Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Оглавление

Введение 3
1. Социально экономическая сущность и содержание бюджетных реформ 5
1.1. Понятие и значение государственного бюджета 5
1.2. Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов 8
1.3. Развитие бюджетного федерализма 10
2. Основные направления бюджетной реформы в РФ 15
2.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы 15
2.2. Межбюджетные отношения 23
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 105.12 Кб (Скачать)

б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

В текущем году осуществляется целый  комплекс мер, направленных на поддержку  реального сектора экономики. Поддержка  оказывается как отдельным предприятиям (в рамках списка системообразующих  предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку  из бюджета, предоставление госгарантий  по кредитам, дополнительную капитализацию  банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные  налоговые стимулы.

В 2010-м и последующих годах  объем такой поддержки будет  постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь  это касается помощи, оказываемой  напрямую из бюджета. В ближайшее  время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности  их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового  сектора, доминировавшего в последние  годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста  экономики.

2) Обеспечение средне- и  долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости.

Как уже отмечалось, в ближайшие  три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов –  причем это касается как текущих  доходов, так и накопленных ранее  резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области  расходов, которая бы, с одной  стороны, стимулировала рост внутреннего  спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

До кризиса расходы бюджетной  системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно  увеличивались. Рост расходов заметно  опережал темпы роста экономики  и коснулся практически всех направлений  расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции  бюджетной политики, ее адаптации  к периоду низких государственных  доходов.

Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда  правительству придется балансировать  между необходимостью проведения стимулирующей  бюджетной политики и восстановлением  макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет  достигаться при постепенном  сокращении бюджетного дефицита –  до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.

После завершения переходного периода  необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам  бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе  в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового  трансферта в размере 3,7% ВВП и  финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда  национального благосостояния допустимо  лишь для поддержки пенсионной системы.

Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной  системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание  государственного долга, создадут благоприятные  условия для внутренних и внешних  инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

Следует отметить, что при больших  объемах дефицита бюджета могут  возникнуть определенные затруднения  в результате конкуренции государства  и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту  корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных  облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций  растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно  выше доходности ОФЗ.

С начала 2009 года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем  размещения составил 10,4 млрд.долл.

3) Повышение эффективности  расходов бюджета

Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило  развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная  инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

Долгосрочные программы повышения  эффективности государственных  расходов должны интегрироваться в  рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать  при распределении бюджетных  ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения  важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств  и поддержания тем самым бюджетной  сбалансированности.

Ключевую роль в составлении  и реализации программ по повышению  эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или  иному направлению.

4) Повышение эффективности  налоговой системы

В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства  и предпринимателей  и выбор  оптимальной политики налоговых  ставок становится для правительства  первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная  политика в области расходов  (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела  к ситуации, когда в условиях кризиса  среднесрочные задачи налоговой  политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о  снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями  предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось  с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники  его финансирования, в том числе  рассматривая варианты повышения налогов. 

Во избежание такого расхождения  между долгосрочными целями и  среднесрочной политикой нужна  коррекция долгосрочных целей налоговой  политики. Новой целью налоговой  политики должно стать не простое  снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение  по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных  производств. Одновременно с этим нужно  оптимизировать налогообложение сырьевого  сектора, а также производства и  потребления товаров, наносящих  вред здоровью, таких как  табак  и алкоголь.

5) Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам

В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать  бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов  в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой  станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован  на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер  социальной поддержки пенсионеров  не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет  выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального  бюджета.

Проведенные реформы позволят существенно  повысить размер пенсий в России. Средний  размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение  трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению  с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет  в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено  финансовое обеспечение государственных  пенсий, ежемесячные денежные выплаты  и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета  возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

6) Разработка и реализация  совместно с Банком России  мер по поддержанию стабильности  банковской системы

Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение  функционирование банковского сектора  Российской Федерации.

Возникший дефицит ликвидности  в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми  банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью  ряда решительных мер предотвратили  системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение  стабильной работы банковской системы  и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных  организаций к ресурсам Банка  России. Одновременно было принято  решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц  в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года.

В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала.

В этой связи в бюджете предусматриваются  средства на дополнительную капитализацию  банковского сектора - в 2009 году в  размере 210 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 году. Кроме того, в текущем  году предусмотрены государственные  гарантии по кредитам системообразующим  предприятиям в размере 300 млрд. рублей.

В 2010-2012 годах одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять  повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Также продолжится работа по следующим  направлениям:

1.Обеспечение открытости деятельности  кредитных организаций, в том  числе прозрачности структуры  собственности акционеров (участников).

2.Упрощение и удешевление процедур  реорганизации, включая присоединение  кредитных организаций, создание  дополнительных условий для информирования  широкого круга лиц о реорганизационных  процедурах.

3.Оптимизация условий для развития  сети банковского обслуживания  населения, субъектов среднего  и малого предпринимательства.

4.Обеспечение противодействия  допуску к участию в управлении  кредитными организациями лиц,  не обладающих необходимыми профессиональными  качествами или имеющих сомнительную  деловую репутацию, включая создание  механизма оценки деловой репутации  руководителей кредитных организаций.

5.Рационализация механизмов контроля  за приобретением инвесторами  акций (долей) кредитных организаций.

6.Развитие риск-ориентированного  надзора.

7.Совершенствование регулирования  деятельности кредитных организаций  по предоставлению населению  потребительских (включая ипотечные)  кредитов и других розничных  продуктов.

8.Совершенствование методического  и нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности.

9.Совершенствование процедур ликвидации  кредитных организаций, у которых  отозвана лицензия на осуществление  деятельности.

Информация о работе Бюджетная система РФ