Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:37, контрольная работа
Местное самоуправление является важным и неотъемлемым элементом практически любого современного государства. Наряду с сочетанием интересов на государственном уровне Российской Федерации и ее субъектов, необходим учет интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни или иной обособленной территории, получившей статус муниципального образования. Выразителем таких интересов выступает жестяное самоуправление, имеющее по Конституции РФ соответствующие полномочия на самостоятельное решение вопросов, связанных, прежде всего, с социальным обеспечением населения, проживающего на подведомственной территории. Решение указанных проблем на местном уровне неразрывно связано с наличием и структурой местных финансов и, прежде всего налоговой системы и бюджета муниципального образования.
Введение 3
1. Местная налогово-бюджетная система, ее структура и роль в бюджетной системе Российской Федерации...... .5
1.1 .Значение местных бюджетов в бюджетной системе России. 5
1.2.Законодательная база бюджетов местного самоуправления и
формирование налогового климата 7
1.3 .Доходы местных бюджетов и налоговая система муниципального
образования 12
1.4.Структура расходов местных бюджетов 15
1.5.Дефицит бюджета и
Содержание.
Стр.
Введение
1. Местная налогово-бюджетная система, ее структура и роль в бюджетной системе Российской Федерации......
1.1 .Значение местных бюджетов в бюджетной системе России.
1.2.Законодательная база бюджетов местного самоуправления и
формирование налогового климата
1.3 .Доходы местных бюджетов и налоговая система муниципального
образования
1.4.Структура расходов местных бюджетов 15
1.5.Дефицит бюджета и источники покрытия
Заключение
Приложения.
Введение
Местное самоуправление является важным и неотъемлемым элементом практически любого современного государства. Наряду с сочетанием интересов на государственном уровне Российской Федерации и ее субъектов, необходим учет интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни или иной обособленной территории, получившей статус муниципального образования. Выразителем таких интересов выступает жестяное самоуправление, имеющее по Конституции РФ соответствующие полномочия на самостоятельное решение вопросов, связанных, прежде всего, с социальным обеспечением населения, проживающего на подведомственной территории. Решение указанных проблем на местном уровне неразрывно связано с наличием и структурой местных финансов и, прежде всего налоговой системы и бюджета муниципального образования.
Актуальность рассмотренных в настоящей работе вопросов определяется, прежде всего тем, что социально-экономическое планирование развития любого муниципального образования основывается в первую очередь на финансовой самостоятельности и наличии финансовых ресурсов. Основными источниками пополнения местных бюджетов продолжают оставаться налоговые поступления от всех видов налогов и сборов, осуществляемых на территории муниципального образования, поэтому первоочередной задачей функционирования и развития городского хозяйства и финансового обеспечения социальных прав граждан, проживающих в его пределах является повышение доходности местного бюджета. С этой целью основным вопросом, определяющим финансово-экономическую и социальную жизнь города и подлежащим всестороннему изучению в настоящей работе, будет оценка налогово-бюджетной самостоятельности муниципального образования.
Объектом исследования выступает налогово-бюджетная система Касимовского района и непосредственно местный бюджет в период 2000 - 2003г.г. В составе основного объекта, подлежащего изучению с позиций оценки финансовой самостоятельности, исследуются основные налоговые поступления в доходную часть районного бюджета.
Цель настоящего исследования четко сформулирована в его теме: дать оценку налогово-бюджетной самостоятельности муниципального образования Касимовского района и наметить пути повышения доходов местного бюджета. Достижение указанной цели определяется выполнением ряда задач:
1. Изучить структуру и назначение местной налогово-бюджетной системы в России, определить ее место в бюджетной системе РФ.
2. Выявить структуру доходов и расходов местных бюджетов и особенности их формирования.
3. Проанализировать объем, структуру и динамику налоговых поступлений в бюджет муниципального образования –Касимовский район.
Настоящее квалификационное исследование выполнено на материалах решений и постановлений Совета депутатов Касимовского района в области формирования местного бюджета и развития межбюджетных отношений в указанный временной период. Кроме того, разработка концептуальных вопросов, связанных с характеристикой местной налогово-бюджетной системы как экономической категории и определением путей повышения доходности местных бюджетов на основе использования российского опыта других регионов, основывается на представленной учебно-монографической, периодической литературе и нормативно- правовых источниках.
1. Местная налогово-бюджетная система, ее структура и роль в бюджетной системе Российской Федерации.
1.1.-Значение местных бюджетов в бюджетной системе РФ.
Бюджет является важнейшей составляющей местных финансов, при этом наиболее значительным и находящейся в непосредственном распоряжении и управлении местные органы власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производственных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в реализации социальных программ.
Бюджет - есть форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти. Он является составной частью и важнейшим звеном финансовой системы страны в целом. Содержание бюджета определяется составом и структурой его доходной и расходной частей.
Бюджет является основным финансовым планом той территории, для которой он составляется. В бюджете сосредотачивается и через него расходуется значительная часть производимого валового продукта. Как основной финансовый план образования и использования фонда денежных средств бюджет представляет собой сложную экономическую категорию, объединяющую целый ряд видов и форм финансовых отношений:
- по доходам - все виды поступлений, образующих фонд денежных средств;
- по расходам- все виды расходов, образующих совокупность форм использования этого фонда денежных средств. Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней.
Первый уровень - федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов. Это основной финансовый план государства, утверждаемый федеральным собранием и имеющий статус федерального закона.
Второй уровень - бюджет субъектов Федерации и бюджет территориальный государственных внебюджетных фондов. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации (4 х 21), бюджеты краевые, областные (56), автономных образований (10), а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Третий уровень - местные бюджеты (29 000) - это городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.
Свод бюджетов ниже стоящих территориальных уровней и бюджета, соответствующего национально-государственного и административно-
Районы, города, районы в городах, поселки , т.е. муниципальные образования, имеют собственные бюджеты и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации. Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты органов местного самоуправления» рассматриваются как синонимы .
Бюджет муниципального образования (местный бюджет)- это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, относимых к предметам местного ведения. Региональные и местные бюджеты наряду с республиканским бюджетом Российской Федерации образуют бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с принятым Бюджетным кодексом бюджетная система страны стала включать в себя не только бюджет соответствующих уровней, но и бюджет государственных внебюджетных фондов. К государственным внебюджетным фондам относятся:
- пенсионный фонд РФ
- фонд социального страхования РФ
- федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- государственный фонд занятости населения РФ
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
- единство бюджетной системы РФ
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ
- самостоятельности бюджетов
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных форм
- сбалансированности бюджетов
- фиктивности и экономности использования бюджетных средств
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
- гласности
- достоверности бюджетов
- адресности и целевого характера бюджетных средств
- принцип прозрачности бюджета
Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, или же это совокупность и последовательность процедур, содержанием которых является бюджетное планирование.
Бюджетное планирование охватывает систему мероприятий по образованию и использованию централизованного фонда денежных средств. Оно включает в себя процессы составления, рассмотрения и утверждения бюджета. По своему экономическому содержанию бюджетное планирование представляет собой распределение национального дохода в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Оно осуществляется в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территории.
Базовым макроэкономическим показателем для формирования параметров бюджета является объем ВВП и темпы его роста в очередном финансовом году , предполагаемый уровень инфляции и другие показатели. Составлению проекта местного бюджета предшествует разработка прогноза социально-экономического развития данного муниципального образования отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов , на базе которых органы исполнительной власти и осуществляют формирование проектов бюджетов.
Формирование бюджета осуществляется в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджетная классификация РФ - есть группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета
Основными характеристиками бюджета являются: объем доходов бюджета, объем расходов бюджета, в том числе, бюджета текущих расходов и бюджета развития, превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его придельный процент по отношению к расходам, дотации и субсидии бюджетам нижестоящего территориального уровня, размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджет нижестоящего территориального уровня, оборотная кассовая наличность.
Единство бюджетной системы предопределяет и единство бюджетного планирования. На всех стадиях бюджетного процесса осуществляется увязка всех звеньев бюджетной системы.
Местные бюджеты являются низшим звеном бюджетной системы страны. Однако именно из местных бюджетов осуществляется подавляющая часть социальных расходов, происходит удовлетворение текущих потребностей населения.
1.2. Законодательная база бюджетов местного самоуправления и формирование налогового климата.
Понятие «компетенция» включает в себя предметы ведения, права и обязанности органов власти. Компетенция органов власти определяется через правовые нормы и выступает как явление правовое, законодательно регламентированное.
В любом государстве аналогично разделению ветвей власти на представительную и исполнительную в бюджетном процессе происходит разграничение компетенции представительных и исполнительных органов власти.
Законодательная база осуществления бюджетного процесса в РФ строится с учетом Федерального устройства государства.