Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа
Бюджет — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.
Введение 3
1. Социально экономическая сущность и содержание бюджетных реформ 5
1.1. Понятие и значение государственного бюджета 5
1.2. Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов 8
1.3. Развитие бюджетного федерализма 10
2. Основные направления бюджетной реформы в РФ 15
2.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы 15
2.2. Межбюджетные отношения 23
Заключение 27
Список литературы 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Социально экономическая
1.1. Понятие и значение
1.2. Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов 8
1.3. Развитие бюджетного
2. Основные направления
2.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы 15
2.2. Межбюджетные отношения 23
Заключение 27
Список литературы 29
ВВЕДЕНИЕ
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
Бюджет — основа функционирования государства
в целом, его национально-государственных
и административно-
С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего — бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджетное регулирование — одна
из важнейших хозяйственных
Таким образом, бюджет — это объективно
обусловленное финансовой системы,
особый сегмент денежных отношений,
связанный с формированием, распределением
и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенного
для обеспечения функций и
задач государства и его
1. СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РЕФОРМ
1.1. Понятие и значение государственного бюджета
Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Как известно, сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Через бюджет производится мобилизация централизуемых финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.
Федеральные и региональные органы государственной власти посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть
перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Государственный бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивает проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части. Основные функции, которые выполняет бюджет, можно представить в виде следующей схемы:
Через распределительную и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечить не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Итак, государственный бюджет страны, являясь одним из важных звеньев финансовой системы, представляет собой план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Значение бюджета, на мой взгляд, состоит, прежде всего, в сосредоточении у государства части доходов общества. В условиях рыночной экономики, к которой Россия стремиться в настоящее время, большое значение бюджета сохраняется, но методы его воздействия на развитие экономики и социальной сферы становятся несколько иными. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Бюджет играет важную роль и в воспроизводственном процессе. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы влияет на воспроизводство рабочей силы. Налоги, направляемые в бюджет, сокращают долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового внутреннего продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития. Итак, основные признаки государственного бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, можно сформулировать следующим образом:
¨ бюджет имеет денежную форму отношений (опосредуется движением финансовых ресурсов);
¨ сфера действия бюджета ограничена рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ);
¨ участниками бюджетных отношений всегда являются, с одной стороны, государство, субъекты Федерации и органы местного самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население.
¨ характерна безвозмездность движения денежных потоков в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования.
1.2. Налоговая реформа
и ее влияние на доходы
Налоги являются неотъемлемым элементом государства, поскольку именно налоги являются основным источником финансового обеспечения его деятельности и деятельности местного самоуправления.
Эффективность налоговой системы тесно связана и оказывает существенное влияние на эффективность экономики в целом. Высокие налоги, предполагающие значительные изъятия доходов в пользу государства, приводят к угнетению деловой активности и в итоге к снижению доходов государства.
Вопросы налоговой реформы в данном разделе будут рассматриваться только применительно к формированию доходов бюджетов.
Существующая система налогообложения Российской Федерации начала формироваться в 1990-1991 годах и выстраивалась, видоизменялась по мере формирования рыночных условий в экономике.
Налоговая реформа была призвана обеспечить решение двух основных задач:
1.Создать четкое, полное, понятное и по возможности простое законодательство.
2.Снизить налоговое бремя на налогоплательщиков.
Решение первой задачи однозначно требовало разработки и принятия налогового кодекса. В 1996 году появился первый вариант проекта первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Проект прошел многочисленные обсуждения, в ходе доработки в него было внесено множество поправок, и в июле 1998 года первая часть Налогового кодекса была принята. Вводилась она в действие с 1 января 1999 года специальным Федеральным законом от 31.07.1998 г. No 147-ФЗ «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Вторая часть Налогового кодекса, состоящая из четырех глав по отдельным налогам была принята в июле 2000 года и введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000 года No 118-ФЗ с 1 июля 2001 года.
В последующие годы были приняты еще несколько глав второй части. В целом в 2003 году еще не закончена вторая часть, а предстоит принять еще третью и четвертую части кодекса. Иными словами работы в области налогового законодательства предстоит еще достаточно.
Вторая задача – снижение налогового бремени, требовала и требует «увязки» с поступлением налогов в бюджет, поскольку снижение налоговых ставок далеко не всегда сразу дает увеличение поступлений в бюджет.
Основные направления
С точки зрения распределения налогов
по уровням бюджетов, то общепринято
считать, что возросла концентрация
налоговых доходов в
Однако, земельный налог поступает
в местный бюджет только частично,
главы в Налоговом кодексе
по лицензионным сборам пока нет. С учетом
того, что местное самоуправление не обладает
правом лицензирования,
видимо и по этим местным сборам будет
много вопросов. Доля остальных налогов
в доходах местных бюджетов несущественна.
1.3. Развитие бюджетного федерализма
Основные направления
социально-экономической
На заседании Правительства
Российской Федерации в 2000 г. были одобрены
подготовленные в основном Министерством
экономического развития и торговли
РФ с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти и
Банка России Основные направления
социально-экономической