Налоговые доходы местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – исследование механизма формирования доходов местного бюджета, анализ состава, структуры и динамики основных показателей бюджета, определения направлений по сбалансированности, укреплению бюджетной базы, увеличению доходов.
Для выполнения поставленных целей в данной выпускной квалификационной работе следует решить следующие задачи:
- изучить содержание доходов местных бюджетов;
- изучить теоретические и правовые основы формирования налоговых доходов местного бюджета;
-проанализировать налоговые и неналоговые доходы муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА…………………7
1.1 Доходы местных бюджетов и их содержание в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ………..……………………………………………...7
1.2 Понятие и социально-экономическая сущность налоговых доходов бюджета…………………………………………………………………………..14
1.3 Нормативно-законодательное регулирование налоговых доходов……....25
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА БРЯНСКОГО РАЙОНА…………………………………………………………36
2.1 Динамика налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы…………………………………..36
2.2 Анализ источников финансирования дефицита муниципального бюджета Брянского района………………………………………………………………...49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ………………………………………………………..54
3.1 Сбалансированность местного бюджета: проблемы и методы ее достижения………………………………………………………………………54
3.2 Основные направления по укреплению доходной базы и увеличению доходов местного бюджета…………………………………………..………....59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 74

Файлы: 1 файл

Налоговые доходы бюджета.doc

— 555.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА…………………7

1.1 Доходы  местных бюджетов и их содержание в соответствии с  Бюджетным  Кодексом РФ………..……………………………………………...7

1.2 Понятие и социально-экономическая сущность налоговых доходов бюджета…………………………………………………………………………..14

1.3 Нормативно-законодательное регулирование налоговых доходов……....25

2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТА   БРЯНСКОГО РАЙОНА…………………………………………………………36

2.1  Динамика  налоговых  и неналоговых доходов муниципального  бюджета Брянского района за  период 2009-2011 годы…………………………………..36

2.2 Анализ  источников финансирования  дефицита муниципального бюджета  Брянского района………………………………………………………………...49

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ  ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ  В БЮДЖЕТ………………………………………………………..54

3.1 Сбалансированность местного бюджета: проблемы и методы ее                   достижения………………………………………………………………………54

3.2 Основные направления по укреплению доходной базы и увеличению  доходов местного бюджета…………………………………………..………....59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 74

ПРИЛОЖЕНИЯ..………………………………………………………………...78

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Становление местного самоуправления в формах, отвечающих общедемократическим стандартам и принципам, признанным в цивилизованном мире – одна из наиболее актуальных проблем для России.

Опыт последнего десятилетия показал, что, несмотря на перманентный финансовый кризис, недостаток управленческого опыта, нестабильность условий деятельности, местные власти в целом успешно справились с этим сложнейшим комплексом возложенных на них задач.

Однако, в целом позитивно оценивая деятельность местных властей на протяжении последнего десятилетия, необходимо отметить, что потенциал местного самоуправления был использован далеко не полностью. Можно выделить следующие основные барьеры на пути повышения эффективности функционирования муниципальных образований:

- получив большой объем функций  и полномочий, муниципалитеты не обрели реальной самостоятельности для оптимального выполнения своих задач;

- имея в собственности крупные  активы, муниципалитеты не имеют  адекватных стимулов для эффективного  управления этими активами;

- формально считаясь формой  местного самоуправления, реально муниципалитеты недостаточно зависят от местного сообщества, его экономического и социального потенциала, но в первую очередь подконтрольны и подотчетны региональным властям.

Во всем многообразии проблем местного самоуправления в качестве наиболее важной, как представляется, можно было бы выделить одну – финансовые основы местного самоуправления, которая заключается в формировании местного бюджета, управлении его дефицитом и мероприятий по укреплению доходной базы в целях полного обеспечения обязательств.

В современных условиях финансового  кризиса основные проблемы появились не у федерального бюджета, а у региональных и местных бюджетов. Это и снижение поступлений от налога на прибыль организаций, и рост безработицы, влекущий за собой сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, являющегося основной составляющей доходов региональных и местных бюджетов.

Важнейшей проблемой в период кризиса  является необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств, оптимизация расходов, увеличение доходов, укрепление доходной базы.

Доходы бюджетов формируются в  соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации, законодательством  о налогах и сборах и законодательством  об иных обязательных платежах.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета как экономическая категория присущи любой общественно-экономической фармации и выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время механизм управления местными бюджетами еще недостаточно отработан, характеризуется значительными недостатками в процессе разработки, определении состава и структуры местных бюджетов, процедурах реализации, что делает рассмотрение этого вопроса актуальным и предопределяет необходимость более тщательного изучения и исследования данной проблемы с учетом мирового опыта.

Цель выпускной квалификационной работы – исследование механизма  формирования  доходов местного бюджета, анализ состава, структуры и динамики основных показателей бюджета, определения направлений по сбалансированности, укреплению бюджетной базы, увеличению доходов.

Для выполнения поставленных целей  в данной выпускной квалификационной работе следует решить следующие задачи:

- изучить  содержание   доходов местных бюджетов;

- изучить теоретические и правовые основы формирования  налоговых доходов местного бюджета;

-проанализировать  налоговые и неналоговые доходы  муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы;

- указать основные направления по сбалансированности, укреплению доходной базы, повышению доходов муниципального бюджета.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является муниципальный бюджет Брянского района.

Предметом исследования выпускной  квалификационной работы является изучение  процесса формирования местного бюджета  Брянского района.

Анализ основных показателей муниципального бюджета Брянского района проводился за период 2009 – 2011 годов.

В ходе работы использовались следующие методы исследования: системного анализа, графического моделирования, абстрактно-логический, сравнительный и экономико-статистический.

Теоретической и методологической основой исследования являются  Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», постановления администрации Брянской области, решения Брянского совета народных депутатов, труды таких ученых как: Баранчиков В.А., Брайчева Т.В., Поляк Г.Б., Галицкая С.В., Гриневич Л.С. и другие; статьи таких периодических изданий как: «Финансы», «Финансы и кредит», «Экономический анализ: теория и практика»; данные интернет-сайтов таких как: www.consultant.ru., www.budgetrf.ru., www.minfin.ru.

Структура данной работы соответствует  логике достижения поставленных целей  и состоит из: введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

1.1  Доходы  местных бюджетов и их содержание в соответствии с  Бюджетным Кодексом РФ

 

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы лежат принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, гласности, территориального формирования источников. Исходя из этих принципов доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов.

Собственные доходы — это налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

Термин «регулирование бюджетов» широко применяется в  литературе о территориальных бюджетах и в практике бюджетной работы. Этим методом государство предоставляет территориальным распорядительным и исполнительным органам дополнительно к имеющимся в их распоряжении собственным доходам финансовые ресурсы, необходимые для выполнения ими возложенных на них функций.

В регулировании местных бюджетов определенную роль играют и дотации, субвенции, субсидии, трансферты из фондов финансовой поддержки территорий.

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства.

Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К налоговым доходам относятся  предусмотренные Налоговым кодексом местные налоги и сборы, а так  же пени и штрафы.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и безвозмездные перечисления.
  2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
  4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение бюджета по доходам  предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета на основе действующей бюджетной классификации.

Исполнение бюджета  по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

К доходам местных бюджетов в  настоящее время относятся:

  • собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов;
  • отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в соответствии с установленными нормативами;
  • доходы  от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства полученные в возмещение вреда, причиненного местным органам самоуправления и иные суммы принудительного изъятия.

Модели  распределения доходов

В ходе развития бюджетной  системы РФ менялись и методы распределения  доходов между бюджетами.

  1. Горизонтальная модель

Эта модель была характерна для бюджетной системы дореволюционной  России. Территориальные бюджеты (земские, городские) не входили в государственный бюджет, за каждым бюджетом были закреплены свои налоги и сборы.

Территориальные бюджеты  формировались согласно следующей  системе:

Расходы = Доходы,

т. е. размер бюджетных расходов определялся  размером доходов. Преимущества данной модели: формирование доходной части бюджета за счет собственных налогов обеспечивало финансовую независимость территориальных органов власти. Но отсутствие правовых основ, т. е. законодательно установленного механизма оказания государством финансовой помощи территориям, отрицательно сказывалось на состоянии территориальных бюджетов в силу постоянно растущих расходов на общественные нужды (образование, здравоохранение, благоустройство жилых территорий), на местном хозяйстве и соответственно на социальном развитии общества.

Информация о работе Налоговые доходы местных бюджетов