - это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. [3, 56]

Бюджетную систему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это  связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют  эти уровни. Административно-территориальное  устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетная система Российской Федерации  состоит из бюджетов трех уровней:

1) первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) второй уровень - бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) третий уровень - местные бюджеты.  Бюджеты первого уровня разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ:

- принцип единства бюджетной системы РФ,

- принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ,

- принцип самостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов,- принцип сбалансированности бюджета,

- принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств, 

- принцип общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов, принцип гласности,  принцип достоверности бюджета,

- принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная политика государства это  совокупность мероприятий в сфере  организации бюджетных отношений  с целью обеспечения его денежными  средствами для выполнения своих функций. [2, 34]

Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры  бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация финансовых ресурсов  на решении приоритетных вопросов;

- снижение налоговой нагрузки  на экономику; 

- упорядочивание государственных обязательств;

- создание эффективной системы  межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром  экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления реформирования

На протяжении всего периода  реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего совершенствования  бюджетной политики необходимо осуществить  реконструкцию основных ее принципов:

- реалистичности, т.е. исключения  ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

- ответственности государства  за безусловное выполнение взятых  на себя обязательств;

- жесткости бюджетов, превращения  их в действенный инструмент  финансового оздоровления экономики;

- увеличения доходов, причем  не за счет роста налогового  бремени, а за счет легализации  частнопредпринимательской инициативы;

- усиления результативности бюджетной  политики в достижении определенных параметров в экономике.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. Политика государства - это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики - это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения . [1]

На мой взгляд, одним из главных направлений реформирования бюджетного процесса должно стать совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, а также более тесная увязка бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами. Приходится признать, что применение программно-целевого планирования до сих пор ограничивается только разработкой и реализацией федеральных целевых программ. Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов. К сожалению, до сих пор не создана система полноценного мониторинга эффективности бюджетных ассигнований, не разработаны и законодательно не утверждены оценочные показатели. Требуется ускорить работу в этом направлении, с тем чтобы распределять бюджетные ресурсы только в прямой зависимости от достижения конкретных результатов.

 Оценка эффективности должна  производиться по всем бюджетным  ассигнованиям, в том числе  передаваемым в уставные капиталы  акционерных обществ (включая  институты развития) и государственным  корпорациям. По данным Счетной палаты, в 2010–2011 годах имела место определенная несбалансированность между свободными денежными средствами, которыми располагали государственные корпорации, и реальными потребностями в их использовании. Недопустима ситуация, когда бюджетные средства не используются корпорациями по целевому назначению и находятся на депозитных счетах в коммерческих банках.

Я считаю, что одним из важнейших условий экономического роста и повышения эффективности использования бюджетных средств является ускорение процесса реструктуризации бюджетного сектора. Действующий в большинстве случаев механизм сметного финансирования является неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения. Возможность распоряжаться внебюджетными доходами создает заинтересованность бюджетных учреждений в предоставлении платных услуг, но снижает их интерес в качественном осуществлении своей основной деятельности. Следствием этого является снижение объемов и качества предоставления государственных (муниципальных) услуг.

 Большинство бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, способны функционировать в рыночных  условиях. Но в настоящее время  многие из них не спешат  стать автономными учреждениями. Поэтому необходимо создать условия  и стимулы для бюджетных учреждений  в целях преобразования их  в автономные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бюджетная политика - это система  форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов  власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области  организации и использования  бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего  года.

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

На протяжении всего периода  реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной  политики, которые рассчитаны также  и на среднесрочную перспективу  в числе которых является:

Информация о работе Бюджетная система РФ