Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – исследование механизма формирования доходов местного бюджета, анализ состава, структуры и динамики основных показателей бюджета, определения направлений по сбалансированности, укреплению бюджетной базы, увеличению доходов.
Для выполнения поставленных целей в данной выпускной квалификационной работе следует решить следующие задачи:
- изучить содержание доходов местных бюджетов;
- изучить теоретические и правовые основы формирования налоговых доходов местного бюджета;
-проанализировать налоговые и неналоговые доходы муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА…………………7
1.1 Доходы местных бюджетов и их содержание в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ………..……………………………………………...7
1.2 Понятие и социально-экономическая сущность налоговых доходов бюджета…………………………………………………………………………..14
1.3 Нормативно-законодательное регулирование налоговых доходов……....25
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА БРЯНСКОГО РАЙОНА…………………………………………………………36
2.1 Динамика налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы…………………………………..36
2.2 Анализ источников финансирования дефицита муниципального бюджета Брянского района………………………………………………………………...49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ………………………………………………………..54
3.1 Сбалансированность местного бюджета: проблемы и методы ее достижения………………………………………………………………………54
3.2 Основные направления по укреплению доходной базы и увеличению доходов местного бюджета…………………………………………..………....59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 74
Изменение доходов бюджета Брянского района в % за период 2009-2011 г можно подробно увидеть в Приложении 2.
Рассмотрим распределение
- доходы от единого налога взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- доходы от налога на имущество организаций;
- доходы налога на игорный бизнес.
Данные зачисление положительно отразились на увеличении доходов бюджета. В 2010 г. за счет данных мер доходы бюджета увеличились более чем на 23 млн.раб, а в 2011 более чем на 28 млн.руб.
Из таблицы 2 видно, что за 2010 год структура собственных доходов бюджета муниципального района в сравнении с аналогичным периодом прошлого года изменилась не значительно. Как и в прошлом году, основным доходным источником является – НДФЛ -57%, однако вторым по значимости в 2010 году стал единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения -19%, который в 2009 году в муниципальные бюджеты не поступал. Удельный вес единого налог на вмененный доход составил – 8%.
Структура собственных доходов бюджета Брянского
района за период 2009-2011 годы (млн. руб.)
Наименование показателей |
2009 |
% отчисл. |
Удел. Вес (%) |
2010 |
% отчисл. |
Удел. Вес (%) |
2011 |
% отчисл. |
Удел. Вес (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего доходов |
151,0 |
100 |
120,7 |
100 |
175,7 |
100 | |||
Из них: |
|||||||||
НДФЛ |
59,1 |
35 |
39 |
69,4 |
32 |
57 |
116,7 |
32 |
65 |
Единый налог на совокупный доход |
23,0 |
90 |
19 |
27,6 |
90 |
16 | |||
ЕНВД |
8,7 |
90 |
5,8 |
9,3 |
90 |
8 |
12,4 |
90 |
7 |
Ед. с/х налог |
0,5 |
30 |
0,3 |
0,2 |
60 |
0,1 |
0,5 |
60 |
0,3 |
Налог на имущ. организ. |
5,5 |
20 |
5 |
6,7 |
20 |
4 | |||
Н-г на игор. Бизнес |
0,0 |
20 |
0,03 |
-0,2 |
20 |
||||
Доходы от использования мун. им-ва |
1,9 |
1,3 |
6,8 |
6 |
7,3 |
4 | |||
Платежи при польз прир рес |
1,0 |
60 |
0,7 |
1,3 |
60 |
1 |
1,5 |
60 |
0,9 |
Доходы от оказ плат услуг |
0,0 |
1,0 |
0,8 |
3,0 |
2 | ||||
Доходы от продажи мат. И немат. Активов |
73,8 |
49 |
1,0 |
100 |
0,8 |
0,2 |
100 |
0,1 | |
Штрафы и санкции |
1,8 |
1,2 |
2,9 |
2,4 |
1,8 |
1 | |||
Прочие неналог доходы |
3,9 |
2,6 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
||||
Возврат субсидий прошлых лет |
0,0 |
0,0 |
-3,6 |
В 2010 году в бюджет района по нормативу 20% поступает налог на имущество организаций и задолженность по налогу на имущество предприятий. Поступление данных налогов составило 5,5 млн. руб. или 5% собственных доходов. Арендная плата за земли и имущество увеличила доходы бюджета в 2010 году на 6,8 млн. руб. (5 млн. руб. и 1,8 млн. руб. соответственно). Поступление от штрафов в отчетном периоде составило -2,9 млн. руб.(2,4%).
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в 2010 году составили около 1 млн. руб. (в том числе продажа квартир -642 тыс. руб., продажа имущества -332тыс. руб.), что меньше поступлений 2009 года на 72,8 млн. руб. (в том числе продажа квартир 3,9 млн. руб., продажа имущества 69 млн. руб. Уменьшение поступлений собственных доходов бюджета муниципального района в 2010 году в сравнении с 2009 годом обусловлено уменьшением поступлений доходов от продажи. Без учета поступлений от продажи рост собственных доходов в 2010 году составил -42,5 млн. руб. (доходы 2010г.-119,7 млн. руб., 2009г.-77,2 млн.руб.).
За 2011 год структура налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района в сравнении с аналогичным периодом прошлого года не изменилась. Как и в прошлом году, основными доходными источниками являются – НДФЛ - 65%, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 16 %. единый налог на вмененный доход – 7 %, налог на имущество организаций - 4%.
Увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов к аналогичному периоду прошлого года составило -55041 руб. Рост доходов наблюдается по всем видам доходов, за исключением штрафных санкций (-1131 руб.) и госпошлины (- 28 тыс. руб.), аренды земли (-16 тыс. руб.), прибыли МУПов (-132 тыс. руб.). Годовой план по налоговым и неналоговым доходам за 2011 год выполнен на 100,3%.
Динамику поступлений
В местном бюджете Брянского района безвозмездные поступления превышают собственные доходы. Процентное соотношение собственных доходов к безвозмездным перечислениям в 2009 годом составляло 30 % к 70 %; в 2010 году ─ 32 : 68; в 2011 году ─ 31 : 69. Это свидетельствует о том, что бюджет Брянского района зависит от вышестоящих бюджетов. В период с 2009 – 2011 гг. размер поступления собственных доходов в местный бюджет оставался примерно на одном уровне: по сравнению с 2009 годом в 2010 г. увеличился на 2 % , в 2011 году уменьшился на 1 %.
Динамика поступления собственных доходов бюджета
муниципального района за 2009-
Месяц: |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Откл. 2011к 2009 г. |
Январь |
6,19 |
5,83 |
9,02 |
2,84 |
Февраль |
5,45 |
6,80 |
8,60 |
3,14 |
Март |
5,68 |
9,30 |
12,51 |
6,83 |
Апрель |
8,67 |
15,14 |
16,60 |
7,93 |
Май |
6,03 |
8,42 |
11,73 |
5,69 |
Июнь |
5,08 |
6,48 |
24,06 |
18,99 |
Июль |
8,77 |
16,33 |
24,11 |
15,34 |
Август |
6,86 |
7,57 |
12,20 |
5,34 |
Сентябрь |
5,08 |
7,05 |
9,12 |
4,05 |
Октябрь |
7,44 |
16,31 |
20,07 |
12,63 |
Ноябрь |
5,87 |
9,40 |
8,90 |
3,04 |
Декабрь |
79,89 |
12,07 |
18,79 |
-61,10 |
Итого: |
151,00 |
120,67 |
175,71 |
24,71 |
В 2011 году снизились доходы муниципального бюджета Брянского района по сравнению с 2010 годом на 78269513,49 рублей. Это произошло из-за уменьшения поступления, как и собственных доходов, так и безвозмездных перечислений. Поступления собственных доходов отражено в таблице 4.
Таблица 4
Налоговые и неналоговые доходы муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годов
Показатель |
Поступило доходов, тыс. руб. | ||
2009 г. |
2010 г |
2011 г. | |
Налоговые доходы |
68 531 985,44 |
68 318 721,48 |
107 301 653,12 |
Неналоговые доходы |
32 170 573,04 |
82 682 978,83 |
13 368 398,45 |
Итого собственных доходов |
100 702 558,48 |
151 001 700,31 |
120 670 051,57 |
Налоговые доходы муниципального бюджета Брянского района превышают неналоговые доходы. В 2009 году налоговые доходы превышали в два раза неналоговые доходы. В 2010 году произошло снижение уровня поступления налоговых доходов. Это произошло из-за того, что в 2010 году в муниципальный бюджет Брянского района не поступал налог на имущество организаций. В 2011 году налоговые доходы составили 89 % от общего числа поступления собственных доходов. Это наглядно видно на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика поступления налоговых и неналоговых доходов
Динамика поступления налогов в муниципальный бюджет Брянского района в период с 2009 – 2011 года положительна.
Рисунок 3 - Динамика поступления налогов в бюджет Брянского района в 2009 ─ 2011 гг.
В налоговых доходах
По рисунку 3 видно, что в 2011 году произошло увеличение налога на доходы физических лиц на 10 294 293,42 рублей, по сравнению с 2010 годом. Поступление налога на совокупный доход увеличилось на 21 480 948,03 рублей за анализируемый период. По сравнению с 2009 годом в 2011 году налог на имущество организаций и физических лиц в бюджет Брянского района поступило на -9106380,30 рублей меньше. Это произошло в связи с тем, что в 2010 году поступления в муниципальный бюджет налога на имущество организаций было равно ноль рублей. С 2010 года налог на имущество физических лиц и земельный налог перечисляется в бюджет городских и сельских поселений, поэтому в 2011 году в бюджет Брянского района поступил только налог на имущество организаций.
На рисунке 2 видно, что динамика
поступления неналоговых доходо
Поступление безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней бюджетной системы в период за 2009 ─ 2011 год в муниципальный бюджет Брянского района представлено в таблице 5.
В 2010 году произошел рост безвозмездных перечислений по сравнению с 2009 годом на 68 904 555,29 рублей. В 2011 году количество безвозмездных перечислений в бюджет Брянского района сократилось по сравнению с 2010 годом на -42 616 080,18 рублей.
Таблица 5
Собственные доходы и безвозмездные перечисления в муниципальный бюджет Брянского района за 2009 ─ 2011 год
Показатели |
Доходы всего | ||
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Собственные доходы |
100 702 558,48 |
151 001 700,31 |
120 670 051,57 |
Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней: |
241 277 492,30 |
310 182 047,59 |
267 565 967,41 |
дотации |
47 652 600,00 |
46 634 200,00 |
9 696 600,00 |
субвенции |
106 049 825,00 |
167 742 222,93 |
183 986 108,00 |
субсидии |
54 320 907,30 |
77 354 608,00 |
72 739 096,41 |
прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
142 160,00 |
8 221 016,66 |
644 163,00 |
прочие безвозмездные поступления |
33 112 000,00 |
10 230 000,00 |
500 000,00 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,00 |
5 321 784,57 |
0,00 |
Доходы бюджета - итого: |
341 980 050,78 |
466 505 532,47 |
388 236 018,98 |
По рис. 4 видно, что снижение уровня
поступления безвозмездных