Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:17, контрольная работа

Краткое описание

Термин бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

Оглавление

1. Введение -------------------------------------------------------------2-6

2. Бюджетное устройство-----------------------------------------6-7

3. Бюджетное система Российской Федерации------8-9

4. Принципы бюджетной системы РФ-----------------------9-11

5. Заключение---------------------------------------------------------12-13

6. Задача-------------------------------------------------------------------13

7. Список использованной литературы----------------------14

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 34.18 Кб (Скачать)

 

Содержание 
 

  1. Введение -------------------------------------------------------------2-6
 
  1. Бюджетное устройство-----------------------------------------6-7
 
  1. Бюджетное система Российской Федерации------8-9
 
  1. Принципы  бюджетной системы РФ-----------------------9-11
 
  1. Заключение---------------------------------------------------------12-13
 
  1. Задача-------------------------------------------------------------------13
 
  1. Список  использованной литературы----------------------14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюджетное устройство и бюджетная  система Российской     Федерации.  Принципы её построения. 

Введение.

Термин  бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

  В юридическом смысле бюджет - это  финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения  функций государственных и муниципальных  образований.

  Бюджет  является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме  него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически  все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для  некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых  фондов.

Российская  Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

Каждый  субъект РФ и муниципальное образование  самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе второго элемента бюджетного устройства РФ - принципов построения бюджетной системы.

Закон устанавливает, что бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и  самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной системы означает, что бюджеты различных уровней  находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается:    

-единой  правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование  находится в ведении Российской  Федерации;   

-едиными  бюджетными классификациями, используемыми  на всей территории РФ. Бюджетная  классификация - это распределение  доходов и расходов по группам  на основе однородных признаков.  Так, в России приняты предметная (отраслевая) и финансовая (деление  расходов на возвратные и безвозвратные,  доходов на постоянные и временные)  классификации; единством формы  бюджетной документации; предоставлением  с одного уровня на другой  необходимой информации;   

-единством  денежной системы РФ. Однако единство  бюджетной системы не означает  единства государственного бюджета.  Характер взаимосвязи элементов  бюджетной системы зависит от  модели управления народным хозяйством, принятой в государстве. Так,  в условиях централизованного  управления наиболее естественной  формой является единый государственный  бюджет с включением в него  бюджетов всех уровней и широкими  полномочиями центральных органов  по расходованию средств. Децентрализация  в управлении народным хозяйством, характерная для современного  периода, предполагает самостоятельность  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему РФ. Самостоятельность элементов  бюджетной системы заключается  в том, что каждый бюджет  обладает собственными источниками  доходов (закрепленные, регулирующие  доходы и др.) и правом самостоятельно  определять направления использования  этих средств. Однако степень  самостоятельности бюджетов небезгранична  и не доходит до изолированности.  Взаимосвязь бюджетов выражается  в наличии бюджетных прав и  обязанностей у соответствующих  субъектов бюджетного права по  отношению к нижестоящим и  вышестоящим бюджетам. Роль вышестоящих  бюджетов заключается в том,  что они являются своего рода  гарантом финансирования минимально  необходимых расходов нижестоящих  территорий. Перечень минимально  необходимых расходов устанавливается  вышестоящим органом государственной  власти. В том случае, если нижестоящий  бюджет не отвечает требованиям  минимальной бюджетной обеспеченности, происходит или прямое финансирование  из вышестоящего бюджета, или  закрепление за нижестоящим бюджетом  определенных регулирующих доходов  на длительный срок.

Российская  Федерация устанавливает структуру  и общие принципы построения бюджетной  системы РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие  бюджеты, устанавливает общий порядок  и принципы распределения доходов  в бюджетной системе, принципы и  основы бюджетного процесса, основы бюджетных  прав субъектов и муниципальных  образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация  утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет перечень минимально необходимых расходов субъектов  и др.

Субъекты  РФ участвуют в осуществлении  федеральных бюджетных прав (например, в форме представительства в  федеральных законодательных и  исполнительных органах). По отношению  к местным бюджетам субъекты РФ имеют  право предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в  нижестоящие бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных  образований, позволяющий финансировать  их минимально необходимые расходы.

Муниципальные образования также обладают определенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные  бюджеты, обладая правом устанавливать  местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют  право получать и предоставлять  ссуды бюджетам других уровней.

Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и  расходной. А. Доходы бюджета - это часть  государственных или муниципальных  доходов, выражающаяся в платежах юридических  и физических лиц, поступающих в  бюджет, и иных доходах.

Превышение  расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит  неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит  бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют  дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с  бюджетным дефицитом, так как  будучи утвержденным чаще всего еще  до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.

Покрытие  дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска - государственных займов или использования кредитных  ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный  долг и подлежат возврату, чаще всего  на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется достаточно бессмысленным.

 
   Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РФ, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. 
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.             .            

          Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.

  1.1.Бюджетное  устройство.              .                    

  Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, структура  бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов, т. е. межбюджетные отношения.             . 
Бюджетное устройство тесно связано с типом государственного устройства. 
Для унитарных государств характерна двухуровневая бюджетная система - центральный бюджет и обособленные местные бюджеты, для федеральных государств типична трехуровневая система с обособленным статусом бюджетов всех уровней. 

  Бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета  РФ, бюджетов субъектов федерации  и местных бюджетов административно-территориальных единиц.               . 
Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный Кодекс РФ и ФЗ «Об основах бюджетного устройства в РФ». 

  В качестве основополагающих принципов  построения бюджетной системы и  бюджетного устройства закреплены принципы единства и самостоятельности бюджетов.                . 
Принцип единства – взаимодействие бюджетов всех уровней по линии доходов путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов.                                         . 

    Гарантиями единства бюджетной системы является ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса, единая денежная система. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, в том числе налоговой государственной политики. 
   Самостоятельность бюджетов – право самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующим представительным органом власти , право определения направлений использования и расходования бюджетных средств, наличие собственных источников бюджетных доходов.
 
Также к принципам построения бюджетной системы можно отнести принцип разграниченности доходов и расходов бюджета между уровнями бюджетной системы, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов, принцип сбалансированности, принцип экономичности и эффективности использования бюджетных средств, принцип гласности, достоверности, адресности и целевого использования бюджетных средств.                . 

Информация о работе Бюджетная система РФ