Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа
Бюджет — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.
Введение 3
1. Социально экономическая сущность и содержание бюджетных реформ 5
1.1. Понятие и значение государственного бюджета 5
1.2. Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов 8
1.3. Развитие бюджетного федерализма 10
2. Основные направления бюджетной реформы в РФ 15
2.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010-2012 годы 15
2.2. Межбюджетные отношения 23
Заключение 27
Список литературы 29
б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.
В текущем году осуществляется целый
комплекс мер, направленных на поддержку
реального сектора экономики. Поддержка
оказывается как отдельным
В 2010-м и последующих годах
объем такой поддержки будет
постепенно сокращаться, по мере выхода
экономики из кризиса. В первую очередь
это касается помощи, оказываемой
напрямую из бюджета. В ближайшее
время фискальная политика должна быть
главным образом нацелена на восстановление
нормального функционирования экономики,
дальнейшее стимулирование кредитования
реального сектора, а также перестройку
предприятий на работу в новых
внешних и внутренних условиях. Реструктуризация
предприятий и повышение
2) Обеспечение средне- и
долгосрочной
Как уже отмечалось, в ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.
До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.
Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.
После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.
Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.
Следует отметить, что при больших
объемах дефицита бюджета могут
возникнуть определенные затруднения
в результате конкуренции государства
и частного сектора на рынках капитала.
Из-за ограничения доступа к кредиту
корпорации наращивают выпуск облигаций.
В июне текущего года было зарегистрировано
27 новых выпусков корпоративных
облигаций объемом в 221 млрд.рублей.
Портфель корпоративных облигаций
растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность
корпоративных бумаг
С начала 2009 года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем размещения составил 10,4 млрд.долл.
3) Повышение эффективности расходов бюджета
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:
а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.
б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.
в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.
г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.
Долгосрочные программы
Ключевую роль в составлении
и реализации программ по повышению
эффективности бюджетных
4) Повышение эффективности налоговой системы
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
На сегодняшний день государственная
политика в области расходов
(на поддержку экономики уже
Во избежание такого расхождения
между долгосрочными целями и
среднесрочной политикой нужна
коррекция долгосрочных целей налоговой
политики. Новой целью налоговой
политики должно стать не простое
снижение налоговой нагрузки, а ее
оптимизация и такое
В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.
Одним из источников
дополнительного финансирования пенсий
станет повышение страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации,
ставка которых будет с 2011 года повышена
до 26%. Важной мерой станет введение
механизма валоризации –
С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.
Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.
6) Разработка и реализация
совместно с Банком России
мер по поддержанию
Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации.
Возникший дефицит ликвидности
в сочетании с убытками на фондовом
рынке спровоцировал кризис доверия,
который грозил обернуться остановкой
платежной системы и массовыми
банкротствами. Правительство Российской
Федерации совместно с Банком
России оперативно отреагировали на
сложившуюся ситуацию и с помощью
ряда решительных мер предотвратили
системный банковский кризис. Основные
усилия были направлены на обеспечение
стабильной работы банковской системы
и включали снижение нормативов обязательных
резервов, расширение инструментов рефинансирования
и либерализацию доступа
В ближайшее время
В этой связи в бюджете
В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
Также продолжится работа по следующим направлениям:
1.Обеспечение открытости
2.Упрощение и удешевление
3.Оптимизация условий для
4.Обеспечение противодействия
допуску к участию в
5.Рационализация механизмов
6.Развитие риск-
7.Совершенствование
8.Совершенствование
9.Совершенствование процедур