Налоговые доходы местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – исследование механизма формирования доходов местного бюджета, анализ состава, структуры и динамики основных показателей бюджета, определения направлений по сбалансированности, укреплению бюджетной базы, увеличению доходов.
Для выполнения поставленных целей в данной выпускной квалификационной работе следует решить следующие задачи:
- изучить содержание доходов местных бюджетов;
- изучить теоретические и правовые основы формирования налоговых доходов местного бюджета;
-проанализировать налоговые и неналоговые доходы муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА…………………7
1.1 Доходы местных бюджетов и их содержание в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ………..……………………………………………...7
1.2 Понятие и социально-экономическая сущность налоговых доходов бюджета…………………………………………………………………………..14
1.3 Нормативно-законодательное регулирование налоговых доходов……....25
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА БРЯНСКОГО РАЙОНА…………………………………………………………36
2.1 Динамика налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы…………………………………..36
2.2 Анализ источников финансирования дефицита муниципального бюджета Брянского района………………………………………………………………...49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ………………………………………………………..54
3.1 Сбалансированность местного бюджета: проблемы и методы ее достижения………………………………………………………………………54
3.2 Основные направления по укреплению доходной базы и увеличению доходов местного бюджета…………………………………………..………....59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 74

Файлы: 1 файл

Налоговые доходы бюджета.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

2.       Разработка общей  концепции программы-стратегии укрепления финансового состояния региона/муниципального образования.

3.       Формирование  дерева целей и системы приоритетов,  а также установка   критериев   их   достижения.   На   этой   стадии   проводится  декомпозиция главной цели.

4.       Разработка   программных   мероприятий   с   их   последующей детализацией.    В   ходе   этого    этапа   определяются    «точки   роста» экономического развития; производится конкурсный отбор конкретных мероприятий,    имеющих    под    собой    реальные    инвестиционные    и инновационные проекты.

5.      Создание графика  финансирования программных мероприятий  с указанием конкретных сроков  и целевых показателей.

6. Укрепление финансового состояния  региона/муниципального образования.

7. Оптимальное размещение предприятий.

8. Развитие отрасли переработки.

9. Развитие экономической и социальной инфраструктуры.

10. Совершенствование управления ресурсами.

11. Развитие межрегионального/ муниципального сотрудничества

12. Развитие предпринимательства  и малого бизнеса

После этого приступают к стадии практической реализации выработанных мероприятий по укреплению финансового  состояния муниципальных образований, в ходе которой для преодоления  фактора неопределенности, предотвращения нежелательных событий целесообразно  применять комплекс мероприятий по страхованию рисков, а также проводить тщательный контроль и мониторинг достигнутых результатов на предмет их соответствия поставленным задачам.

Вместе с тем дотационным  районам использовать средства бюджета  на разработку и реализацию стратегий и программ развития не представляется возможным. В этой ситуации необходимо прибегать к альтернативным источникам финансирования.

Остановимся более подробно на конкретных направлениях повышения доходной базы бюджетов муниципального уровней.

Прежде всего, помимо описанных  ранее мероприятий для обеспечения        местных    бюджетов    необходимыми финансовыми   ресурсами   в   ходе   налоговой   реформы   необходимо реализовать следующие  положения:

-   увеличить  число   местных  налогов  путем  передачи  в  доходы местных   бюджетов   на   постоянной   основе   ряда   налогов,   развитие налоговой базы которых прямо зависит от деятельности органов местного самоуправления;

-  повысить на долговременной  основе нормативы отчислений  от федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных    образований    (в    целях    предотвращения    перекосов целесообразно применение дифференцированного подхода);

-    обеспечить   компенсацию   выпадающих   доходов   местных   и региональных    бюджетов    в    случае    предоставления    федеральным законодательством льгот по местным и региональным налогам и сборам;

-   распределять   региональные   доли   налогов   между   субъектами пропорционально объемам  ВРП. Через такой механизм будут поощряться те,   на  чьей  территории   созданы   более   благоприятные условия   для развития экономики;

-    в   целях   развития   промышленного   потенциала,   создающего устойчивую     основу     для     наращивания     налоговой     базы,     часть дополнительных    доходов    областного    бюджета,     передаваемых    в муниципальные    образования,    должна    направляться    на    поддержку инвестиционных проектов  производственного  профиля  (целесообразно установить нижний предел таких инвестиций). Такой подход позволит муниципальным бюджетам с мультипликативным эффектом, присущим инвестициям, получать дополнительную налогооблагаемую базу;

-  предусмотреть выделение в  общем фонде средств для местных  бюджетов части, которая будет  распределяться между муниципальными образованиями  пропорционально  значениям  показателя,   отражающего вклад в достижение поставленных целей (например, объем налогов в консолидированном бюджете, собранных на территории муниципалитета; сравнительные темпы экономического роста; создание новых рабочих мест;  рост инвестиций;  развитие  малого  бизнеса и т.п.).  Реализация данного положения будет способствовать усилению заинтересованности органов местного самоуправления в сборе доходов в местный бюджет и развитии экономической базы;

- усилить контроль за полнотой  и целевым характером поступления  доходов территориальных бюджетов;

- обеспечить    правовые    гарантии    безусловного    выполнения финансовых обязательств  участниками межбюджетных отношений.

Реализация указанных общих положений, являющихся актуальными в настоящее время для абсолютного большинства регионов и муниципальных образований, позволит обеспечить большую самостоятельность, что даст органам местного самоуправления стимул для экономического развития и расширения местной налогооблагаемой базы, поскольку именно собственные устойчивые налоги способны стимулировать увеличение доходов всех уровней бюджетов.

Проанализируем потенциал некоторых  налогов, в наибольшей степени  влияющих  на  собственную  доходную   базу  региональных  и местных бюджетов.

Налог на доходы физических лиц. Одним  из основных достоинств данного налога является его достаточно равномерное  распределение между местными бюджетами внутри субъектов РФ. Следует отметить, что налог на доходы физических лиц, наряду с налогом на прибыль, является существенным источником доходов местных бюджетов.

В настоящее время данный налог  уплачивается предприятиями по месту  их регистрации, что приводит к экспорту налоговых доходов, если налогоплательщик проживает в одном муниципальном образовании и там же получает бюджетные услуги, а на работу ездит в другой муниципалитет.

С моей точки зрения, необходимо изменить систему зачисления налога путем  перехода на его зачисление по месту  жительства налогоплательщика. Подобные изменения сделают распределение налога на доходы физических лиц более равномерным и позволят органам местного самоуправления иметь в своем распоряжении источник доходов, уровень поступлений от которого напрямую зависит от численности населения и уровня его доходов. В таких условиях у органов власти на местном уровне появится стимул заботиться о создании комфортных условий для проживания и учете особенностей предъявляемого местными жителями спроса на бюджетные услуги.

Для повышения значимости налога на доходы физических лиц как источника собственных доходов - местным администрациям необходимо проводить активную работу по легализации доходов физических лиц и повышению реального уровня зарплаты.

Налог на прибыль в настоящее  время является существенным источником доходов региональных бюджетов. В то же время поступления от налога распределены неравномерно. Налог очень сильно зависит от экономической ситуации в стране и на предприятиях, что делает поступления из этого источника очень нестабильными. Кроме того, база налога обладает значительной мобильностью, т.е. может быть легко экспортирована за пределы муниципалитета или региона. По этим причинам закреплять его за местным уровнем не рекомендуется.

В то же время довольно высокая  зависимость региональных бюджетов от платежей по налогу на прибыль приводит к обострению борьбы между региональными властями за регистрацию на их территории крупных налогоплательщиков. В этой борьбе основной упор делается не столько на улучшение инвестиционного климата с целью привлечь налогоплательщика на свою территорию, сколько на использование административного ресурса или «подкупа» крупного налогоплательщика с помощью бюджетных субсидий на проекты, чья реализация выгодна конкретным компаниям.

Возможны два пути решения указанной выше проблемы: во-первых, снижение «мобильности» налога на прибыль путем решение проблемы трансфертного ценообразования; во-вторых, адаптация бюджетной системы к быстрым и значительным «миграциям» налоговых баз путем внедрения в российское налоговое законодательство понятия консолидированного налогоплательщика налога на прибыль организаций, а также распределения этого налога не только между регионами, где находятся обособленные подразделения организаций, но и их имущество.

Налог на имущество организаций. База налога сконцентрирована, в основном, в городах и на ресурсодобывающих территориях, поэтому закрепление данного налога за субъектами РФ является наиболее целесообразным с точки зрения обеспечения учета неравномерности его распределения на уровне районов и поселений.

Единый сельскохозяйственный налог  и единый налог, взимаемый в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачиваются по местоположению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Оба эти налога могли бы стать хорошим источником доходов в случае создания благоприятного климата для агропромышленных предприятий и развития в России малого бизнеса. Однако в современных экономических условиях эти налоги не являются стабильными источниками доходов, хотя их зачисление в региональные бюджеты стимулирует органы власти к снижению административных барьеров для развития аграрной сферы и малого бизнеса на своей территории.

Налог на имущество физических лиц также достаточно равномерно распределен по территории регионов и характеризуется устойчивостью поступлений. В настоящее время налог на имущество физических лиц составляет незначительную часть налоговых доходов местных бюджетов, что объясняется низкими налоговыми ставками, а также оценкой налоговой базы по инвентаризационной стоимости.

Имеются предложения в целях  обеспечения местных бюджетов собственными доходами в рамках налоговой реформы необходимо увеличить ставки налога на имущество физических лиц, а также перейти к оценке налоговой базы по рыночной стоимости. Такой подход к расчету налога будет способствовать тому, что на его поступления смогут существенно повлиять только значительные изменения экономической конъюнктуры или экологической ситуации в районе расположения недвижимости. Усилия местных органов власти по развитию инфраструктуры населенного пункта смогут увеличить привлекательность района и, следовательно, стоимость недвижимости будет расти.

Земельный налог характеризуется  равномерностью распределения налоговой базы. Существующая в настоящее время система оценки требует пересмотра удельной кадастровой стоимости земельных участков (более полный учет продуктивности, доходности и местоположения, проработка вопросов специфического сельскохозяйственного землепользования). Недооценка кадастровой стоимости приводит к потерям бюджетами сельских поселений больших сумм земельного налога. Помимо этого, необходимо уделять должное внимание организации взаимодействия между администрацией поселений, налоговыми инспекциями, земельно-кадастровыми палатами и другими ведомствами, которые имеют возможность проконтролировать налогооблагаемую базу и доходы физических лиц.

В связи с введением  в действие муниципального земельного контроля органам местного самоуправления целесообразно систематизировать работу по выявлению на территории муниципалитетов самовольно занятых земельных участков, применять меры административного воздействия. При отказе от оплаты за пользование земельными участками и отсутствии данных о пользователе земли необходимо предусматривать пресечение незаконного использования земельных участков в рамках действующего законодательства.

В настоящее время сложилась  ситуация, при которой по тем или  иным причинам на территории Брянской области не полностью проведена инвентаризация земельных участков. Отсутствие инвентаризации не позволяет привлечь всех собственников и пользователей земельных участков к уплате платежей за землю.

Необходимо обеспечить продолжение  инвентаризации земельных участков на территории отдельных муниципалитетов за счет средств областного бюджета. Проведение инвентаризации позволит свести к минимуму долю земельных участков, по которым неизвестно лицо, осуществляющее и реализующее права собственника, и (или) его место жительства. Для отдельных случаев, когда данные о лице, осуществляющем и реализующем права собственника, так и не будут уточнены, целесообразно рекомендовать органам местного самоуправления активизировать работу по признанию данных участков бесхозяйными через суд

Не менее важное значение имеет вопрос об эффективном использовании бюджетных средств. При этом очень важно определить критерий, по которому будет осуществляться оценка.

Одним из подходов к анализу бюджета  любого уровня является метод оценки реакции расходов бюджета на изменение его доходов, основанный на расчете показателя эластичности расходов бюджета по доходам. Результатом данного анализа является определение приоритетных статей расходования бюджетных средств, то есть таких статей расходов, которые увеличиваются большими темпами, чем увеличиваются доходы бюджета или растут при падении доходов.

Особое внимание должно уделяться  отбору приоритетных направлений укрепления финансового состояния региона  и муниципалитетов.

Как отмечалось ранее, основной проблемой в этой области является отсутствие развитой базы налогообложения. В этой связи для решения поставленной задачи региональным органам власти важно привлечь или создать достаточно прибыльные виды деятельности в тех сферах и отраслях, где у региона есть конкурентные преимущества или потенциал для их создания, развития и совершенствования.

В настоящее время муниципальные  образования многих субъектов Федерации  являются дотационными. В условиях сложившийся специализации их саморазвитие является затруднительным. По этой причине для обеспечения целенаправленного и комплексного развития региона в стратегической перспективе требуется активное участие органов власти субъектов в регулировании производственных отношений.

Информация о работе Налоговые доходы местных бюджетов