Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 01:14, курсовая работа
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие местного бюджета и рассмотреть источники формирования доходов бюджета и их классификацию;
- дать общую социально-экономическую характеристику муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино-Канагаласского улуса (района);
- провести анализ состава и структуры доходов местного бюджета муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино-Кангаласского улуса за 2008-2010 гг.;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие местного бюджета и особенности его планирования…………………….5
1.2 Источники формирования доходов местного бюджета и их классификация……9
2 ОЦЕНКА ОПТИМАЛЬНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАНСКИЙ НАСЛЕГ» МЕГИНО- КАНГАЛАССКОГО УЛУСА (РАЙОНА) ЗА 2008-2010 ГГ………………………16
2.1 Общая социально – экономическая характеристика муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино - Кангаласского улуса………………………………….16
2.2 Анализ формирования доходов бюджета МО «Алтанский наслег» Мегино-Кангаласского улуса (района) за 2008-2010 гг………………………………………20
2.3 Выводы и рекомендации по совершенствованию планирования доходов………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………34
В собственности МО «Алтанский наслег» находятся следующие предприятия и организации:
Администрация Алтанского наслега
МОУ Алтанская СОШ
МСКОУ Елечейская специальная (коррекционная) школа – интернат 8 вида
МДОУ д/с с. Елечей «Кэнчээри»
Участок филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)»
Культурно - досуговое учреждение
Молокоприемный пункт
АТС
Фельдшерско – акушерский пункт (ФАП).
Сегодня поселок живет и развивается, строится новый детский сад, общежитие (интернат) для детей вспомогательной школы. В 2007 году поселок выиграл грант на строительство детской площадки, недавно закончилось его строительство. В 2011 году начата газификация поселка. В трудных условиях перехода к рыночной экономике, наиболее предприимчивые люди занимались коммерческой деятельностью. С 2008г. по настоящее время их количество увеличилось до 5 единиц. В основном занимаются перепродажой продуктов питания и бытовой химии. Таким образом, укрепляется коммерческая структура и частное предпринимательство, которое постепенно становится основой современной рыночной экономики. В 2005г. был веден в эксплуатацию деятельность мини - молочного модульного комплекса. В 2006-2007гг. было приостановлено деятельность данного предприятия, в связи с нехваткой финансирования по содержанию технического обеспечения и нехваткой (отсутствием) квалифицированного персонала. Финансирование осуществлялось СХПК (сельскохозяйственный производственный кооператив) «Манчаары». В данное время мини - молочный модульный комплекс функционирует как молокоприемный пункт.
Сложной остается проблема качественного медицинского обслуживания населения, в основном из-за отсутствия амбулаторной больницы в с. Елечей. На территории наслега действует ФАП. В ней работают 1 фельдшер, 1 – акушер, 1 - техработник. Фактически в селе нет медикаментов, соответствующего медоборудования, для качественного и полного медобслуживания населения.
Одним из ведущих учреждений социальной сферы наслега является МУ Алтанская средняя общеобразовательная школа, где в 11-ти класс – комплектах обучаются 86 учащихся, работают 40 работников, из них педработников – 25 человек. Материальная база образовательных учреждений в последние годы была обновлена. В 2006 году на основе софинансирования был выделен Улусным Управлением Образования микроавтобус УАЗ в МУ Алтанской средней общеобразовательной школе.
В сфере досуга населения функционирует сельский дом культуры. В настоящее время здания СДК свою деятельность прекратила в связи с аварийным состоянием здания. СДК в настоящее время функционирует в спортивном арочном зале.
В структуре льготной категории населения набольшую часть составляют Ветераны труда – 27,1 %, Ветераны тыла – 27,1%, Инвалиды – 35,7%. Общая категория от средней численности населения составляет – 13,2%. Ежегодно производятся соответствующие пакеты льгот производимые Управлением социальной защиты населения.
Для более четкого представления о величине доходной и расходной части бюджета МО «Алтанский наслег» построим таблицу 2, где наглядно будет просматриваться дефицит (профицит) бюджета соответствующего года.
Таблица 1 - Основные характеристики местного бюджета МО «Алтанский наслег», за 2008-2010гг.
Годы | доходы, всего (руб) | расходы, всего (руб) | дефицит (-); профицит (+) (руб) |
2008 | 3260679,86 | 3260679,86 | 0 |
2009 | 3868296 | 3976358,72 | -108062,72 |
2010 | 4480165 | 4694555,14 | -214390,14 |
Представленные в таблице 2 данные, позволяют увидеть следующее. За весь анализируемый период просматривается: увеличение доходной и расходной части бюджета, а также дефицит бюджета в течение последних двух лет. Величина дефицита тоже имеет тенденцию к росту. В местном бюджете МО «Алтанский наслег» в 2008г. расходы осуществлялись строго в соответствии с доходами бюджета. Соответственно рассматриваемый бюджет 2008г. отличен бюджетной сбалансированностью. В результате уточненного плана местный бюджет 2009г. характеризуется дефицитом в размере 108,06 тыс.руб. В 2010г. дефицит бюджета составил 214,39 тыс.руб., что на 106,33 тыс.руб. больше предыдущего года. Это несомненно вызвано ростом тарифов за коммунальные услуги, ростом цен, что в результате вызывает рост материальных затрат. Так, например, в последнее время в соответствии с требованиями антитеррористических, противопожарных правил (мероприятий) местная администрация несет не малые расходы. На эти цели, если по линии Министерства образования выделяются кое-какие средства в виде субвенций на объекты образования, то по остальным объектам бюджетной сферы муниципалитеты должны выходить из положения за счет собственных средств. Дефицит местного бюджета не является однозначно негативным фактором. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования денежных средств местного бюджета[14].
Доходы местного бюджета, поступающие в соответствующем году, формируются за счет доходов от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов по нормативам, установленным законодательными актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и решением Совета депутатов муниципального образования «Алтанский наслег»:
- налога на доходы физических лиц – по нормативу 10 процентов;
- земельного налога, взимаемого на территории поселения – по нормативу 100 процентов;
- налога на имущество физических лиц, взимаемого на территории поселения по нормативу 100 процентов;
- единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30 процентов;
- арендной платы и поступлений от продажи права на заключение договоров аренды за земли до разграничения собственности на землю – по нормативу 50 процентов.
Особенностью формирования доходной базы местных бюджетов является высокая значимость финансовой помощи в финансировании основной массы муниципальных образований.
Рассмотрим состав и динамику доходов местного бюджета МО «Алтанский наслег» за 2008-2010 гг в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика плановых показателей доходов местного бюджета МО «Алтанский наслег», за 2008-2010 гг.
доходы | 2008 год (тыс.руб.) | 2009 год (тыс.руб.) | 2010 год (тыс.руб.) | Отклонения | |||||
2009-2008 гг. | 2010-2009 гг. | 2010-2008 гг. | |||||||
в тыс.руб. | в % | в тыс.руб. | в % | в тыс.руб. | в % | ||||
Налоговые доходы | 197,43 | 216,52 | 251 | 19,09 | 9,67 | 34,48 | 15,92 | 53,57 | 27,13 |
Неналоговые доходы | 18,56 | 48,6 | 19,4 | 30,04 | 61,85 | -29,2 | -60,08 | 0,84 | 4,53 |
Безвозмездные поступления | 3044,69 | 3603,18 | 4209,77 | 558,49 | 18,34 | 606,59 | 16,83 | 1165,08 | 38,27 |
ИТОГО | 3260,68 | 3868,3 | 4480,17 | 607,62 | 18,63 | 611,87 | 15,82 | 1219,49 | 37,4 |
Как видно из Таблицы 3 в целом за весь рассматриваемый период идет стабильный рост всего доходов бюджета. Так за три года налоговые доходы увеличились на 27,13%. Динамика неналоговых доходов нестабильная, если в первый анализируемый период (2009-2086гг.) наблюдается рост доходов в 1,6 раза, то следующий период (2010-2097гг.) характеризуется снижением доходов на 29,2 тыс.руб. или 60,08%. В итоге за третий (2010-2008гг.) анализируемый период увеличение неналоговых доходов составило 4,53%. Динамика поступлений безвозмездной помощи в местный бюджет характеризуется положительной динамикой, увеличение за весь анализируемый период составил 38,27%. В первые два года увеличение составляет от 13,6-18,4%.
Как следует из приложения 1, в составе налоговых поступлений лидирующее место по величине поступлений в местный бюджет занимает НДФЛ. Его динамика за анализируемый период характеризуется ростом поступлений денежных средств в бюджет. За три года он увеличился с 165 тыс.руб. до 217,5 тыс.руб. или на 31,44%. Это связано прежде всего с тем, что этот вид налога зависит от уровня заработной платы населения, от предпринимательской деятельности, от имущества и т.д.
На втором месте по доходообразующему потенциалу в составе налоговых поступлений занимает земельный налог. Если первые два года наблюдается увеличение суммы земельного налога, то третий год характеризуется снижением поступления налога на 10,27% по сравнению с 2009г. Такая нестабильная ситуация объясняется тем, что учет земель сельских поселений велась произвольно, из-за отсутствия единых форм ведения учета по ним, вследствие которого не контролировалось поступление платежей за использование земельных участков. Несколько по иному выглядит ситуация с единым сельскохозяйственным налогом. Если же в 2008г. этот вид налога поступил в бюджет в сумме 144,35 руб., то в 2009г. ЕСХН вообще отсутствует. Последний год анализируемого периода характеризуется поступлением ЕСХН в размере 2400 рублей. Величина суммы поступлений денежных средств от ЕСХН зависит от количества фермерских хозяйств. На сегодняшний день в селе зарегистрированных фермерских хозяйств насчитывается 11 единиц. Самый наименьший объем поступлений денежных средств в местный бюджет приходится на налог на имущество физических лиц. Динамика этого вида налога стабильная, увеличивается с каждым анализируемым годом на 0,4 тыс.руб. за весь анализируемый период увеличение составило 11,43%.
Как уже отмечалось выше, неналоговые доходы имеют не равномерную динамику поступлений. Доходы в виде арендной платы в первом анализируемом году являются единственным доходообразующим источником. В последующие годы по величине поступлений он занимает второе место. На первое место выходит доходы от сдачи имущества, находящегося в оперативном управлении. Хотя этот вид дохода имеет не стабильную динамику, в течение двух последующих лет он остается лидером по поступлению в бюджет денежных средств. В конце анализируемого периода сумма этого дохода сократился на 65,06% и составил 13,6 тыс.руб. В 2009г. в селе установили АТС (автономную телефонную станцию). «Сахателеком» в первый год оплачивал всю площадь комнаты, где установили цифровую технику порядка 18 кв.м.. Но на следующий год отказался оплачивать арендную плату за всю площадь комнаты, а начал оплачивать лишь занимаемую аппаратурой площадь меньше 7 кв.м. Доходы от аренды за земли с/х назначения за весь период (2008-2010гг.) имеют убывающую динамику поступлений в бюджет. Данные приложения 1, подтверждают тот факт, что основную долю доходов местного бюджета составляет финансовая помощь. В динамике безвозмездные поступления имеют стабильную, увеличивающуюся динамику. За весь рассматриваемый период сумма финансовой помощи возрос на 3769,62 тыс.руб. или на 38,27%. Львиная доля финансовой помощи приходится на дотации. Их денежное выражение увеличилось с 2790,8-3582,1 тыс. руб., что составляет 28,35%. Дотации выделяются на сбалансированность, на выравнивание бюджетной обеспеченности, на жилищный фонд, на утилизацию и на другие компенсационные расходы. Субвенции тоже имеют стабильно растущую динамику. Увеличение за весь период составил 93,94%. На третьем месте субсидии. Этот вид финансовой помощи, в отличие от первых двух, имеет не стабильную динамику. В 2009г. по сравнению с предыдущим годом поступление сократились до 4,94 тыс.руб. или на 92,5%.