Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Оглавление

Введение 3
1. Социально экономическая сущность и содержание бюджетных реформ 5
1.1. Понятие и значение государственного бюджета 5
1.2. Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов 8
1.3. Развитие бюджетного федерализма 10
2. Основные направления бюджетной реформы в РФ 15
2.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы 15
2.2. Межбюджетные отношения 23
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                     3

 

1. Социально экономическая сущность  и содержание бюджетных реформ       5

 

1.1. Понятие и значение государственного  бюджета                                             5

 

1.2. Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов                                 8

 

1.3. Развитие бюджетного федерализма                                                                 10

 

2. Основные направления бюджетной  реформы в РФ                                          15

 

2.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы                              15

 

2.2. Межбюджетные отношения 23

 

Заключение 27

 

Список литературы  29        

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

Бюджет — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно  меняется и социально-экономическая  роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего — бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций  государства. Цель его — поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Таким образом, бюджет — это объективно обусловленное финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и  задач государства и его территориальных  подсистем это главный финансовый план страны, важнейший инструмент дарственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РЕФОРМ

1.1. Понятие и значение государственного бюджета

 

           Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Как известно, сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Через бюджет производится мобилизация централизуемых финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.

          Федеральные и региональные органы государственной власти посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть

перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления. Государственный бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивает проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части. Основные функции, которые выполняет бюджет, можно представить в виде следующей схемы:

 

         Через распределительную и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечить не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Итак, государственный бюджет страны, являясь одним из важных звеньев финансовой системы, представляет собой план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Значение бюджета, на мой взгляд, состоит, прежде всего, в сосредоточении у государства части доходов общества. В условиях рыночной экономики, к которой Россия стремиться в настоящее время, большое значение бюджета сохраняется, но методы его воздействия на развитие экономики и социальной сферы становятся несколько иными. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Бюджет играет важную роль и в воспроизводственном процессе. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы влияет на воспроизводство рабочей силы. Налоги, направляемые в бюджет, сокращают долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового внутреннего продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития. Итак, основные признаки государственного бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, можно сформулировать следующим образом:

¨ бюджет имеет денежную форму  отношений (опосредуется движением  финансовых ресурсов);

¨ сфера действия бюджета  ограничена рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим  законодательством (Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ);

¨ участниками бюджетных  отношений всегда являются, с одной  стороны, государство, субъекты Федерации  и органы местного самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население.

¨ характерна безвозмездность  движения денежных потоков в виде взимания налогов и сборов, а также  бюджетного финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Налоговая реформа  и ее влияние на доходы бюджетов

 

           Налоги являются неотъемлемым элементом государства, поскольку именно налоги являются основным источником финансового обеспечения его деятельности и деятельности местного самоуправления.

Эффективность налоговой системы тесно связана и оказывает существенное влияние на эффективность экономики в целом. Высокие налоги, предполагающие значительные изъятия доходов в пользу государства, приводят к угнетению деловой активности и в итоге к снижению доходов государства.

Вопросы налоговой реформы в данном разделе будут рассматриваться только применительно к формированию доходов бюджетов.

           Существующая система налогообложения Российской Федерации начала формироваться в 1990-1991 годах и выстраивалась, видоизменялась по мере формирования рыночных условий в экономике.

Налоговая реформа была призвана обеспечить решение двух основных задач:

1.Создать четкое, полное, понятное и по возможности простое        законодательство.

2.Снизить налоговое бремя на налогоплательщиков.

 Решение первой задачи однозначно требовало разработки и принятия налогового кодекса. В 1996 году появился первый вариант проекта первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Проект прошел многочисленные обсуждения, в ходе доработки в него было внесено множество поправок, и в июле 1998 года первая часть Налогового кодекса была принята. Вводилась она в действие с 1 января 1999 года специальным Федеральным законом от 31.07.1998 г. No 147-ФЗ «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Вторая часть Налогового кодекса, состоящая из четырех глав по отдельным  налогам была принята в июле 2000 года и введена в действие  Федеральным законом от 5 августа 2000 года No 118-ФЗ с 1 июля 2001 года.

          В последующие годы были приняты еще несколько глав второй части. В целом в 2003 году еще не закончена вторая часть, а предстоит принять еще третью и четвертую части кодекса. Иными словами работы в области налогового законодательства предстоит еще достаточно.

Вторая задача – снижение налогового бремени, требовала и требует  «увязки» с поступлением налогов  в бюджет, поскольку снижение налоговых  ставок далеко не всегда сразу дает увеличение поступлений в бюджет.

Основные направления налоговой реформы в части снижения налоговой нагрузки связаны, во-первых, с уменьшением  ставки налога на прибыль с 35% сначала  до 30%, а затем до 24%; во-вторых, с  отменой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и введением единой ставки в размере 13%; в-третьих, с введением для малого предпринимательства единого налога по упрощенной системе и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; в-четвертых, с отменой целой группы местных налогов и введением налога с продаж (необходимо отметить, что налог с продаж в том виде, в котором он был принят, признан Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции РФ и подлежит отмене с 1 января 2004 года); в-пятых, с введением единого социального налога вместо платежей в государственные внебюджетные фонды. Помимо перечисленных, наиболее значимых изменений, следует отметить, что реформа предполагает усиление роли имущественных налогов, взимаемых с населения, переход на рыночные механизмы оценки земли и имущества, введение налога на недвижимость вместо налога на имущество и налога на землю. Рассматриваются вопросы снижение ставки налога на добавленную стоимость, ставок по единому социальному налогу и ряд других мер.

С точки зрения распределения налогов  по уровням бюджетов, то общепринято  считать, что возросла концентрация налоговых доходов в федеральном  бюджете, снизилась собственная  доходная база бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Практически ликвидированы местные налоги. В Налоговом кодексе к местным налогам отнесены: земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

Однако, земельный налог поступает  в местный бюджет только частично, главы в Налоговом кодексе  по лицензионным сборам пока нет. С учетом того, что местное самоуправление не обладает правом лицензирования,  
видимо и по этим местным сборам будет много вопросов. Доля остальных налогов в доходах местных бюджетов несущественна. 

1.3. Развитие бюджетного  федерализма

 

Основные направления  социально-экономической политики Правительства РФ. Приоритеты в развитии финансово-бюджетной системы. Закрепление доходов за региональными и местными бюджетами  

 

На заседании Правительства  Российской Федерации в 2000 г. были одобрены подготовленные в основном Министерством  экономического развития и торговли РФ с участием заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти и  Банка России Основные направления  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу. Эти Основные направления были разработаны на базе Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, подготовленной

Информация о работе Бюджетная система РФ